Проект Богатства, отданные людям

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский проект:

«Богатства, отданные людям»

Выполнила МИРОНОВА КРИСТИНА

ученица3-а класса КМОУ «СОШ №2 г. Суздаль»


Руководитель Дубынина

Альбина Витальевна-

учитель высшей категории,

отличник образования

Проект Богатства, отданные людям

Дмитрий Иванович Виноградов - изобретатель

русского фарфора


Из истории фарфора

Фарфор издавна славится своими высокими изобразительными возможностями. Он позволяет художнику через форму, фактуру, цвет выразить свое отношение к миру, воплотить свое представление о красоте.

Фарфор, как известно, придумали китайцы и многие сотни лет стойко хранили секрет производства этого удивительного материала - белого, полупрозрачного, звенящего. Впервые фарфор стали изготовлять в Китае в I тысячелетии нашей эры. Китайские мастера достигли в этом высокого совершенства. Отдельные образцы этих изделий попали в Европу в конце XIII века, однако способ изготовления фарфора в течение многих веков оставался для европейцев «китайским секретом», что придавало фарфору таинственность и повышало его ценность.

Европейские алхимики с таким же рвением стремились найти способы изготовления фарфора, как и золота. Первому разгадать китайский секрет удалось в 1709 г. немецкому учёному - алхимику Иоганну Бетгеру. В 1710 году в Германии в городе Мейсене он основал первый в Европе фарфоровый завод, а в 1717 году в Вене начал работать второй в Европе завод.

Так появился саксонский фарфор, рецепт которого немедленно стал государственной тайной. Как в Китае, так и на западе производство фарфора сохранялось в тайне, разглашение которой каралось как государственное преступление. Мастера фарфора давали клятву, что даже под страхом смерти никому ее не выдадут.

В Россию фарфор попал из Китая еще до начала его производства в Европе. В России бытовало два названия - «фарфор» и «порцелин». Второе и сейчас существует почти во всех европейских языках.

Попытки организовать производство фарфора (порцелина) в России начались еще при Петре I. Однако намерения наладить его в России руками иностранцев окончились неудачей. Приобрести драгоценный секрет изготовления фарфора ни в Европе, ни в Китае также не удалось.

Открыл секрет производства фарфора современник и друг М.В.Ломоносова замечательный русский ученый Д.И.Виноградов.

Он родился через 11 лет после открытия секрета фарфора, в старинном городе Суздале. Отец, протопоп Иван Виноградов, слыл известным и уважаемым в городе человеком. Он мечтал о том, чтобы Митя тоже стал священником. Мальчик хорошо учился в школе, потому вскоре отец задумал отвезти его в Москву, в знаменитую славяно-греко-латинскую академию.

За один год способный ученик проходил несколько классов, а еще он привязался к самому великовозрастному ученику академии - Михаиле Ломоносову. В 1736 г. способные студенты Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов по императорскому указу и представлению Петербургской академии наук были посланы в «немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства». Обучались друзья в Саксонии в Марбургском университете, где находились тогда «славнейшие во всем немецком государстве плавильные заводы» и работали искуснейшие учителя и мастера этого дела. Позднее Виноградов писал, что в Китае и Саксонии дело порцелина содержат весьма тайно.

Дмитрий Иванович Виноградов пробыл за границей до 1744 г., и, получив звание бергмейстера, вернулся в Россию. Там он сразу попал на только что основанную Невскую порцелиновую мануфактуру, где около 10 лет был Управителем и работал над поисками состава фарфоровой массы, глазури, красок.

Фарфоровый завод находился в восьми верстах от Петербурга. Бревенчатый одноэтажный дом, в одной половине - жилье для управителя, в другой - мастерские. А обжиг в печи проводили в построенном рядом амбаре. Трудились здесь почти тридцать рабочих да несколько живописцев, расписывающих фарфор. заведовал мануфактурой барон Черкасов - кабинет-секретарь и важная персона. Молодому управляющему Дмитрию Виноградову предстояло на основе физических и химических знаний о порцелине разработать состав фарфоровой массы и технологические приемы и способы изготовления настоящего фарфора; составить рецепты глазури и керамических красок разных цветов для живописи по фарфору. Какая глина нужна? Какие добавки? Как обжигать и при какой температуре? Мастер опробовал множество рецептов. Одних глин перебрал с добрый десяток: и подмосковные, и новгородские, и сибирские, и уральские.

