Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему Страна городов

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Страна городов

Цель: Создание условий для формирования у учащихся первоначальных представлений о становлении и развитии городов Древней Руси в 9-11 веках

Задачи:

Образовательные: организовать работу по ознакомлению с историей образования и становления городов Древней Руси на примере Киева и Новгорода

Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать устную речь, поисково-информационные умения

Воспитательные: воспитывать интерес к истории родной страны, умение взаимодействовать друг с другом

Оборудование: учебник, карточки для работы в группах, наглядный материал для самооценки, проектор, компьютер, презентация, план-задание для работы в группах, фломастеры, карточки со словами, береста, интерактивная доска

Ход урока

1. Мотивационно-целевой этап

Учитель: Ребята, к уроку все готовы? Пожелаем друг другу удачи и начнём наш урок окружающего мира.

Учитель: Вспомним времена Древней Руси, проведём блиц-опрос по группам, каждой группе свой вопрос. Я начинаю, вы заканчиваете.

  1. Первые жилища славян назывались…( поселения)

  2. Поселения были окружены…(бревенчатым забором, глубокими рвами)

  1. Так жители поселений защищались от ..(врагов и зверей)

  2. Как поселения превращались в города? ( разрастались, строились дома за стенами крепости)

  1. Центр Древнего русского города называется.. (кремль, крепость)

  2. Внутри крепости располагались …(дворец князя, дома знати, главная городская церковь)

  1. За пределами Кремля жили… (торговцы, ремесленники, простой люд)

  2. В каком веке возникло Древнерусское государство? (в 9 веке).

Молодцы! А теперь вопрос для всех. Западные соседи называли Древнюю Русь словом Гардарики ( показ карточки со словом)

Как вы думаете, что обозначает это слово?

Страна городов Это и есть тема нашего урока.

Как вы думаете, почему они называли Русь страной городов?

( Действительно в 9-11 веках на территории Древнерусского государства насчитывалось до 89 городов)

Учитель: Назовите самые большие и главные города, после объединения которых возникло Древнерусское государство? ( Киев и Новгород)

Что мы знаем об этих древних городах? (ответы учащихся) (не очень много знаем)

Какую цель поставим перед собой? (познакомиться с Древнерусскими городами Киевом и Новгородом)

Учитель: Отправимся в путешествие по этим городам в группах.

1 группа Древний Новгород 2 группа Древний Киев

( командир Алёна) (командир Катя)

2 Ориентировочный этап

  1. Учитель: Прежде, чем отправиться, обсудите в группе и запишите вопросы о том, что бы вы хотели узнать об этих городах. Каждая группа пишет вопросы о своём городе.

  2. Зачитывание вопросов

  3. Учитель: В конце урока вернёмся к вашим вопросам.

  4. Учитель: Итак, отправляемся в путешествие.

Ваши группы будут состоять из 5 человек: историк, географ, архитектор, археолог и 1 помощник.


  1. Предлагаю вам планы-задания, познакомьтесь с ними и отправляйтесь в путь. (командиры познакомьте группу с планом-заданием) Будут ли вопросы?

План-задание №1 (Новгород)

  1. Распределить задания

  2. Прочитать текст стр.49-50 (Археолог читает стр.51 с 3 абзаца и стр.52)

  3. Выбор дополнительной информации для выступления

  4. Подготовка выступления

  5. Прослушивание в группе

  6. Выступление перед классом

План-задание №2 (Киев)

1.Распределить задания

2. Прочитать текст стр.47-48

3.Выбор дополнительной информации для выступления

4.Подготовка выступления

5.Прослушивание в группе

6.Выступление перед классом

3. Поисково-исследовательский этап

  1. Работа в группах по плану-заданию

  2. Выступления учащихся от каждой группы по одному:

№1 Помощники от каждой группы показать на интерактивной доске, где находятся города

№2 Географы. Рассказать о расположении и укреплении городов

№3 Историки. Рассказать об истории появления городов

№4 Архитекторы. Рассказать о знаменитых постройках, воздвигнутых в 9-11 веках

№5 Археологи. Рассказать об археологических раскопках

Учитель: Молодцы! Замечательно справились с заданиями.


