Методическая разработка Урок письма

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

«Урока письма»

для младшего школьного возраста.

Цели :

  • Сконцентрировать внимание школьников на ценность родного языка.

  • Узнать о видах письма (деловое, официальное , личное)

  • Ознакомить с историей письма , российской традицией эпистолярного жанра, услугами почтовой связи

Задачи :

Регулятивные УУД:

  • Ставить учебную задачу

  • Оценивать выполненные задания

Познавательные УУД:

  • Активизировать словарный запас учащихся

  • Развитие орфографической зоркости, образной речи, наблюдательности

  • Дать возможность научиться обобщать, делать выводы , выделять главное,

соблюдать последовательность

  • Познакомить с письмом , как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности.

  • Познакомить с правилами и вежливыми формами переписки( культура речи)

Коммуникативные УУД:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа :

- просмотр мультфильма «Почта»(1939г.) по произведению Б.Житкова

- словарная работа по теме «Услуги связи»

- чтение художественных произведений о почте(Б.Житков «Почта», А.Чехов «Ванька» и др.)

-знакомство с загадками на тему «Почта»

- аппликации, поделки, рисунки на тему «Почта»

- составить рассказ на одну букву «П»

Например :

«Петя Павлов прислал письмо прелестной подружке Поломошновой Полине. Полинка прочитала приятное послание приятеля .Полина принялась писать письмо Пете. Пришлось попросить папу принести пенал. Пришёл папа, похвалил Полю, просил передать Пете пламенный привет .Письмо Пете пришло по почте.»

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

Улыбнулись друг другу:

Прекрасно всё на небе ,

Прекрасно на земле,

Прекрасно всё на свете ,

Прекрасно всё во мне!

Введение в тему :

У :-Загадка :

- Без ног приходит,

Без языка разговаривает.(письмо)

- Правильно, это письмо.

У: Кто догадался , о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Поставьте себе цель на урок

Мы познакомимся с историей письма, этикетом его написания, видами писем.

Д: Я хочу научиться правильно писать письма. Узнать историю письма.

Дети читают стихи :

-Почта ходит, ездит и летает,

Почте путь открыт везде.

А когда ей суши не хватает,

Плыть готова по воде!

-Недаром , каждый знает, что письмо,

Не примчится в дом само!

И в любые времена,

Почта всем нужна!

-Почтальон счастливей всех- поверьте.

Почтальон всегда в пути!

Новость в запечатанном конверте,

Должен в срок он принести!

-Недаром ,каждый знает, что письмо,

Не примчится в дом само!

И в любые времена,

Почта всем нужна!

- А знаете ли вы , когда возникло первое письмо?

- Первыми письмами были изображения.(слайд)

- Жители Мессопотамии много тысяч лет тому назад писали на сырых глиняных табличках.У индейцев Перу в Южной Америке был свой способ писать - узелками на длинной верёвке, это называлось кипу- узелковое письмо.

Твоя коммуникативная задача.

У- Вы , конечно , знаете, что люди вступают в переписку для решения какой-то задачи:

Работа в группах :

У:Обсудите и подберите варианты ответов , для чего люди вступают в переписку :

-в это весенний день вы хотите поздравить самого родного вам человека - маму- с днём 8 Марта, которая отдыхает в санатории;

- вам предстоит рассказать своему брату в армии о своей учёбе;

-вы спешите поделиться радостью с подружкой из лагеря о маленьком щенке.

Это и есть коммуникативная задача или коммуникативное намерение :

Поздравить

Рассказать(передать знания)

Поделиться радостью(делиться впечатлениями)

- Проверка работы групп (чтение ответов на экране).Дополняем ответы других групп.

Работа в парах :

- Вспомните художественные произведения , в которых литературные герои писали письма:

На экране ответы: (проверка работы в парах)

  • А.Чехов «Ванька»

  • Б.Житков «Почта»

У : У кого так же, у кого по -другому? Оцените себя :зелёный -согласен, красный - не согласен.

Личные письма писать большей частью приятно, ведь вы общаетесь с родными и близкими вам людьми.

Этикет написания письма: (слайд)

  • Сначала надо поздороваться , годиться просто слово «Привет!»

  • В случае , если вы задержались с ответом, вежливо будет извиниться и упомянуть о причинах.

  • Если вы уже в состоянии переписки с адресатом и вам были заданы вопросы, то самое время ответить на них сейчас.

  • Потом , после вводной фразы «У меня всё хорошо» можно переходить к изложению событий, написать о том , что вас волнует. Поскольку , стиль общения неформальный, подойдут шутки, сплетни (ваша оценка событий или описание мнения окружающих) и пересказ статьи из модного детского журнала .Одним словом, используйте всё, что сделает ваше письмо интересным. Хорошо оживят письмо смайлики, вопросы типа «Ну, как?», «Правда ,отлично?».

  • Старайтесь быть искренними. Поинтересуйтесь, как идут дела у вашего адресата, задайте в свою очередь вопросы для продолжения переписки.

