Организация делового сотрудничества с родителями учащихся первоклассников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества

Подготовили: классные руководители первых классов
Е.Б. Сальникова
Е.В. Хрусталева

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Обществу нужны личности смелые, творческие и инициативные. Первый учитель… Именно на него ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. А у учителя начальных классов каждые четыре года все начинается с чистого листа. Очень важным моментом является изучение личности ребенка и его семьи. «Семья является первичным лоном человеческой культуры… Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать; здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец». Русский философ Иван Ильин Как организовать деловое сотрудничество с родителями первоклассника? Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся. 1. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренним и уважительным. 2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку. 3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным. 4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. Изучая семьи учащихся, обращаем внимание на следующую информацию о семье ученика: - общие сведения о родителях или людях, заменяющих их; - жилищные условия семьи и материальная обеспеченность; - образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе; - уровень педагогической культуры родителей; - степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка. Изучение семей учащихся помогает ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад его жизни, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семьи используем различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры, проективные методики. Уже при первой встрече с родителями проводим анкетирование вида: 1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок? 2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка? 3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку? 4. Какие традиции и обычаи, по-вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе? 5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива? 6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения? С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят используем в анкетировании следующие вопросы: 1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать? 2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе? 3. Как ведет себя ваш ребенок дома? 4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса? 5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе? 6. Как выдумаете, каким будет будущее вашего ребенка? В дальнейшем для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания предлагаем родителям следующие вопросы: 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь? 2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе? 4. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка? 5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности? В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся используем и проективные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Для проективного исследования мнения учащихся используем следующие вопросы:  Школа для меня - это…  Класс, в котором я учусь, - это ...  Учитель для меня - это человек, который ….  Мои одноклассники - это…  Уроки для меня - это…  Предметы, которые мне нравятся, - это…  Предметы, которые мне не нравятся, - это… Для проективного исследования мнения родителей используем следующие вопросы:  Школа, в которой учится мой ребенок, - это…  Класс, в котором учится мой ребенок, - это…  Одноклассники моего ребенка - это…  Выполнение домашнего задания для моего ребенка - это…  Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это…  Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это... Обработанные материалы анкет учитываем при подготовке и проведении различных мероприятий с учащимися и родителями. В своей работе используем различные тесты. Очень результативными являются тесты, которые в своих ответах многовариативны. Тест «Я - родитель, я - приятель?!»: 1. Вы видите в своих детях: А) людей, равных себе; Б) людей, копирующих вас в молодости; В) маленьких взрослых; Г) благодарных слушателей. 2. Если вы спорите со своим ребенком, то: А) стараетесь ему не возражать; Б) признаете его правоту; В) спорите до полной победы; Г) уходите от спора. 3. Ваш ребенок празднует день рождения: А) вы вместе с ними за одним столом; Б) оставляете ребят одних; В) обслуживаете детей за столом; Г) уходите из дома. 4. В общении со своими детьми вы: А) откровенны; Б) закрыты; В) сдержанны. Возрастные особенности учащихся начальных классов позволяют широко применять рисуночные диагностики на одну и ту же тему для родителей и детей. Даем задание детям нарисовать рисунки на темы «Выходной день в моей семье», «Наша семья», а на родительском собрании предлагаем родителям составить коллаж на эту тему. Таким образом, проводим много различных исследований, с помощью которых можно вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем. Работу с родителями проводим в трех направлениях: 1. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы. К индивидуальным формам работы можно отнести консультации, беседы, посещение на дому. Посещение на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы учитель беспокоил их дома. Учитель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Каждая консультация или беседа должна тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому фиксируются классным руководителем, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей. К групповым формам работы с семьей относятся родительские собрания, конференции, круглые столы. 2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (творчество детей и их родителей, открытые уроки для родителей, внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, укрепление материально-технической базы школы и класса). 3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе управляющего совета школы, родительского комитета школы и класса, попечительского совета). Таким образом, постепенно удается наладить деловое сотрудничество с родителями первоклассников и подключить к совместной работе практически всех родителей. Такая работа позволяет получать: Ученику: радость от свободного умственного труда, творчества и общения; самостоятельность, уверенность, ответственность; стремление к сотрудничеству. Учителю: изменение взгляда на ученика; технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей; расширение возможностей для творчества. Родителям: уверенность в успешном будущем своего ребенка.




© 2010-2022