Календарно-тематическое планирование по осетинскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30»

г. Владикавказа РСО-Алания


Утверждена приказом директора МБОУ «СОШ № 30»

№______ от ____________

Рабочая программа

по осетинскому языку во 2 классе


Учитель: Цораева О.Х.





Пояснительная записка


Учебно-методический комплект (УМК) по осетинскому языку «Дзураем аемае каесаем иронау - 2» является продолжением УМК для 1 класса общеобразовательных школ и предназначен для учащихся 2 класса, не владеющих осетинским языком.

Цели и планируемые результаты

Обучения осетинскому языку во 2 классе Данный УМК рассчитан на 170 учебных часов (по 5 часов в течение 34 недель). УМК «Дзурём ёмё кёсём иронау - 2», для 2 класса так же, как и «Дзураем аемае каесаем иронау - 1», строится на личностно ориентированном подходе и имеет коммуникативную направленность. Основная цель обучения осетинскому языку во 2 классе - совершенствование и дальнейшее развитие элементарной коммуникативной компетенции, т. е. развитие способности и готовности учащихся осуществлять элементарное повседневное общение на осетинском языке в рамках ограниченного числа стандартных ситуаций на базе тщательно отобранного словаря и нормативной грамматики.

Структура и содержание УМК В учебно-методический комплект для 2 класса входят: учебник «Дзураем аемае каесаем иронау - 2» (в двух частях), «Книга для учителя» (в двух частях), Рабочая тетрадь «Кусаен тетрад» (в двух частях), диск с аудиозаписями к каждому уроку, сборник песен. Учебник для 2 класса продолжает обучение, начатое в 1 классе на основе УМК «Дзураем аемае каесаем иронау - 1». В качестве структурной единицы учебника выступает цикл уроков, состоящий из трех уроков, объединенных одной темой. Материал учебника разделен по четвертям. В начале каждой части помещается рисунок, на котором изображены главные персонажи четверти и эпизоды и ситуации, в которые они попадают в этой четверти. Учитель на первом уроке четверти организует беседу с учащимися, знакомит с целями обучения в этой четверти, повышая тем самым мотивацию учения. «Книга для учителя» содержит помимо данного введения тематические планы к главам учебника и методические рекомендации по проведению уроков. Тематические планы даются в форме таблиц, где приводятся цели и задачи обучения по каждой теме цикла уроков, указываются объекты контроля по каждой теме. Резерв учителя составляют уроки повторения и контроля, которые заложены в планировании, но не разработаны авторами. Исходя из конкретных условий обучения, учитель самостоятельно планирует эти уроки. Рабочая тетрадь является неотъемлемым компонентом УМК. Она содержит дифференцированные по трудности упражнения к каждой теме учебника. С ее помощью увеличивается объем тренировки. Рабочая тетрадь может использоваться как на уроке, так и дома. В поурочных рекомендациях указывается, какие упражнения должны выполняться в классе, а какие могут быть заданы на дом. Аудиозаписи имеются к каждому уроку и содержат фонетические упражнения, тексты для аудирования, записи текстов для чтения. Сборник песен содержит учебные песенки на осетинском языке. Прослушивание песенок и пение обеспечивает многократное повторение материала и его усвоение.

Обучение основным видам речевой деятельности

Обучение говорению Цель обучения говорению во 2 классе является развитие у учащихся умений решать следующие коммуникативные задачи: а) - приветствовать сверстника, нескольких сверстников, взрослого, нескольких взрослых, используя различные формы приветствий, отвечать на приветствие; - рассказывать о себе, расспрашивать собеседника о фактах его биографии; - что либо сообщать, утверждать, запрашивать информацию, переспрашивать; - просить кого-либо о чем-либо; - выразить свое мнение о чем-либо; б) участвовать в элементарном диалоге в стандартных ситуациях «Знакомство», «Встреча», «Телефонный разговор»; в) порождать связные монологические высказывания о себе, своей семье, своем друге, своей подруге, о школе, погоде, временах года, о каникулах, своем доме, своем городе, своей республике, поездке в горы, в село, о покупках и т. д. Во втором классе, так же как и в первом, обучение говорению в диалогической и монологической форме осуществляется во взаимосвязи в ходе решения коммуникативных задач. Известные в лингводидактике (И. Л. Бим) два пути обучения говорению (путь «снизу» - от отдельного высказывания и путь «сверху» - от готового диалога или монолога) полностью реализуя во втором классе. В первом случае дети овладевают отдельным речевым высказыванием (диалогической репликой или монологическим высказыванием на уровне одного предложения). Так, например, на уроке 108 учащиеся знакомятся с речевым образцом «Ёз мё мадён балёвар кёндзынён дидинджытё». Учащиеся прослушивают, затем читают полилог «Бёрёгбоны лёвёрттё», выполняют текстовые задания к нему. Таким образом учащиеся на рецептивном уровне усваивают этот речевой образец. На следующем уроке детям предлагается прослушать аналогичный диалог с этим же речевым образцом и ответить уже на специальные вопросы. Это репродуктивный уровень овладения речевым образцом, условно коммуникативные действия, так как основная задача описанных упражнений - грамматически правильно оформить высказывание и усвоить определенные лексические единицы. Для развития речевых навыков и умений (продуктивный уровень владения речевым образцом) служит упражнение «Бафёрсут уё кёрёдзийы ёмё базонут, чи уё цавёр дидинджытё лёвар кёндзёнис йё нанайён, йё мадён, йё хойён».

