- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме: Природная зона тундры (система Л. В. Занкова)
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме: Природная зона тундры (система Л. В. Занкова)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесник Т.Е. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Тема урока | Природная зона тундры |
Класс | 3 |
Место урока в системе обучения | IVчетв, урок №62, урок изучения нового материала |
Цель урока | познакомить с географическим положением тундры, особенностями климата, растительного и животного мира; прививать интерес к исследовательской деятельности; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе. |
Оборудование | Карта природных зон, гербарий с растениями тундры, мультимедиа, панорама с фильмом «Животные тундры», карточки, учебник |
По каким учебникам и учебным пособиям ведется работа на уроке | Учебник «Мы и окружающий мир», 3класс (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) |
Форма подведения итогов урока | Тесты, заключительное слово учителя |
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
- Новый материал.
1) Географическое положение. Самостоятельная работа в парах. Задание: По карте определите географическое положение тундры. Проверка (выступления детей) 2) Климат. Учитель: Экологические условия в тундре достаточно суровы. В любой летний день температура может быть ниже 00С, бывают заморозки, выпадает снег. (Слайд №5) Средняя температура июля не превышает + 100С. Не больше 2-3 недель длится время, которое с полным правом можно назвать летом. В это время температура воздуха может достигать +200С … +250С. Зима долгая, холодная (8-9 месяцев). Средняя температура января -360С. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры (до 10м/с), пурга. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается в других. Осадков выпадает немного. Однако в условиях холодного климата и этого, сравнительно небольшого количества, более чем достаточно. Воды из атмосферы поступает значительно больше, чем может испариться с земной поверхности. Сильных ливней не бывает, дожди обычно лишь моросят, их особенно много в осеннее время. (Слайд №6) Бывают полярные сияния. Почти на всей территории тундровой зоны распространена вечная мерзлота, иногда ее мощный слой доходит до 500м. Почва оттаивает летом на небольшую глубину - от 30см до 1м. Плотный мерзлый грунт не пропускает воду в глубь, и она застаивается на поверхности. Тундра буквально усеяна небольшими озерами и болотами.
Вывод: условия суровые, растительному и животному миру необходимо приспосабливаться к жизни в тундре. А узнать, как они приспособились - наша задача. 3) Растительный мир. (Слайд №7) Групповая работа. Цель: познакомиться с типичными растениями, выявить черты приспособленности к жизни в тундре. ПЛАН.
- Название растения;
- К какому классу относится: мхи, лишайники, хвойные, цветковые;
- Что это - дерево, кустарник, трава;
- Форма, величина, окраска; у цветковых - особенности стебля, листьев, цветка, плода;
- Как приспособились растения к жизни в тундре;
- Какую роль играют в экосистеме тундры;
- Для чего может быть использовано человеком.
- Что еще вам известно из дополнительной литературы о растениях тундры? (выступления детей ) Вывод: Как приспособились растения к жизни в тундре? Рефлексия (Слайд №8) Экспресс - тест. 1. За лето поверхность тундры оттаивает в глубину: а) на 50см; б) на 50м; в) на 500м. 2. Слой многолетней мерзлоты лежит до глубины а) 5м; б) почти 500м. 3. В тундре много болот и озёр, так как: а) многолетняя мерзлота не пропускает дождевую талую воду на глубину; б) с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. 4. Деревья в тундре низкие: а) карликовым легко спрятаться под снегом, у поверхности теплее, ветер слабее; б) корни крупных растений не могут удержаться из-за слоя вечной мерзлоты; в) не завезли в тундру обычные породы деревьев.
(Слайд №9) Самопроверка, самооценка.
4) Животные тундры. (Мультимедиа панорама «Тундра». Фильмы о животных: кайра, розовая чайка, песец, тупик, лемминги, белые гуси).
Задание: Записать названия животных - обитателей тундры.
Посмотрите внимательно по классу и выберите названия животных, которые обитают в тундре. (ФИЗМИНУТКА ПО БАЗАРНОМУ)
-А как они приспособились к жизни в этой природной зоне, вы узнаете из материала учебника на странице 114 - 115.
Вывод: Как приспособились животные к суровым условиям тундры?
-Проанализировав изученный материал, составьте цепи питания. (Самостоятельная работа). Проверка. (Слайд №10)
Учитель: В холодных волнах моря идет своя жизнь. Как только льдины откочуют на север, над гладью воды поднимают головы тюлени, котики, кое-где виднеются спины китов. Вслед за льдинами на север откочевывают и стада моржей. Богаты воды Северного - Ледовитого океана и рыбой.
-- Почему же в холодных северных морях много животных? (проникает теплое течение Гольфстрим) Из-за разницы температуры происходит постоянное перемешивание воды и насыщение ее кислородом. В таких условиях вырастают водоросли, и особенно бурно развивается планктон - основной корм рыб. Планктон - это мельчайшие водоросли и мельчайшие живые организмы.
Рефлексия (Слайд №11) Графический диктант (+ -)
- В тундре водится небольшой по размеру грызун - лемминг.
- Белая куропатка - хищная птица.
- Белая сова - растительноядная птица.
- Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.
- Песцы питаются леммингами.
- Дикий северный олень питается ягелем.
- Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.
- Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.
- Плотное оперение белой совы защищает её от ледяных ветров.
- Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.
- Итог урока
Бесконечно многообразие приспособлений, удивительны сила, жизнестойкость и цепкость природы тундры. Только благодаря этому местным обитателям удается сохранить жизнь в условиях Заполярья. Северные растения и животные существуют здесь на пределе своих возможностей. Равновесие, которое веками и тысячелетиями устанавливалось между природной средой и живыми организмами очень ненадежно. Его легко нарушить. Животные этой природной зоны уникальны, есть угроза их исчезновения. Поэтому многие из них занесены в Красную книгу, находятся под защитой государства.
(Слайд №12)
- Домашнее задание
- Ваша задача узнать, какие это животные и на следующем уроке о них рассказать.
- Учебник, с.114 - 118.
- Составить кроссворд, ребус или рассказ-загадку по данной теме.
V. Резервное время. Решение экологических задач. А) При уничтожении полярного волка увеличивается заболеваемость северных оленей. Почему это происходит? Б) В тундре живут лемминги, пищей им служат практически все растения тундры и грибы. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются на столько, чтобы уничтожить всю растительность?