Рабочая программа по окружающему миру 3 класса для индивидуального обучения по коррекционной программе 7 вида

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

ЗДУВР

_____________/_______________________/

«______» ___________2013г

«Утверждаю»

Директор школы

___________/_____________________/

«_______»___________2013г



Рабочая программа по окружающему миру

3 класса для индивидуального обучения

по коррекционной программе 7 вида

Пояснительная записка Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. Необходимость изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». Изучение курса «Окружающего мира» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е.реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:: - готовность и способность к саморазвитию и самообучению, - достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; - личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это: -формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; - воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; - обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; - овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; - расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Метапредметные результаты естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: - познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); - регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; - коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде. В основе построения курса лежат следующие принципы: 1. Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника - целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей - природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др. 2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности. 3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям - творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников». 4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии). 5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе. 6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий. Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям. 1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами. 2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее: - уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве; - необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик; - зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями; - преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий. 3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии: - Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Темы: «Мы - школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля - наш общий дом» (3 класс), «Человек - биологическое существо (организм)» (4 класс). - Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Темы: «Ты - первоклассник», «Мы и вещи» (1 кл); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 кл.); «Человек и общество» (4 кл.). - Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы - жители Земли» (2 класс); «Человек - биологическое существо (организм)» (4 класс). - Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина - Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 кл.), «Человек и общество, в котором он живет» (4кл.). - История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс). Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса - определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные - учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны - природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения: 1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.); 2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога. Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов в 3 классе - 51ч Cодержание программы 3 класс (51 ч) Введение (1 ч) Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории. Универсальные учебные действия: - ориентироваться в понятии «историческое время»; - различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Земля - наш общий дом (7 ч) Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха. Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты. Универсальные учебные действия: - характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее; - анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).Различать географическую и историческую карты; - анализировать масштаб, условные обозначения на карте; - характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света; - устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; - описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства; - называть источники воды, характеризовать различные водоемы; - моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей; - ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей; - объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Растительный мир Земли (7 ч) Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими. Универсальные учебные действия: - характеризовать значение растений для жизни; - различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их; - объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; - проводить несложные опыты по размножению растений; - приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале). Грибы (1 ч) Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами. Универсальные учебные действия: - объяснять отличия грибов от растений; - различать грибы съедобные от ядовитых. Животный мир Земли (8 ч) Животные - часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные - живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных. Универсальные учебные действия: - характеризовать роль животных в природе; - приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных; - характеризовать животное как организм; - устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; - приводить примеры (конструировать) цепи питания; - составлять описательный рассказ о животных разных классов; - составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных; - ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (11 ч) Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Универсальные учебные действия: - воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи; - составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»; - описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян; - воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (16 ч) Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли. Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года). Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры. Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы. Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Универсальные учебные действия: - ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их; - рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника; - приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России; - называть древние города, описывать их достопримечательности; - ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»; - объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время; - называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; - называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России. Планируемые результаты обучения К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся: - характеризовать условия жизни на Земле; - устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; - описывать свойства воды (воздуха); - различать растения разных видов, описывать их; - объяснять последовательнос ть развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; - объяснять отличия грибов от растений; - характеризовать животное как организм; - устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; - составлять описательный рассказ о животном; -приводить примеры (конструировать) цепи питания; - характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного); - сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разных эпох; - называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; - работать с географической и исторической картой, контурной картой. К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться: - ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; - анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте; - приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства; - проводить несложные опыты по размножению растений. - проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации; - рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена - ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.); - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.


Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1- 4 классы. - М.: Вентана - Граф, 2009 - 240 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).

Тематическое планирование по окружающему миру

3 класс (1,5часа внеделю, 51ч)

Тема урока

Кол-во

часов

По плану

Факт.

провед

1

Введение. Где и когда ты живешь. Счёт лет в истории.

1



2

Природные тела и природные явления.

Солнце - тело неживой природы.

1



3

Земля планета жизни. Солнце - источник тепла и света.

1



4

Значение воды для жизни на Земле. Опыт: свойства и состояния воды.

1



5

Воздушная оболочка Земли. Опыт: свойства воздуха.

1




Тема: «Человек изучает Землю».




6

Человек познаёт мир. Экскурсия.

1



7

Как изображают землю. План и карта.

1




Тема: «Бактерии и грибы».




8

Бактерии. Грибы.

1




Тема: «Растительный мир Земли».




9

Растения встречаются повсюду.

1



10

Если бы на Земле не было растений.

1



11

Растения - живые существа. Как живёт растение. Корень, побег, лист, стебель, цветок.

1



12

Растения - живые существа. Лист, стебель, цветок.

1



13

Размножение растений. Контрольное тестирование №1 по теме «Растительный мир Земли».

1




Тема: «Человек и растения».




14

Человек и растения. Как возникло земледелие. Хлеб всему голова.

1



15

Красная книга России.

1




Тема: «Животный мир Земли».




16

Роль животных в природе. Разнообразие животных.

1



17

Животные- живые организмы. Питание, передвижение, дыхание животных.

1



18

Кровеносная система животных. Органы выделения. Размножение животных.

1



19

Приспособление животных к условиям жизни. Поведение животных.

1



20

Беспозвоночные животные.

1



21

Позвоночные животные.

1



22

Природное сообщество. Контрольное тестирование №2 по теме: «Животный мир Земли».

1




Тема: «Человек и животные».




23

Человек и животные.

1




Тема: «Наша Родина: от Руси до России».




24

Древняя Русь. Восточно -славянские племена.

1



25

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

1



26

Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

1



27

Российская империя.

Пётр 1 Великий.

1



28

Екатерина II Великая.

1



29

Император Николай II.

1



30

Советская Россия. Контрольное тестирование №3 по теме: «Наша Родина: от Руси до России»

1




Тема: «Как жили наши предки».




31

Из истории имён.

1



32

Какие были наши предки.




33

Какие предметы окружали русских людей. Первые каменные дома.

1



34

Одежда наших предков. Русская трапеза.




35

Боги древних славян. Народные праздники.

1



36

Принятие христианства на Руси





Тема: «Как трудились наши предки».




37

Как трудились крестьяне.

1



38

Что такое ремесло. Что создавалось трудом ремесленника.

1



39

Ремёсла в России.

1



40

О гончарном ремесле.

1



41

О труде ткачей.

1



42

Русские оружейники.

1



43

Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.

1



44

Что создавалось трудом рабочего.

1



45

Железные дороги в России.

1



46

Первые пароходы и пароходство в России.

1



47

Автомобилестроение в России.

1



48

Самолётостроение.

1



49

Время космических полётов.

1



50

Экскурсия к месту приземления Гагарина.

1



51

Итоговая контрольная работа.

1





© 2010-2022