Обучение аудированию При обучении аудированию во 2 классе ставятся задачи научить детей: - понимать речь учителя по ведению урока, его распоряжения и объяснения, понимать речь одноклассников; - понимать на слух содержание легких в языковом отношении текстов диалогического и монологического характера в исполнении учителя и директора. - для контроля понимания содержания аудиотекстов можно использовать как вербальные (речевые), так и невербальные формы контроля. Особое распространение имеет в учебнике текстовый контроль на множественный выбор. Как известно, аудиотексты могут использовать для развития речевых знаний учащихся. Тогда правильные ответы на текстовые издания являются опорами для монологического высказывания.

Обучение чтению При обучении чтению во 2 классе ставятся задачи: - совершенствовать технику чтения вслух и про себя; - учить прогнозировать общее содержание текста по заголовку, иллюстрациям; - продолжать учить зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова грамматические явления; - учить находить в тексте требуемую информацию; - учить читать тексты диалогического характера, соблюдая интонацию и правильное произношение, и разыгрывать речевые роли в них; - учить определять тему текста, называть главных героев; - научить выполнять текстовые задания к различного типам текста; - учить кратко и развернуто передавать содержание текстов. На втором году обучения основным видом чтения является чтение с полным пониманием содержания. Чтение с полным пониманием строится на специальных учебных текстах. Предтекстовые упражнения - это вступительная беседа учителя, словарная работа. Упражнения по контролю чтения направлены на выяснение процента понятой информации. Они, как правило, содержат поисковые задания, тестовые задания, требующие повторного обращения к тексту.

Обучение письму Учащиеся должны научиться: - списывать предложения и мини-тексты с образца; - писать осетинские фамилии и имена; - писать по образцу поздравительную открытку; - писать слова, словосочетания, предложения и небольшие по объему тексты под диктовку учителя. Разнообразные задания в Рабочей тетради способствуют реализации указанных целей.

Формирование языковых навыков

Фонетические навыки За второй год обучения учащиеся продолжают овладевать артикуляционной базой и интонационным оформлением речи. В методических рекомендациях к каждому уроку указывается на необходимость в начале урока проводить фонетическую зарядку. Она может иметь форму звукоподражательной игры «Мё фёстё дзурут!» или хоровой работы вслед за диктором. Материал для фонетической зарядки приводится в сценариях уроков. Но учитель может самостоятельно дополнять его, исходя из особенностей своего класса. Упражнениям, направленным на отработку произношения, желательно придавать игровой характер: произнесение звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний с разной эмоциональной окраской голоса; с движениями, включая танцевальные; с разной скоростью и высотой голоса. Звуковое приложение к учебнику содержит материал учебного года, разбитый поурочно с паузами для повторения хором.

Лексические навыки Целью обучения лексике на втором году обучения является овладение учащимися материалом для осуществления общения. Отбор лексического минимума диктуется программными требованиями к уровню развития речевых умений в пределах отобранных сфер общения, тем и ситуаций. Лексика, которую учащиеся должны усвоить по каждой теме, приводится в тематическом планировании в начале каждой четверти. Основной словарь учебника предназначен для продуктивного пользования. В текстах песен и в стихах встречаются слова, относящиеся к рецептивному словарю (их учащиеся должны понять при чтении и в речи другого лица). При работе над лексикой учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся, обеспечить яркость предъявления лексики, использовать разнообразные виды наглядности: звуковую (проговаривание с различной интонацией, разной скоростью и силой голоса, разной эмоциональной окраской голоса, проговаривание в сопровождении движений); зрительную (рисунки, записи на доске цветными мелями, предметы, игрушки). Активизация новой лексики происходит в процессе выполнения упражнений (вопросно-ответных, подстановочных, списывании и т. д.). Задания в Рабочей тетради расширяет объем тренировки.

Грамматические навыки Формирование грамматических навыков у учащихся младшего школьного возраста производится главным образом индуктивно, при помощи имитации с последующим обобщением и систематизацией. Учащиеся усваивают грамматический материал в речевом образце, фразе, контексте, предлагаемых учителем или учебником. На этапе обобщения учащимся предлагается систематизировать грамматические явления в виде парадигмы склонения или спряжения. Обобщение материала строится на игровой основе, овладение грамматической терминологией не является целью обучения. При предъявлении грамматического материала в учебнике часто используется прием противопоставления: «Абон» - «Знон» (система временных форм); «Ёз бадын» - «Мах иумё цы ми кёнём?» (спряжение глаголов в единственном и множественном числе); «Иу» - «Бирё» (множественное число имен существительных).




Календарно-тематическое планирование

№ урока


Тема


Развитие речевых умений

Формирование языковых навыков

Объекты контроля

Аудирование

Говорение

Чтение

Письмо

Фонетика

Лексика

Грамматика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-3

Нæ ног æмбæлттæ

Учить понимать на слух монолог-рассказ о себе с опорой на картинки.

Учить рассказывать о себе, расспрашивать собеседника о его имени, возрасте, семье.

Учить читать короткие тексты монологического характера с полным пониманием.

Рабочая тетрадь, упр. 1-3.

Звуки [а - æ].

