Разработка урока по русскому языку Исследование слова неделя

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Закрепление знаний по теме «Предложение». Исследование слова «Неделя».

ЦЕЛИ: 1. Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной задачи.

2. Создать условия для формирования таких личностных качеств как ответственность; коммуникабельность.

ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания о правописании согласных и безударных гласных в словарных словах.

2. Закрепить умения производить известные виды грамматического анализа.

3. Закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.

Тип урока: урок-исследование.

Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.

Оборудование:

  1. Карточки с названиями разделов русского языка.

  2. Карточки для каждого учащегося с текстом для орфографической работы.

  3. Карта исследователя.

  4. Толковый словарь.

  5. Схема к составлению словосочетаний.

  6. Презентация к уроку.

  7. Мультимедиа-проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

1.1 Приветствие.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

- Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

1.2. Рефлексия.

- Вы уже обратили внимание на наличие в нашем кабинете рисунка с изображением радуги. Задание будет несколько необычным. Объясните свое настроение выбором того или иного цвета. Обоснуйте свой выбор, какие ассоциации у вас возникли?

(учащиеся называют выбранный цвет, объясняют свой выбор)

- Цель нашего урока - сделать урок познавательным, полезным, теплым, запоминающимся, живым. Тогда в путь!

2. Актуализация опорных знаний.

2.1. Гимнастика для ума.

Для начала я предлагаю выполнить гимнастику для ума. Это слово подскажет нам тему сегодняшнего урока.

к

ы

л

о

а

ю

р

т

б

е

н

д

н

р

г

а

ф

ь

календарь

Зачем человеку нужен календарь?

2.2. Каллиграфическая минутка.

-Чем вы представляете ручку? (под звуки классической музыки, ребята пишут буквы Кк)

Кк

календарь

Назовите орфограммы в слове календарь.

Восстановите деформированное предложение.

Календаре, в, дни, показаны, в, году, все.

- Какое это предложение по цели высказывания, по интонации, распространенное или нераспространенное, полное или неполное? Запишите предложение, а теперь запишите его по - арабски (справа - налево)

3. Вводно-мотивационная часть.

Ребята, мы закончили изучение темы «Предложение». Сегодня урок обобщения знаний. Урок у нас будет необычный, урок-исследование. А вы будете исследователями. Предметом нашего исследования будет слово, спрятанное в сказке.

Чтение сказки В.И.Даля «Старик-годовик».

Вышел старик - годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз- и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Сколько раз махнул старик-годовик рукавом? Почему?

С.97 у338. Отгадать загадки о временах года. Выписать повествовательные предложения.

Что это за птицы вылетали из рукава старика-годовика?

3.3. Словарно-орфографическая работа.

1.Взаимные диктанты. Работа в парах.

Август, апрель, декабрь, ноябрь, октябрь, февраль, январь.

2. Что за семь перьев в каждом крыле? Что значит - одна половина пера белая, а другая черная? Сегодня мы исследуем слово «НЕДЕЛЯ».

П

ЛЕКСИКА

осмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.

Разработка урока по русскому языку Исследование слова неделя

НЕДЕЛЯ

Разработка урока по русскому языку Исследование слова неделя

ФОНЕТИКА

Разработка урока по русскому языку Исследование слова неделя

Разработка урока по русскому языку Исследование слова неделя

СЛОВООБРАЗО-ВАНИЕ

Разработка урока по русскому языку Исследование слова неделя

МОРФОЛОГИЯ

Разработка урока по русскому языку Исследование слова неделя

СИНТАКСИС



4. Познавательный этап.

Заполняем карту исследователя.

4.1. Фонетика.

-Что изучает фонетика? Рассмотрим, из каких звуков состоит слово. Для этого произведем фонетический анализ слова (один ученик работает у доски).

Неделя - 3 слога. Не-де-ля [ н'э д'э л'а]

н [н'] - согл, звон, непарн, мяг.

е [ и] - гласн., безударн.

д [д'] - согл., звон., парн., мяг.

е [э ] - гласн., ударн.

л [ л'] - согл., звон, непарн., мяг.

Я [а ] - гласн., безударн.

6 б, 6 зв.

-Подведем итог. Что можно сказать о количестве букв и звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Какие звуки в слове не соответствуют написанию?


  1. Орфография изучает правописание слов..

- Что изучает раздел орфография? (правописание)

- Какие орфограммы есть в слове неделя. Это безударная гласная, непроверяемая ударением, правописание этого слова надо запомнить.

ФИЗМИНУТКА «Толстощекий колобок»


  1. Лексика изучает значение слова.

Значение слова «неделя». Учащиеся готовят дома сообщения о значении слова неделя.

Раньше слово неделя означало то, что сейчас у нас означает слово воскресенье - день, когда отдыхают, не работают. Прислушайтесь к слову неделя: на какие части оно распадается? Не-дело. В это день раньше ничего не делали, а семь дней в те времена обозначали словом седмица. Это слово утратилось, а его место заняла неделя. Неделя - это семь дней недели

Учащиеся читают текст.

Названия дней недели.

