Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме: Природная зона тундры (система Л. В. Занкова)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Природная зона тундры

Класс

3

Место урока в системе обучения

IVчетв, урок №62, урок изучения нового материала

Цель урока

познакомить с географическим положением тундры, особенностями климата, растительного и животного мира;

прививать интерес к исследовательской деятельности;

развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование

Карта природных зон, гербарий с растениями тундры, мультимедиа, панорама с фильмом «Животные тундры», карточки, учебник

По каким учебникам и учебным пособиям ведется работа на уроке

Учебник «Мы и окружающий мир», 3класс (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)

Форма подведения итогов урока

Тесты, заключительное слово учителя


Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
- Каких путешественников вы знаете? (Неарх, Ганнон, Колумб, Магеллан, Геродот, Питей, Васко да Гама, Пржевальский, Ермак, Никитин, Дежнев). (Слайд №1) - Какую географическую загадку разгадал Семен Дежнев? (соединяется ли где-нибудь Азия с Америкой?) - Почему же пролив, который открыл Дежнев, носит имя Берингов пролив? (1667г. на «Чертеже Сибирской земли» появилось изображение этого пролива и всего северо-востока России. Но, видимо, этот чертеж не стал известен в мире, поэтому пролив был открыт заново в XVIII веке Витусом Берингом).
  1. Новый материал.
-Какими качествами должен обладать путешественник? -Хотите ощутить себя путешественниками? Я предлагаю выбрать для нас необычный вид транспорта - оленей. (Слайд № 2) Возражений нет? Итак, в путь. (Слайд №3) Мы отправляемся в тундру. (Слайд №4) Тундра - в переводе с финского - «бесплодная» или «враждебная » земля.

1) Географическое положение. Самостоятельная работа в парах. Задание: По карте определите географическое положение тундры. Проверка (выступления детей) 2) Климат. Учитель: Экологические условия в тундре достаточно суровы. В любой летний день температура может быть ниже 00С, бывают заморозки, выпадает снег. (Слайд №5) Средняя температура июля не превышает + 100С. Не больше 2-3 недель длится время, которое с полным правом можно назвать летом. В это время температура воздуха может достигать +200С … +250С. Зима долгая, холодная (8-9 месяцев). Средняя температура января -360С. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры (до 10м/с), пурга. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается в других. Осадков выпадает немного. Однако в условиях холодного климата и этого, сравнительно небольшого количества, более чем достаточно. Воды из атмосферы поступает значительно больше, чем может испариться с земной поверхности. Сильных ливней не бывает, дожди обычно лишь моросят, их особенно много в осеннее время. (Слайд №6) Бывают полярные сияния. Почти на всей территории тундровой зоны распространена вечная мерзлота, иногда ее мощный слой доходит до 500м. Почва оттаивает летом на небольшую глубину - от 30см до 1м. Плотный мерзлый грунт не пропускает воду в глубь, и она застаивается на поверхности. Тундра буквально усеяна небольшими озерами и болотами.
Вывод: условия суровые, растительному и животному миру необходимо приспосабливаться к жизни в тундре. А узнать, как они приспособились - наша задача. 3) Растительный мир. (Слайд №7) Групповая работа. Цель: познакомиться с типичными растениями, выявить черты приспособленности к жизни в тундре. ПЛАН.
  1. Название растения;
  2. К какому классу относится: мхи, лишайники, хвойные, цветковые;
  3. Что это - дерево, кустарник, трава;
  4. Форма, величина, окраска; у цветковых - особенности стебля, листьев, цветка, плода;
  5. Как приспособились растения к жизни в тундре;
  6. Какую роль играют в экосистеме тундры;
  7. Для чего может быть использовано человеком.

- Что еще вам известно из дополнительной литературы о растениях тундры? (выступления детей ) Вывод: Как приспособились растения к жизни в тундре? Рефлексия (Слайд №8) Экспресс - тест. 1. За лето поверхность тундры оттаивает в глубину: а) на 50см; б) на 50м; в) на 500м. 2. Слой многолетней мерзлоты лежит до глубины а) 5м; б) почти 500м. 3. В тундре много болот и озёр, так как: а) многолетняя мерзлота не пропускает дождевую талую воду на глубину; б) с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. 4. Деревья в тундре низкие: а) карликовым легко спрятаться под снегом, у поверхности теплее, ветер слабее; б) корни крупных растений не могут удержаться из-за слоя вечной мерзлоты; в) не завезли в тундру обычные породы деревьев.
(Слайд №9) Самопроверка, самооценка.
4) Животные тундры. (Мультимедиа панорама «Тундра». Фильмы о животных: кайра, розовая чайка, песец, тупик, лемминги, белые гуси).
Задание: Записать названия животных - обитателей тундры.
Посмотрите внимательно по классу и выберите названия животных, которые обитают в тундре. (ФИЗМИНУТКА ПО БАЗАРНОМУ)
-А как они приспособились к жизни в этой природной зоне, вы узнаете из материала учебника на странице 114 - 115.
Вывод: Как приспособились животные к суровым условиям тундры?
-Проанализировав изученный материал, составьте цепи питания. (Самостоятельная работа). Проверка. (Слайд №10)
Учитель: В холодных волнах моря идет своя жизнь. Как только льдины откочуют на север, над гладью воды поднимают головы тюлени, котики, кое-где виднеются спины китов. Вслед за льдинами на север откочевывают и стада моржей. Богаты воды Северного - Ледовитого океана и рыбой.
-- Почему же в холодных северных морях много животных? (проникает теплое течение Гольфстрим) Из-за разницы температуры происходит постоянное перемешивание воды и насыщение ее кислородом. В таких условиях вырастают водоросли, и особенно бурно развивается планктон - основной корм рыб. Планктон - это мельчайшие водоросли и мельчайшие живые организмы.
Рефлексия (Слайд №11) Графический диктант (+ -)
  1. В тундре водится небольшой по размеру грызун - лемминг.
  2. Белая куропатка - хищная птица.
  3. Белая сова - растительноядная птица.
  4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.
  5. Песцы питаются леммингами.
  6. Дикий северный олень питается ягелем.
  7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.
  8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.
  9. Плотное оперение белой совы защищает её от ледяных ветров.
  10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.

  1. Итог урока

Бесконечно многообразие приспособлений, удивительны сила, жизнестойкость и цепкость природы тундры. Только благодаря этому местным обитателям удается сохранить жизнь в условиях Заполярья. Северные растения и животные существуют здесь на пределе своих возможностей. Равновесие, которое веками и тысячелетиями устанавливалось между природной средой и живыми организмами очень ненадежно. Его легко нарушить. Животные этой природной зоны уникальны, есть угроза их исчезновения. Поэтому многие из них занесены в Красную книгу, находятся под защитой государства.
(Слайд №12)
  1. Домашнее задание
  • Ваша задача узнать, какие это животные и на следующем уроке о них рассказать.
  • Учебник, с.114 - 118.
  • Составить кроссворд, ребус или рассказ-загадку по данной теме.


V. Резервное время. Решение экологических задач. А) При уничтожении полярного волка увеличивается заболеваемость северных оленей. Почему это происходит? Б) В тундре живут лемминги, пищей им служат практически все растения тундры и грибы. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются на столько, чтобы уничтожить всю растительность?








© 2010-2022