ног, æмбал, тæрхъус, æхсæрсæттæг, мад, фыд, нана, хо, ныхас, аз, дзурын, фæрсын, фыссын, кæсын, базонын, цæрын, хъæд, мæн фæнды, чи, дæхи, цал, куыд, кæм, бадын, хæрын, гæппытæ кæнын, нуазын

Учить различать понятия: устная речь, письменная речь (дзургæ ныхас æмæ фысгæ ныхас).

Умение рассказы-вать о себе.

4-6

Уазæгуаты Хъилхъусмæ

Учить понимать на слух текст песенки «Салам».

Учить представлять товарища, употребляя выражение: «Мæнæ ме 'мбал».

Учить отвечать на представление («Тынг æхсызгон мын у»).

Учить читать словосочетания со стяжением гласных типа

ме 'мбал.

Рабочая тетрадь, упр. 1-4.

Произношение словосочетаний со стяжением гласных.

æз, ды, уый, мах, сымах, уыдон, мæ, мын, йын, базонын, мæнæ, бинонтæ, тынг, æхсызгон, мыр, дамгъæ,дзурын, фыссын, хъусын, кæсын, æхсын, хуыссын, бийын, хъуырбæттæн

Учить различать понятия: звуки и буквы (мыртæ æмæ дамгъæтæ). Учить образовывать множественное число от известных имен существительных.

Умение представить своего товарища кому-то и ответить на представление.

7-9

Уазæгуаты Къæбæдамæ

Учить понимать на слух рассказ о семье с опорой на рисунок.

Учить просить разрешения войти в дом и приглашать кого-либо в дом.

Учить читать текст с полным пониманием содержания и отвечать на вопросы к тексту.

Рабочая тетрадь, упр. 1-3.

Гласные звуки.

рынчын, æххуыс, мæ, æххуыс кæнын, ацы хæдзары, цы ,цæмæн, йæ, дыргъ, фæткъуы, кæрдо, сæнæфсир, чылауи, бал, æхсынцъы, дыргъдон, хъæд, зайын , æхсæр, зокъо, халсар, картоф, уырыдзы, хъæдур, хъæдындз, пъæмидор, нас, къабуска, цæхæра, джитъри, нуры, булкъ, мæймæбулкъ, æвæрæнтæ, хæринаг, уарзын, зымæг, уыдзæнис, цæмæй, хъæлæсон, æмхъæлæсон, æмбырд кæнын, æхсынын, мæрзын, зайын

Познакомить с понятиями: гласные и согласные звуки (хъæлæсон æмæ æмхъæлæсон мыртæ).

Лексические навыки по теме.

10-12

Чи цы уарзы?

Учить понимать на слух текст песенки «Къæбæда»и стихотворение «Фыдуаг».

Учить беседовать о том, кто что любит.

Учить читать полилог и беседовать по его содержанию.

Рабочая тетрадь, упр. 1-3.


Логическое ударение в предложении.

хъæддаг, цæрæгой, сырд, домбай, стай, рувас, бирæгъ, пыл, саг, дзæбидыр, уызын,сæгуыт, маймули, тæхсæл, зыгъарæг, гагадыргъ, гыццыл, тынг, бирæ, ноджы, дæр, тæппуд, мыд, дзул, тъæпæнгакк, карчы фыд, сырхбынбур, сыхаг, хинæйдзаг, рауайын, æхсынæнтæ, æнгуз, радзурын, азарын, уæнг, дзырд, ниуын, фæлидзын, лæууын

Познакомить с понятиями: слог и слово (уæнг æмæ дзырд).

Навыки и умения отвечать на вопросы: «Что ты любишь?» «Что ты не любишь?»

13-15

Хъилхъус æмæ Къæбæд-айы сыхæг

тæ

Учить понимать на слух текст песенки «Хъуг æмæ род» и стихотворение «Гино».

Учить рассказывать о домашнем скоте и животных (называть их и описывать, употребляя прилагательные: гыццыл, стыр, сау, бур, цъæх-серый).

Образец:

Мæнæ нæ гæды. Гæды цæры нæ хæдзары. Гæды у сау æмæ гыццыл.

Учить читать текст песенки «Хъуг æмæ род» и стихотворение «Гино».

Рабочая тетрадь, упр. 1-3.

Звук [гъ ]

(сæгъ, бирæгъ, аргъау…)

фос, хъуг, род, бæх, байраг, сæгъ, сæныкк, хæрæг, къæлæу, гæды, гæдыйы лæппын, куыдз, къæбыла, сыхаг, фыс, уæрыкк, хуы, хъыбыл, фыр цинæй, уасын, бафсæдын, æнæмæт, æлвасын, хъæздыг, урссаг, хъаймагъ, сæрвæт, царв, ласын, тæрсын, ахуыр кæнын

Учить правильно переносить слова (дзырдтæ иу рæнхъæй иннæмæ хæссын).

Навыки и умения монологической речи: описание домашних животных.

16-18

Хъæдхой - хъæды дохтыр

Учить понимать на слух текст песенки «Хъæдхой», стихотворение «Зæрватыкк»

Учить рассказывать о птицах: называть их, рассказывать о том, кто что любит.

Образец:

Мæнæ сырддонцъиу. Сырддонцъиу уарзы зулчъытæ.

Учить правильно читать названия животных и птиц, выделяя голосом ударные слоги.

Рабочая тетрадь, упр. 1-3.

