Доклад. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вафина Л.И.

доклад на тему:

«Духовно-нравственное воспитание учащихся

на уроках русского языка и литературного чтения

в начальной школе»


В настоящее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков, так как самая большая опасность в нашем обществе не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования планирует достижение следующих результатов: 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: -ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; - элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации; - начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - уважительное отношение к традиционным религиям; - неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: - ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; - ценностное и творческое отношение к учебному труду; - элементарные представления о различных профессиях; - первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; - осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; - первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; - потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; - мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. 4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности и нравственности в сохранении здоровья человека; - первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. 5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде(экологическое воспитание): - ценностное отношение к природе; - первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; -элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; - первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; - личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): - первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; - первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; - элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; - первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; - первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; - первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; - мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи. Системы учебников УМК «Перспектива» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. В воспитательном потенциале УМК «Перспектива» особенное место занимает «Русский язык», который несет особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывает толерантность, учит решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивает уважение и интерес к творческой работе. (слайд 7) Учебник «Литературное чтение» содержит литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт. Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта. С первых уроков обучения грамоте, опираясь на материал учебника, дети параллельно с изучением русского языка познают основы нравственности:

Мир, окружающий нас (природа) - творение Божие;

Россия - Родина моя.

Труд - основа жизни.

Каждый день даётся в дар для добрых дел. (слайд 8)

Читая стихи русских поэтов о Родине, о природе, дети учатся любить родную землю, родной свой край, Отечество:

И. Никитин. «Русь»

И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…»

Знакомясь с произведениями о маме, школьники постигают любовь к ближнему:

Р. Рождественский. «На земле хороших людей немало…»

Ю. Энтин. « Песня о маме»

Б. Заходер. «С папой мы давно решили»

А. Барто. «Перед сном» Ясные и живые повествования о том, «что такое хорошо и что такое плохо», дают почувствовать детскому сердцу красоту и достоинство добродетельных поступков, а порок, напротив, представляют в его недостойном виде. С этой целью особенно полезно чтение библейской истории из детской православной художественной литературы, в которой прекрасно изображено состояние невинности, зловредность греха, счастье семейного мира, блаженство благоговейного хождения пред Богом, равно как наказания за непозволительное любопытство, ненависть, неуважение к почтенной старости и т. п.

Это жития Святых, произведения русских писателей и устного народного творчества:

Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить»

Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»

В. Осеева. «Просто старушка»

А. Гайдар. «Совесть»

Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Нанайская сказка «Айога» и др. В разделе «Люби живое» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвин. «Ребята и утята» В.В. Бианки. «Хитрый Лис и умная Уточка» Саша Чёрный. «Жеребенок» т.д. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьет детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир - это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить. На уроках литературного чтения дети знакомятся с биографиями писателей и поэтов. Это даёт благодатную возможность приоткрыть детям православные странички жизни А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Н.Н. Носова и многих других авторов. Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически. (слайд 9) При анализе прочитанного произведения постоянно использую пословицы, которые выражают идею произведения, раскрывают характеры героев, содержат мудрый совет или предостережение. Дети соотносят пословицы, данные в книге для чтения, с содержанием произведения, подбирают другие, выражающие эту же мысль.

Много захочешь - последнее потеряешь.

Всё что спрятал, то пропало, всё что отдал, то твоё.

Всякое умение трудом даётся.

Без терпенья нет уменья.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Лад и согласие - первое счастье.

Не спеши языком, торопись делом.

Работа с пословицами продолжается и на уроках русского языка с целью решения не только воспитательных, но и учебных задач:

- привитие любви и интереса к изучению русского языка;

- формирование каллиграфического навыка;

- развитие орфографической зоркости;

- расширение и обогащение словарного запаса;

- развитие речи. (Слайд 11) Достижению этих же целей способствует использование текстов духовно-нравственного содержания, а также о природе - красоте Божиего творения. Тексты и отрывки из них включаются в упражнения, способствующие закреплению нового материала, выработке умений и навыков грамотного письма.

Песня о дружбе

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт.

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг.

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку. С. Михалков

- Назови синоним к слову верный.

- Напиши по памяти первую часть стихотворения.

- Устно составь текст из 4-5 предложений на тему «О моём друге (подруге)».

Доброта с годами не стареет.

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

- Как понимаешь значение слова доброта?

- Подбери к слову доброта антоним.

- Запиши однокоренные слова к слову доброта.

Проводятся следующие виды упражнений:

Чистописание.

А руки, брат, великий клад:

Для дел даются руки.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

За правду стой горой, и Господь с тобой.

Будь осторожен на слова. За всякое пустое слово дашь ответ Богу.

Ласковое слово, что весенний день.

Себялюб никому не люб.

Не говори ложь, иначе не поверят и на грош.

Орфографическая зарядка.

- Найди и обозначь изученные орфограммы:

Ошибся, что ушибся: вперёд наука.

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей -

Всё, что зовётся Родиной твоей!

Дождь вежлив как никто другой:

без стука к людям ни ногой.

Выборочный диктант.

- Запишите имена существительные в начальной форме.

- Определите род, склонение.

Нет в России пальм зелёных,

Всё берёзоньки да клёны

И пушится над водой

Верба веткой молодой.

Верба ветки дарит нам -

Мы несём их в Божий храм,

И под колокольный звон

Ставим ветки у икон.

- Спишите пословицы. Подчеркните антонимы - имена прилагательные.

Маленькое дело, лучше большого безделья.

С малого начинай, достигнешь большого.

Новых друзей наживай, а старых - не забывай.

Письмо по памяти.

Слава святому труду!

Бедность и труд честно живут

С дружбой, с любовью в ладу.

Слава святому труду!

- Какие слова с парными согласными на конце надо проверить?

- Для какого слова в стихотворении есть проверочное слово? Найди его.

Комплексный анализ текста:

тема, главная мысль, ключевые слова, орфография, пунктуация.

У солнца руки горячи,

Работают с охотой.

Всю землю кисточки-лучи

Покрыли позолотой.

А серый дождик - озорник

Тихонько подошёл

И всё зачиркал - чик, чик, чик -

Простым карандашом. А. Шибаев

Накануне православных, народных праздников включаю в уроки русского языка строки, посвящённые этим событиям. (Науруз, Сабантуй, Сюмбель, Рождество, Пасха, Масленица)

Курбан Байрам

Вновь Курбан Байрам священный!
Угощенье на столах!
Пусть к семье твоей бесценной
Будет милостив Аллах!
Будь здоровым и богатым!
Только лишь не позабудь
Поделиться счастьем с братом,
Чтобы светлым был твой путь!

Пасха Христос воскрес! Опять природа Встречает новую весну. И православному народу Подарит неба синеву! Любить, прощать Христос зовёт. Пусть огонёк свечи пасхальной Все души к Богу повернёт!

Доклад.Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Спишите название православных праздников. Сколько звуков в этих словах? А сколько букв?

Пасха, Рождество, Крещение Господне.

«Быть человеком - значит победить в себе то, что мешает существованию добра на земле: лень, страх, страсти, немощи. Быть человеком - значит воспитать в себе все лучшее, высшее, любить добро, делать его, стремиться к нему».

9


© 2010-2022