  1. А теперь посмотрим презентацию. Чтобы познакомиться поближе с городами Древней Руси. (Презентация)

4 Практический этап

1) Учитель: предлагаю вам посмотреть сценку и угадать в каком городе это могло произойти

Сценка

Олёна. Привет, Чурила!
Чурила. Привет, Олёна! Держи берестяную грамоту, я тебе кое- что написала.
Олёна. А ты не можешь мне сама сказать?
Чурила. А так будет неинтересно!
Олёна. Хорошо (читает): «Невежа писа, не думающи показал, а кто это читает, тот ду...».
Олёна. Ах ты, Чурила! (Драка.)



Что такого обидного написала Чурила? («Кто писал - не знаю, а я, дурак, читаю».)

Где могло это произойти? В каком городе? Почему?


  1. Учитель: выполним задание из электронного приложения к учебнику.

Почему Новгород? ( Город располагался на оживлённом торговом пути. Богатые купеческие корабли приставали к берегу реки Волхов. Привозили в Новгород: янтарные бусы, шёлковую ткань, соль, серебряные кольца. А вывозили: мёд, кожаные сапоги, свечи, шубы. Конечно и другой товар покупали и продавали.

5.Рефлексивно-оценочный этап

1)Учитель: Давайте подведём итог, что было характерно для древнерусских городов? ( Ответы учащихся)

- в городе обязательно был Кремль

- города были центрами торговли и ремесла ( например в Новгороде жили такие ремесленники, как оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники)

- в городах строились церкви, соборы, монастыри и другие сооружения городом руководил князь, хотя у новгородцев проводили вече и выбирали посадника, но без князя они тоже не могли

Русь славилась своими городами, не зря же её называли страной городов

Учитель: А сейчас проверим наши знания. Проведём тест

Каждый выполняет индивидуально. Затем проверим. Каждый ответ - это 1 балл, максимальный балл- 6.

1) В древнем Киеве и Древнем Новгороде были построены Софийские соборы (да)

2) Первую берестяную грамоту нашли в Киеве (нет)

3) Столицей Древней Руси был Новгород (нет)

4) Кремль- это городская крепость в старинных русских городах (да)

5) Великий Новгород стоит на реке Волхов (да)

6) Вече- это собрание горожан, на котором решались важные вопросы. (да)

Учитель читает вопросы и правильные ответы. Дети ставят плюсики.

У кого 6 баллов, 5 баллов, 4 балла и т.д. Оцените свою работу за урок, учитывая результат теста.

Кто поставил себе «5»

Кто поставил «4»

Кто поставил «3»

2)Заканчивая путешествие, давайте вернёмся к нашим вопросам. Удалось ли на них ответить? (Чтение вопросов, назвать ответы) Записать вопросы, на которые не смогли ответить на своих листочках. Найти информацию дома.

1) Подведём итоги нашей работы . На листочках запишите, что вам запомнилось на уроке

(Мне на уроке запомнилось…)

2)Опрос учащихся

3) Учитель: Кто сегодня дружит с жёлтым смайликом, кто с зелёным, кто с красным. Спасибо за работу!

Д/з: прочитать стр.46-53, рабочая тетрадь стр.17-18, найти информацию о городах.


Технологическая карта урока Этап урока Время этапа Задачи этапа Методы, приёмы обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия Мотивационно-целевой этап -вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме

- организовать самостоятельное формулирование темы и постановку цели Создание проблемной ситуации затруднения в выполнении действий Самостоятельная работа
Фронтальная
Создаёт положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность Проводит блиц-опрос -Создаёт проблемную ситуацию -Ведёт подводящий диалог -Настраиваются на учебную деятельность -Анализируют проблему -Формулируют тему и цель урока Личностные УУД: проявляют интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности) Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё мнение. Ориентировочный этап Организовать совместное планирование и выбор методов исследования беседа Групповая Просит записать вопросы, которые необходимы для получения нового знания, предлагает план-задание для работы в группах

Записывают вопросы, знакомятся с планом-заданием Регулятивные УУД: работать по предложенному плану, распределять задания в группе Поисково-исследовательский этап Организовать поиск решения проблемы Работа с текстом учебника, с дополнительной информацией Исследование (сбор и анализ фактов, обобщение данных,)
Групповая Индивидуальная - Предлагает работу по плану-заданию в группе, оказывает консультационную помощь Предлагает посмотреть презентацию
Работают в группах по плану-заданию, выступают перед классом с сообщениями, знакомятся с презентацией Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию, структурировать информацию, передавать её содержание Регулятивные УУД:

осуществляют действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей Коммуникативные УУД: готовность к обмену полученными знаниями, эффективное сотрудничество в группе Личностные УУД: проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы


Практический этап Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знания Выполнение практических заданий Фронтальная Организует первичное закрепление знаний с помощью электронного приложения к учебнику, создания ситуации занимательности (сценка) Применяют полученные знания в практической деятельности: определяют город , в котором могли произойти предложенные события, разыгрывают сценку Предметные действия: умеют по признакам определить в каком городе происходят события Познавательные УУД: анализировать предложенную информацию Рефлексивно-оценочный этап Осмысление процесса и результата деятельности Беседа по вопросам Устный опрос Тестовая работа Фронтальная Индивидуальная Обучает анализу полученного результата Помогает учащимся оценить свои достижения Предлагает тестовую проверочную работу Задаёт рефлексивные вопросы
Выполняют тестовую работу Осуществляют самоконтроль по образцу Отвечают на вопросы учителя Демонстрируют результат рефлексивной деятельности: Регулятивные УУД: анализ собственных действий, самооценка степени достижения результата Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств и мыслей в речевом высказывании Личностные УУД: демонстрирует своё понимание данного материала


Дополнительная информация

История названия города Киева

Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев- Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом. В русских летописях Киев упоминается в 860 году.

Расположение и укрепление города Киева

Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные - через него проходили. Но городу постоянно угрожали враги, поэтому город защищали валы, рвы, стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Расположился город на берегах реки Днепр.

Архитектура города Киева Главный храм города - Софийский собор. Построен греческими мастерами. В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол князья. Здесь же помещалась и одна из первых библиотек на Руси, хранились государственные документы. По указанию Ярослава Мудрого при Софийском соборе была создана одна из первых на Руси школ Ещё один из памятников архитектуры -это Золотые ворота- главные ворота Киева. Один из первых монастырей Древнерусского государства- Киево-Печёрская Лавра.

Археологические раскопки


Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян.


История названия города Новгорода


На берегу Ильмень-озера, там, где берёт начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым. Новгород- значит Новый город. В русских летописях Новгород упоминается с 859 года.

Расположение и укрепление города Новгорода

Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон

город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был разделен речкой Волхов на две стороны: софийскую и торговую. На софийской стороне были расположены монастыри. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

Новгород одновременно был и крепостью. От незваных гостей его надежно защищали земляной вал, ров, могучие башни и стены.

Архитектура города Новгорода

Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон спешили на площадь. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.

За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии- Премудрости Божией.. Софийский собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. "Где святая София, там и Новгород", говорили в те времена новгородцы.

Самоанализ урока


Урок окружающего мира «Страна городов » проводится в 4 классе по УМК «Школа России». Данный урок входит в раздел «Страницы истории России». Урок №3 Цель: Создание условий для формирования у учащихся первоначальных представлений о становлении и развитии городов Древней Руси в 9-11 веках Задачи: Образовательные: организовать работу по ознакомлению с историей образования и становления городов Древней Руси на примере Киева и Новгорода Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать устную речь, поисково-информационные умения Воспитательные: воспитывать интерес к истории родной страны, умение взаимодействовать друг с другом Характеристика класса. В классе 10 человек. 3 учащихся проявляют высокую активность на уроке. Они обладают хорошо развитой речью, имеют высокую мотивацию к учебе, трудоспособны, организованы. У 4 учащихся средняя степень активности, 3 человека пассивны, обладают медленным темпом мышления, из-за несформированности произвольного внимания не сразу включаются в работу, испытывают трудности при ответах на вопросы, высказывании своей точки зрения, выполнении самостоятельной работы. В большинстве обучающиеся класса активны, доброжелательны, воспитаны, позитивны. Хотя существуют проблемы во взаимоотношениях между детьми, что сказывается на качестве проведения уроков. Для успешного усвоения учебного материала, для создания комфортной атмосферы обучения в работе опираюсь на индивидуальные психофизиологические возможности моих учеников. Тип урока: изучение нового материала. Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Используемые методы:

Методы мотивации учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (удивления. Гардарики) , создание ситуаций занимательности (сценка), создание ситуации неопределенности

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, беседа, лекция , изучение текста, демонстрация слайдов, работа с интерактивной доской, блиц-опрос, работа по плану-заданию

Методы контроля результатов обучения

тест

Методы стимулирования учебной деятельности

Предъявление требований, похвала, благодарность, создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта








© 2010-2022