Ударение в словах.

маргъ, хърихъупп, уыг, хъæдхой, булæмæргъ, сырддонцъиу, сауцъиу, цæргæс, халон, митмитгæнæг, гакк-гукк, зæрватыкк, къуырмагарк, зулкъ, хуынкъ, уидзын, цъар, зæронд, тулдз, фынæй кæнын, дæттын, тæхын, нымайын, цавд

Познакомить с понятием: ударение (цавд).

Лексические навыки (материала по теме «Мæргътæ»).

19-21

Адджын хъæлæрдзы

Учить понимать на слух текст с опорой на предваряю

щие вопросы

Учить рассказывать о ягодах, характеризуя их цвет и указывая на их пользу. Образец: Дыргъдоны зайы æрыскъæф. Уый у сырх æмæ адджын. Æрыскъæф у пайда. Дзедыр зайы хъæды. Уый у сау æмæ рæгъæд.

Учить вести двусторонний диалог-обмен мнениями по поводу любимых ягод с опорой на образец:

- Æз уарзын æрыскъæф, уый у адджын. Ды та?

- Æз та уарзын мæнæргъы, уый пайда у.

Учить читать с полным пониманием текст песенок «Хъæлæрдзы»и «Дыргъдоны», стихотворение «Номдар».

Рабочая тетрадь, упр. 1-4.

Звук [хъ]

(хъæд, хъæлæрдзы, хъæдур, хъæдындз)

хъæлæрдзы, æрыскъæф, мæнæргъы, дзедыр, мыртгæ, адджын, цуанон, сау, рæгъæд, зæрин, пайда, алчидæр, æнгæс, чи, цы, уæд, æмбарын, æрдз, номдар, дзуапп дæттын, зæрдыл бадарын, хæлар, чысыл, фарст, хæринаг кæнын, хæссын, сихор кæнын, цымын

Познакомить с понятием: имя существительное (номдар).

Умение вести двусторонний диалог-обмен мнениями по поводу любимых ягод.

22-24

Фæндагыл

Учить понимать на слух текст песенок «Хъæды ис бæлæстæ», «Балцы».

Учить расспрашивать друг друга о том, какие деревья растут в лесу.

Образец:

- Цавæр бæлæстæ зайы хъæды?

- Хъæды зайы ахæм бæлæстæ: …

* * *

- Тулдз хъæды зайы?

- О.

- Кæм зайынц нæзытæ?

- Хъæды.

Учить читать с полным пониманием тексты песенок «Хъæды ис бæлæстæ», «Балцы».

Рабочая тетрадь, упр. 1-4.

Звук [ш]

(сусхъæд, сусæгæй, сæр, æнкъуысын, хæфс, тæрхъус, бæлас …).

тæрс, бæрз, нæзы, сусхъæд, заз, тæгæр, фæндаг, балц, сæр, хъус, рог, сусæгæй, цыдæртæ, рараст кæнын, мин, зæрдæ, фæндиаг, æнкъуысын, дымгæ, хауын, лидзын, уидзын, кафын

Учить употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе.

Грамматические навыки (множественное число имен существительных).

25-27

Кæдæм цæут?

Учить понимать на слух основное содержание диалогичес-кого текста с опорой на картинку.

Учить составлять диалог-обмен мнениями на основе прослушанного текста (упр. 2).

Учить выразительно читать текст диалогического характера, отрабатывая интонацию повествовательных, вопроситель-ных, воскли-цательных предложений.

Рабочая тетрадь, упр. 1-3.

Интонация вопросительных предложений.

æрдуз, тæхсæл, кæдæм, никуыдæм, æмпъузын, æлвисын, ми æвдисын, кæуын, лæвар кæнын, худын

Познакомить с понятием: глагол (мивдисæг). Учить употреблять в речи глаголы в 1 лице единственного числа в настоящем времени:

Æз зонын…

Æз кæсын…

Умение выразительно читать текст диалогического характера.

28-30

Æз зонын ленк кæнын

Учить понимать на слух диалогические единства типа:

- Æз зонын ныв кæнын. Ды та? Ды зоныс ныв кæнын?

- Нæ зонын. Æз зонын ленк кæнын.

Учить двустороннему диалогу-расспросу.

Учить читать вслух и про себя текст песенки «Хæдзарон мæргътæ». Учить выразительно читать стихотворение «Уасæг».

Рабочая тетрадь, упр. 1-4.

Звук [къ]

(къоппа, гæркъæраг, къул, къух, къах, кърандас…)

хæдзарон мæргътæ, карк, уасæг, бабыз, гогыз, хъаз, бумбули, баз, хъомыл кæнын, цоппай кæнын, згъорын, зонын, коммæ кæсын, дзаг, хъулон-мулон, сызгъæрин къоппа, æдзух, сырхзæлдаг боцъо, раджы, хъæрæй, буц, уадзын, райхъал уæвын, цырыхъхъытæ кæнын, хи найын, ленк кæнын

Учить употреблять в речи глаголы в 2 лице единственного числа в настоящем времени:

Ды тоныс …

Ды хæрыс …

Умение вести двусторонний диалог-расспрос.

31-33

Цы загъ

тай?

1. Учить понимать на слух реплики типа: «Бахатыр кæн, цы загътай? Нæ дæ æмбарын. Ды тагъд дзурыс» с опорой на печатный текст.