  • В конце письма выразите свои чувства , например « очень люблю тебя, бабушка», «хотелось бы встретиться», «с нетерпением жду ответа» и т.д. Обязательно поставьте свою подпись (по электронной почте часто пропускают), а ведь адресат может и не догадаться от кого письмо ( по электронному адресу не всегда понятно).Перечитайте письмо и, если необходимо, исправьте ошибки. Людей ,обычно, они раздражают и показывают недостаток уважения.

- В письме есть:

Общение контакт

Взаимодействие взаимопонимание

Письменная речь должна быть:

  • Фактическая точность ( допускаешь фактические ошибки , потому что плохо знаешь то, о чём пишешь, нужно верно называть факты, события , рассказать всё, как это было на самом деле)

  • Речевая , коммуникативная точность (все слова употреблять в соответствии с тем , что они обозначают, и что хочешь сказать)

Д : Стихи :

- Лишние слова, лишние слова

Писать не будем!

В ерунде такой

Пользы никакой

Ни себе , ни людям.


  • Учимся писать - редактировать.

«Умел ошибиться- умей и поправиться» пословица

- У: как вы понимаете эту пословицу?

«Когда оглядываю свою законченную работу, всегда думаю «А что тут без особенного ущерба можно выкинуть?» И никогда ещё не раскаивался и не жалел о сокращениях.» В.Г.Короленко

На экране :

Это лишнее. Зачеркни его >

Это неудачное выражение (слово).Замени его. Надпиши нужное

Зачеркни ненужное (лишнее)[ ]

Включи недостающее! Дополни!

Прослушайте стихотворение Джанни Родари «Письмо фее»(слайд)

-Как вы думаете, это письмо написали фее богатые или бедные детишки? Докажите свою мысль .

Д : Правда ли, феи порою ночной

Сыплют гостинцы в чулок шерстяной?

Правда ли, феи на праздник игрушки

Детям хорошим кладут под подушки?

Я не шалил ,хорошо себя вёл,

Но ничего я в чулке не нашёл.

Милая фея, в канун новогодний

Должен твой поезд промчаться сегодня.

Только боюсь я, что в поезде скором

Ты пронесёшься по нашим просторам

Мимо убогих домишек и хат,

Мимо хороших , но бедных ребят.

Фея , мы будем тебе благодарны,

Если ты выберёшь поезд товарный.

Пусть он стоит у любого двора,

Где ожидает тебя детвора !

- О чём и как бы вы попросили фею в канун Нового года?

У :- Дома ей можете сами написать письмо .Или тому, кому хотите, кому уже давно не писали.

-Письма - это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе , летят на самолёте. Но как и всякому путешественнику ,письмам нужны проездные билеты .Поэтому каждый, кто посылает письмо , должен купить почтовую марку. почтовые марки придуманы в Англии около 200 лет назад.

В 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза был учреждён праздник - Неделя письма. Он проводится в октябре каждого года. Это праздник - не только почтальонов, но и взрослых людей и детей.(слайд).

У :- Письмо необходимо доставить в определённое место страны или мира. Ускорить работу помогают машины - сортировщики. (слайд)

- Они считывают не весь адрес , а только почтовый индекс , который находиться в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Эти цифры надо писать по специальным точкам и специальным шрифтом. Почему ?

-Первые три цифры обозначают область, город или республику.

-Три других - почтовое отделение.

- Например : у нас в Корткеросе индекс 168020.

168- Республика Коми

020- номер нашего почтового отделения

- Ещё обязательно должен быть адрес адресата (для кого отправлено письмо):

-кому и куда (в правом нижнем углу конверта)

- адрес отправителя (кем отправлено письмо) от кого и откуда(в левом верхнем углу конверта)

У:- Дома попробуйте написать письмо , отредактировать его ,как мы учились, подписать правильно конверт (адрес куда - откуда ,от кого и кому , индекс (куда и откуда).Кто позволит , мы проверим правильность написания письма, как вы оформили конверт и можно будет отправлять письмо в путь.

Итог занятия:

-Молодцы! Мы сегодня очень хорошо с вами поработали на занятии.

- Вы узнали что-то новое ? Что именно?

-Продолжите предложение :

-«Мне понравилось…»

-«Хочу рассказать друзьям…»

-« Я задумался…»

-«Хочу поблагодарить…»

- У каждого из вас на столе лежат конвертики:

красные , синие и жёлтые.

- Красный -«занятие очень понравилось, узнал много интересного и нового»

- Синий - «занятие понравилось»

- Жёлтый -«занятие обыкновенное, ничего интересного, нового ничего не открыл»

- У меня на столе почтовый ящик. Подумайте и отпустите в почтовый ящик конвертик со своим мнением.

- Спасибо за занятие! До свиданья!

Литература :

  • Житков Б. «Почта»

  • Короленко В.Г. «Избранное»

  • Родари Джанни «Письмо фее»

  • Мультфильм «Почта»(1939) по произведению Б.Житкова

  • Ушакова О.Д. «Пословицы , поговорки и крылатые выражения».- С.-П.»Литера», 2005


© 2010-2022