Кроме того, Виноградов отрабатывал технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, испытывал различные сорта топлива для обжига фарфора, проектировал и строил печи, горны. Можно сказать, что весь процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому, да еще и готовить себе помощников и преемников. А между тем 30 января 1746 г. он уже начал испытания первого, экспериментального состава фарфоровой массы.

Вскоре Виноградов изобрел свой рецепт глазури, потом взялся за состав ярких и огнеупорных красок. В журнале записано около 40 веществ для получения различных негорючих красок: золотой и золотистой, пурпуровой и светло-красной, голубой и «самой черной». Свои рецепты мастер старался зашифровать, применяя итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова, пользуясь сокращениями. Дело в том, что Черкасов требовал засекречивать работу насколько это возможно.

Проект Богатства, отданные людям

Так в тяжелых трудах прошло почти пять лет. И вот наконец получен русский фарфор! Ничем не хуже китайского и саксонского. С 1747 г. Дмитрий Иванович приступил к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, имеющимся в музеях и носящим марку и дату изготовления. А в 1752 г. первый этап работ по созданию русского фарфора и организации технологического процесса производства завершился.

Проект Богатства, отданные людям

Ставок- одна из первых работ Виноградова Д.И.

Успехи Виноградова были столь заметны, что 19 марта 1753 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о приеме заказов от частных лиц на фарфоровые «пакетовые табакерки».

В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре делали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она в свою очередь дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 г., когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственный», принадлежавшего лично императрице, появление в продаже фарфоровых «кукол» - фигурок людей и животных. В те времена фарфоровую посуду держали в доме для престижа, хранили в специальных кладовых наряду с другими драгоценными вещами, и лишь спустя десятилетия фарфором начали сервировать столы.

Проект Богатства, отданные людям

Во всём мире известен фирменный рисунок - «кобальтовая сетка». Роспись сделана по мотивам росписи сервиза «Собственный», изготовленного Дмитрием Виноградовым для Елизаветы Петровны. Тёмно-синяя яркая сеточка гармонично ложится на белоснежную поверхность фарфора, а в месте пересечения тонких линий вспыхивают яркие золотые звёзды.

Силы и здоровье покидали Виноградова. Уже в 32 года он выглядел седым стариком, так согнули его непосильный труд и болезни. Самым тетради он записывал все, что узнал о фарфоре. Труд свой Виноградов назвал «обстоятельное описание чистого порцелина». А ниже добавил: «Точное наставление порцелинового дела».

Эта книга стала первой в мире научной работой о свойствах фарфора, «о каменьях и землях», из которых «чистый порцелин» приготавливается, о «красках и малевании», об устройстве обжи­гательных печей и горнов.

Он закончил книгу и теперь был спокоен за русский фарфор. Дело не остановится.

Летом 1758 г. он совсем занедужил, слег. Мучил его сильный жар, не хватало воздуха, болело в груди. Приехал из Петербурга лекарь, осмотрел, но определить болезнь не смог. А утром Дмитрия Ивановича не стало. Похоронили его на деревенском кладбище близ порцелиновой мануфактуры, которой он отдал все свои силы, свой талант и свою жизнь.

Императорский фарфоровый завод достиг больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него. Мастера завода изготовляли не только великолепные сервизы, предназначенные для царской семьи и вельмож, всевозможные предметы для интерьера - туалетные коробочки, подсвечники, часы, шахматы, табакерки, но и замечательные произведения мелкой пластики.

Художники-фарфористы создавали реалистические образы своих современников в скульптуре - ремес­ленников, крестьян, торговцев.

Сейчас на месте порцелиновой мануфактуры с ее темными амбарами и бараками стоят корпуса прославленного Ломоносовского фарфорового завода (с 1925 года - Ленинградский фарфоровый завод им. В.М.Ломоносова). На мраморной доске надпись: «здесь жил и работал создатель русского фарфора, основатель фарфорового производства в России Дмитрий Виноградов. 1720- 1758».

Дело Виноградова нашло в России своих продолжателей. К концу XVIII века в России насчитывалось уже несколько частных фарфоровых фабрик, а в начале XIX века их было уже более тридцати.


© 2010-2022