2. Учить воспринимать на слух текст песенки «Зæрватыкк».

Развитие компенсаторной компетенции (умение переспросить, вежливо прервать, попросить повторить, попросить говорить медленнее).

Учить читать вслух и про себя текст песни «Зæрватыкк».

Рабочая тетрадь, упр. 1-3.

Интонация вопросительных предложений.

къуырма, сындæгдæр, тагъд, æвзæр, иу хатт-ма, арæх, æмбарын, бахатыр кæн, цар, хъæлдзæг дарын, уынг, кæрдын, хатыр курын

Учить употреблять в речи глаголы в 3 лице единственного числа в настоящем времени:

Уый уарзы… .

Уый фыссы… .

Решение коммуникативной задачи: «вежливо перебить собеседника, переспросить».

34-36

Байхъус æмæ ахъаз!

Учить понимать на слух содержание диалогичес-кого текста с опорой на картинку.

Учить элементарному диалогу-волеизъявлению (просьба - реакция на просьбу).

Учить читать вслух и про себя текст диалогического характера.

Рабочая тетрадь, упр. 1- 4.

Интонация повелительных предложений.

гæлæбу, æмбæхсынтæй, æмбæхсын, фæндын, фæллад уадзын, цæмæй, уæртæ, агурын, æрбатæхын, фæцæуын

Учить употреблять в речи глаголы в 1 лице множественного числа в настоящем времени:

Мах кæсæм … .

Мах хъазæм… .

Навыки и умения диалогической речи (диалог-волеизъявление).

37-39

Хистæртæн кад кæнут!

Учить понимать на слух содержание диалогичес-кого текста с опорой на печатный текст.

Учить описывать картинку, используя материал диалогического текста.

Учить выразительно читать вслух текст диалогического характера.

Рабочая тетрадь, упр. 1-3.

Звук [чъ]

(чъири, чъиритæ, чъизи, æрчъитæ)

кад кæнын, рох кæнын, уæздан, зæронд, мæ хур, хистæр, кæстæр, сыстын, чъиритæ, цин кæны, æлхæнын

Учить употреблять в речи глаголы в 2 лице множественного числа в настоящем времени:

Сымах бадут… .

Сымах цæут … .

Навыки и умения диалогической речи по теме «Хистæртæн кад кæнын хъæуы».

40-42

«Бын, раз, фæстæ, цур» - махимæ сæ ды дæр дзур!

Учить понимать на слух двустишья с опорой на картинки.

Учить употреблять послелоги бын, раз, фæстæ, цур в предложениях.

Учить читать небольшие тексты юмористичес-кого характера.

Рабочая тетрадь, упр. 1-3.

Логическое ударение в вопросительных предложениях.

бын, раз, фæстæ, цур, фæлман, кæрдæг, æврагъ, тути, дзаг, нæртон, хъæбатыр

Учить употреблять в речи глаголы в 3 лице множественного числа в настоящем времени:

Уыдон фæрсын.

Уыдон хъусынц .

Навыки и умения аудирования.

43-44

Фæлхат кæнæм

45

Цы зонæм, уый бæрæг кæнæм

№ урока

Тема

Развитие речевых умений

Формирование языковых навыков

Объекты контроля

Аудирование

Говорение

Чтение

Письмо

Фонетика

Лексика

Грамматика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

46 - 48

Таму æмæ

Алинæ

Учить воспринимать на слух тексты монологического характера.

Учить рассказывать о себе.

1. Учить читать тексты монологического характера с полным пониманием.

Рабочая тетерадь, упр. 1-4.

Интонационное оформление вопросительных предложений.

мыггаг, иннæ, сырх, сау, урс, морё, бур, цъёх, фёныкхуыз, ёрвхуыз, кёрдёгхуыз

Познакомить с особенностями употребления вопросительных местоимений чи, цы.

Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.

Навыки и умения диалогической речи: двусторонний диалог-расспрос.

49 - 51

Зæрин фæззæг

Учить понимать на слух тексты стихотворения «Къёвда уары» и песенки «Фёззёг» Учить вести беседу об осени.

Учить читать текст стихотворения и осуществлять поиск информации в тексте.

Рабочая тетерадь, упр. 1-4.

Ударение и интонация словосочетания, состоящего из прилагательного и существительного.

фæззæг, къæвда, уарын, абон, ныр, знон, раздæр, рагъ, ракæсын, куырæт, раздарæн, астёу, мёкъуыл, рараст уёвын, кæцёй, кæдæм, кæй

  1. Познакомить с понятием «прошедшее время глаголов».

  2. Учить спрашивать о принадлежности предмета, используя вопрос «Кёй?»

и отвечать на подобные вопросы.

Усвоение лексического материала (ур. 46-51)

52 - 54

Боныхъæд фæззæджы

Учить воспринимать на слух текст «Фæззыгон боныхъæд» и текст песенки «Уыг».

Учить описывать осень.

Учить выражать свое отношение к чему-либо, употребляя выражение: «Мё зёрдёмё цёуы …».

Учить читать текст описательного характера.

Рабочая тетерадь, упр. 1-4.

Интонационное оформление вопросо-ответных диалогичеких единств.

боныхъёд, ралæууын, вёййын, тавын, сыф, хъулон, арёх, дымын, уазал, хъарм, рад, цёгат, афтид, æнкъард, кæм, цæм

Учить отвечать на вопросы: кём? цём? (указывать местоположение предметов).