От старого значения слова неделя произошло название первого дня - понедельник - день после недели. Вторник, среда, четверг и пятница получили свои названия по своей очередности. Среда-день, находящийся в середине недели. Воскресенье - конец недели, новое начало. Только слово суббота пришло к нам из еврейского языка. Оно обозначает покой, отдых.

Выпишите названия дней недели, обозначьте орфограммы. Объясните написание.


  1. Словообразование изучает образование слов .

Разбор слова неделя по составу. Самостоятельно образуйте от слова неделя однокоренные слова. Объясните. Проверьте, как я выполнила задание:

Недели

Понедельник

Неделька

Неделим

Недельный

  1. Морфология изучает слова, как части речи. Но мы еще не знаем частей речи. Определите, что обозначает это слово, на какой вопрос отвечает.


  1. Синтаксис изучает словосочетание и предложение.

С

∙ ∙ ∙



Разработка урока по русскому языку Исследование слова неделя

Разработка урока по русскому языку Исследование слова неделя

Разработка урока по русскому языку Исследование слова неделя

оставь словосочетание по схеме

Игра «Путешествие по предложениям». Расшифруй предложение.

1

2

3

А

Неделя

тянется

пролетит

Б

месяц

за

февраль

В

и

зимы

короткий

Г

долгий

год

неделей

А1-Б2- Г3-В1-Г2-А3. Обозначит грамматическую основу. Какое это предложение. Образуйте вопросительное, побудительное предложение, восклицательное.

  1. Итог урока.

Сегодня мы исследовали слово «неделя», повторили все о «предложении». Мы изучили это слово с точки зрения разных разделов, каких? Что было особенно интересным? Какое задание вызывало трудности? Что вы узнали нового?

Перед вами дерево с листочками. На каждом листочке оценка. Оторвите тот листочек, который соответствует вашей оценке, и вложите в тетрадь.

ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Август, апрель, декабрь, ноябрь.

ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Октябрь, сентябрь, февраль, январь.


ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Август, апрель, декабрь, ноябрь.

ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Октябрь, сентябрь, февраль, январь.


ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Август, апрель, декабрь, ноябрь.

ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Октябрь, сентябрь, февраль, январь.


ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Август, апрель, декабрь, ноябрь.

ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Октябрь, сентябрь, февраль, январь.


ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Август, апрель, декабрь, ноябрь.

ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Октябрь, сентябрь, февраль, январь.


ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Август, апрель, декабрь, ноябрь.

ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Октябрь, сентябрь, февраль, январь.


ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Август, апрель, декабрь, ноябрь.

ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Октябрь, сентябрь, февраль, январь.


ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Август, апрель, декабрь, ноябрь.

ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ

Октябрь, сентябрь, февраль, январь.


к

ы

л

о

а

ю

р

т

б

е

н

д

н

р

г

а

ф

ь


к

ы

л

о

а

ю

р

т

б

е

н

д

н

р

г

а

ф

ь


к

ы

л

о

а

ю

р

т

б

е

н

д

н

р

г

а

ф

ь


к

ы

л

о

а

ю

р

т

б

е

н

д

н

р

г

а

ф

ь


к

ы

л

о

а

ю

р

т

б

е

н

д

н

р

г

а

ф

ь


к

ы

л

о

а

ю

р

т

б

е

н

д

н

р

г

а

ф

ь


к

ы

л

о

а

ю

р

т

б

е

н

д

н

р

г

а

ф

ь

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»


Школьное методическое объединение «Истоки»








ОТКРЫТЫЙ УРОК


по русскому языку


ПРОБЛЕМА: развитие орфографической зоркости учащихся.

КЛАСС: 2 «А»

ТЕМА: Закрепление знаний по теме «Предложение». Исследование слова «НЕДЕЛЯ».

Тип урока: урок-исследование.

Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.

Учитель: Штурн Е.В.


г. Усолье - Сибирское

2010 г.




САМОАНАЛИЗ

урока русского языка во 2 классе,

проведенного по теме: «Закрепление знаний по теме «Предложение». Исследование слова «НЕДЕЛЯ».


ПРОБЛЕМА: развитие орфографической зоркости учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.

На уроке организована учебно-поисковая деятельность учащихся с целью развития системного мышления; развития творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной задачи. Исходя из этого, успешно реализованы такие виды работы как грамматический разбор слова с разных сторон науки о русском языке, работа со словосочетание и предложением, развивающие словарно-орфографические упражнения. Использованы методы: проблемно-поисковый, наглядный, исследовательский, здоровье-сберегающие. Учащиеся получили дополнительные знания о происхождении слова «неделя», названиях дней недели. Осуществлена межпредметная связь: литература, история, окружающий мир. Учащиеся через заполнение карты исследователя систематизируют свои знания, осознают логическую взаимосвязь всех разделов науки о русском языке, расширяют словарный запас, овладевают научной терминологией. Деятельность учащихся мотивирована в начале урока, проведена рефлексия на заключительном этапе. Учащиеся активны, работоспособны, проявляют познавательный интерес. На уроке созданы условия для формирования таких личностных качеств как ответственность, коммуникабельность. Урок цели достиг.

Штурн Е.В.


© 2010-2022