Умение рассказывать об осени.

55 - 57

Анымайём-ма иумё!


Учить воспринимать на слух текст песенки «Мё хызын» и текст «Сабиты ныхас».

Учить рассказывать о содержимом портфеля.

Учить читать небольшой связный текст и выполнять тестовые задания к нему.

Рабочая тетерадь, упр. 1-4.

Интонационное оформление словосочетаний: числительное и существительное.

ёнгулдз, рох кёнын, иу, дыууё, ёртё, цыппар, фондз, ёхсёз, авд, аст, фараст, дёс,

иуæндæс, дыууадæс, æртындæс, цыппæрдæс, фынддæс, æхсæрдæс, æвддæс, æстдæс, нудæс, дыууын, ссæдз,

боныг, фыстхалæн, растхахгæнæн, хæзнадон, суадон, алчи, мёнмё, ёппёлын, фылдёр, алыхуызон, хъазён чындз, фыдынд, хёдтёхёг, кёмён, цёмён, лёвар кёнын, хуыйын

Учить отвечать на вопросы: кёмён? цёмён?

Техника чтения (тексты уроков 52-57).

58 -60

Радзур, алы бон дёр цы куыстытё фёкёныс.

Учить воспринимать на слух текст монологического характера.

Учить пересказывать текст с опорой на правильные варианты ответов по тесту.

Учить читать текст диалогического характера.

Рабочая тетерадь, упр. 1-4.

Интонационное оформление словосочетаний различного типа.

кёмёй, цёмёй, кёцёй

Учить отвечать на вопросы: кёмёй, цёмёй, кёцёй.

Познакомить со значением глаголов с приставкой фё-.

Навыки и умения аудирования.

61-63

Чи цы ми кёны?

Учить называть профессии и рассказывать о профессиях.

Учить читать сверхфразовые единства с правильной интонацией.

Рабочая тетерадь, упр. 1-4.

Учить определять ударный слог в слове.

дёсныйад, кæмæ, цæмæ, кæдæм

Учить отвечать на вопросы: кæмё? цёмё? кёдём?

Уровень сформированности лексических навыков: назвать изученные глаголы, придумать с ними предложения.

64-66

Тумуйы боны фётк райсомёй сихормё.

Учить воспринимать на слух текст монологического характера «Тамуйён алцёмён дёр бёлвырд рёстёг ис»

Учить монологическому высказыванию по теме «Боны фётк».

Учить читать текст и выполнять тестовые задания к нему.

Рабочая тетерадь, упр. 1-6.

Произношение звука [ж].

Деление слов на слоги.

боны фётк, сихор, бёлвырд, алцёмён дёр, цал, цал сахатыл, кёуыл, цёуыл

Учить отвечать на вопросы: кёуыл? цёуыл?

Уровень сформированности грамматических навыков (уроки 49-66).

67- 69

Тамуйы боны фётк сихорёй изёрмё.

Учить понимать на слух несложный текст, построенный на знакомом материале.

Учить детей составлять монолог с опорой на образец.

Учить читать текст и выполнять тестовые задания к нему.

Рабочая тетерадь, упр. 1-4.

Произношение звука [хъ].

куыстуарзаг, ёлхёнын, кёимё, цёимё

Учить отвечать на вопросы: кёимё? цёимё?

Навыки и умения монологической речи (рассказ о режиме дня).

70 - 72

Абон къуырийы бонтёй кёцы у?

Учить воспринимать на слух сверхфразовые единства.

Учить высказывать свое мнение о чем-либо и обосновывать его.

Учить читать текст и использовать его для рассказа о своих занятиях.

Рабочая тетерадь, упр. 1-3.

Произношение звука [къ].

къуыри, къуырисёр, дыццаг, ёртыццаг, цыппёрём, майрёмбон, сабат, хуыцаубон, уымён ёмё, кёйау, цёйау

Повторить значение глаголов с приставкой фё-.

Учить отвечать на вопросы: кёйау? цёйау?

Навыки и умения диалогической речи: беседа о занятиях после уроков.

73-75

Цёмён цин кёнынц сывёллёттё зымёгыл?

Учить воспринимать на слух текст « Зымæгон боныхъæд» и текст песенки «Дымгё ниудта».

1. Учить рассказывать о погоде зимой с опорой на рисунки.

2. Учить двустороннему диалогу-расспросу о зимних забавах детей.

Учить читать текст описательного характера и выполнять тестовые задания к нему.

Рабочая тетерадь, упр. 1-4.

Интонация вопросительных предложений.

мит, миты тъыфыл, миткъуыбёртёй хъазын, митын лёг, митын лёг аразын, дзоныгъыл бырын, къахдзоныгътыл бырын, къахкёлёттыл бырын, ёмбёрзын, хёдзары сёр, мигъ, бёстё

Учить утвердительно и отрицательно отвечать на общие вопросы.

Умение рассказывать о погоде зимой и беседовать о зимних забавах детей.

76-78

Ног азы хорзёх уё уёд!

Учить воспринимать на слух текст «Зымæг» и текст песенки «Заз бёлас».

Учить рассказывать о зиме. Учить поздравлять с Новым годом.

Учить читать текст «Зымёг» на скорость.

Рабочая тетерадь, упр. 1-4.

Учить выразительно читать стихи.

урс-урсид, стын, фестын, алыварс, Митын Дада, кёрц, хёцын, зынаргъ, амонд

Учить употреблять в речи глаголы в 3 лице единственного числа и 1 лице множественного числа настоящего времени.

Навыки и умения диалогической и монологической речи по теме.

№ урока

Тема

Развитие речевых умений

Формирование языковых навыков

Объекты контроля

Аудирование

Говорение

Чтение

Письмо

Фонетика

Лексика

Грамматика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

81-83

Фыстæг Интерне-тæй

Учить воспринимать на слух связное монологическое высказывание (Моя семья).

Учить рассказывать о семье Андрея.

Учить читать письмо из Интернета.

1. Учить писать ответы на вопросы о семье Андрея.

2. Учить писать предложения с прилагательными - антонимами: стыр-гыццыл.

Учить правильно, произносить новые слова.

фыстæг, дыккæгæмкъласон, базонгæ уæвын, искæимæ, ахæм, къорд, иумæ

Тренировать учащихся в употреблении речевого образа:

Мæн фæнды

Навыки умения чтения вслух письма.

84-86

Иумæ фыссæм фыстæг?

Учить воспринимать на слух краткие диалогические тексты.

Учить беседовать о профессиях.

Учить читать неболь

шие по объему диалогические тексты.

1. Учить составлять и записывать предложения, используя в качестве его начало и концовку.

2. Учить писать предложения с прилагательными - антонимами: фыдынд - рæсугъд.

Учить правильно, произносить слова, обозначающие профессии, с суффиксом -æг.

зындгонд, фыдынд,

Тренировать учащихся в употреблении глаголов в первом лице, единственного и множественно

го числа. Учить отвечать положительно (О, мæн фæнды…) и отрицательно (Нæ, нæ мæ фæнды…) на вопрос: «Фæнды дæ…?»

Усвое

ние лексического материала (уроки 81-83, 84-86).

87-89

Нæ фыстæг Андреймæ

Учить воспринимать на слух текст песенки «Гыццыл аланти зарæг».

Учить рассказывать о жизни второк

лассни-ков.

Учить читать с полным пониманием текст письма Андрею.

1. Учить разбивать сплошной текст на предложения и записывать их с правильными знаками препинания в конце.

2. Учить писать предложения с прилагательными антонимами: зынаргъ - аслам.

1. Учить правильно, произносить имена существите

льные в единствен

ном и множествен

ном числе.

2. Учить правильно интониро

вать повествовате

льные, вопроситель

ные предложения.

зынаргъ, цæттæ кæнын, ирон æвзаг, фæсарæйнаг æвзаг, стъæлф, хъæры нысан, фарсты нысан, аслам, хих, æрттивын, тымыгъ, луарын, буц кæнын, Цыппурс, цæхæртæ калын, рухс

Первичное знакомство с различными типами предложений по цели высказывания.

Умение пересказывать текст письма.

90-92

Æмбæлт-ты фембæлд

Учить воспринимать на слух текст.

Учить переска

зывать текст, используя план.

Учить читать текст и делить его на части по смыслу.

1. Учить выписывать из текста ответы на вопросы.

2. Учить писать предложения с антонимами: тагъд - сыгъдæг.

1. Учить правильно, произносить новые слова изолированно и в предло

жениях.

2. Учить правильно, интонировать повелитель

ные предложения.

хонын, хизын, цин кæнын, рухс, судзын, уромын, æрмæст, цалынмæ, уæдмæ, бар, æнхъæлмæ кæсын, тагъд, сындæг, бæркад, фæз, схæццæ уæвын, сахар, хи дарын, уæртджын хæфс

Тренировка в употреблении глаголов в повелительном наклонении.

Умение пересказывать текст на основе плана.

93-95

Нæ уарзон Дзæуджы-хъæу

Учить воспринимать на слух текст о Владикавказе с тесто-вым контро-лем понима-ния.

Учить рассказывать текст о Владикавказе, исполь

зуя план города и фотографии.

Учить читать текст «Дзæу

джы

хъæу»

1. Учить описывать город Владикавказ, используя вербальные опоры.

2. Учить писать предложения с прилагательными антони

мами:

ног - зæронд.

Учить правильно, произносить новые слова.

мæзджыт, фысымуат, цыртдзæвæн былгæрон, хид, фæзуат, аргъуан, аивадон музей, сæйраг горæт, уырыссагау, сомихаг, гуырдзиаг, кæсгон, æндæр, адæм, хæларæй, згъорын, хи ирхæфсын, цалдæр, галиуырдыгæй, рахизырдыгæй, уæртæ уым

Учить использовать в речи все изученные антонимы для описания города.

Умение расска

зывать о Влади

кавказе.

96-98

Тамуйы бинонтæ

Учить воспринимать на слух текст песенки «Бинонты мæсыг».

Учить рассказывать о семье Таму и о своей семье.

Учить читать текст о семье Таму.

1. Учить описывать свою семью.

2. Учить писать предложения с прилагательными антонимами: зæронд - æрыгон.

Учить правильно, произносить новые слова изолированно и в предло

жениях.

хистæр, æхсай, куыстуарзаг, раздæр, пенсиисæг, адджинаг, адæймаг, мады хо, фæлмæнзæрдæ, æппæт, англисаг, немыцаг, фæндзæм, хъæлæс, хъæздыг,

æнкъард, хъæлдзæг

Учить употреблять существительные в местном внешнем падеже:

Андрейы, Тамуйы.

Умение расска

зывать о своей семье.

99-101

Мах цæрæм ам

Учить воспринимать текст «Нæ кæрты».

Учить инсценировать диалог-интервью.

Учить читать текст типа интервью.

1. Учить писать глаголы в настоящем и прошедшем времени.

2. Учить писать предложения с прилагательными - антонимами: бæрзонд - ныллæг.

1. Учить правильно, произносить новые слова.

цæрæнбынат, дидинхуым, ахстон, æфснайын, ахорын, ауындзын, уæладзыг, цæлгæнæн, хинайæн, уазæгуат, ныййарджыты уат, ныгуылæн, æризæр, афон, гино, хъуамæ, бæрзонд, ныллæг, куыдздон, хуыссæн уат

1.Систематизация изученных ранее вопроситель

ных слов: чи? цы? цавæр? куыд? кæм? кæдæм? цæмæн? цал? цæйас? цы хуызæн?

2. Повторение прошедшего времени глаголов.

Умение состав

лять односторонний диалог-расс

прос.

102-104

Нæ хæдзары

Умение воспринимать на слух текст песенки «Куыстуарзаг бинонтæ»

Учить описы

вать свой дом, свою кварти

ру.

Учить вырази

тельно читать тексты диалогического характе

ра.

1. Учить правильно, писать новую лексику.

2. Учить писать предложения с прилагательными антони

мами: чъизи - сыгъдæг.

1. Учить правильно, произносить новые слова.

2. Учить интонационно правильно, оформлять вопросо-ответные диалогические единства.

пец, уазалгæнæн, тæбæгъ, къус, агуывзæ, тебæ, цайдан, уидыг, кард, вилкæ, ваннæ, хихсæн, сапон, хисæрфæн, сæрвасæн, айдæн, донуадзæн къран, гæрстæхсæн машинæ, скъапп, гауыз, къæлæтджын бандон, рудзынгæмбæрзæн, сахат, сынтæг, баз, гобан, ныв, цырагъ, райдзаст, æмбæрзæн, стъол, бандон, чингуыты скъапп, вазæ, хъазæнтæ, тæрхæг, глобус, компьютер, пурти, чъизи, сыгъдæг

1. Учить употреблять обстоятельство - местоимение: мæ уат, уаты астæу, къулрæбын, къулыл, царыл, къуымы, рудзынджы цур, рудзынгыл.

2. Повторение прошедшего времени глаголов.

Умение беседо

вать о своей кварти

ре, своем доме.

105-107

Боныхъёд уалдзё-джы.

Учить воспринимать на слух тексты «Уалдзы

гон зарёг», «Карын».

Учить расска

зывать о весне и выра

жать свое мнение с помо

щью речевого образца: Мё зёрдё

мё цёуы ⁄ нё цёуы…Ёз уарзын ⁄ нё уарзын… .

Учить читать текст

описательного характе

ра.

1. Учить писать текст о весне, подписывая рисунки и составляя предложения из данных частей.

2. Учить писать предложения с прилагательными антонимами: хус - хуылыдз.

Учить выразительно, читать стихи «Уалдзыгон зарёг» и «Уарын»

хъал кёнын, тын, цёугёдон, тайын, хъарм бёстё, уæлдæф, фёзынын, малусёг, цымё, циу, ёрттивёг, уарын, у дё бар, ёрсадын, хёлёг кёнын, хуым

Навыки и умения моноло

Г

ичес

кой речи (рассказ о весне)

108-109

Уалдзыгон бёрёгбон.

Учить воспринимать на слух диалогический текст.

Учить вести двусто

роний диалог-рассп

рос о весен

нем празднике 8 Марта.

Учить читать диалогический текст.

1. Учить писать поздравитель

ную открытку.

2. Учить писать предложения с прилагательными антонимами: фёллад - цёрдёг.

Учить правильно итонировать вопроситель

ные и восклицатель

ные предложения.

сылгоймёгты бёрёгбон, арфё кёнын, лёвар кёнын, фарн, цёстёнгас, райдзаст, ёнус, хуызджын къам, хъуыды, ёнёниз

Учить отвечать нё вопрос: Кёмён?

Навыки и умения диалогической речи по теме: «Уалдзыгон бёрёг

бон».

111-113

Нёхи цёттё кёнём бёрёгбонмё.

Учить воспринимать на слух текст песенки

«Балхён», связный текст монологического характера.

Учить вести двусто

роний диалог-рассп

рос «В магази

не», разыгрывая роли покупа

теля и продаваца. Учить диалогу-волеи

зъявлению.

Учить читать текст песенки «Балхён», диалоги по теме.

Учить писать предложения с прилагательными антонимами цёхджын - адджын.

Учить правильно, интонировать вопроситель

ные предложения без вопроситель

ного слова.

хойрёгтё, цай, къафеттё, дзул, хъёдындз, уырыдзы, картоф, нуры, цёхёра, къабуска, пырындз, цёхх, ссад, дзидзё, къёдор, цыхт, айк, ёнхъизён, ёхсыр, мисын, суардон.

Учить задавать вопрос «Хъёуы дё…?» и отвечать на этот вопрос положительно и отрицательно.

Лексические нивы

ки, умение употреблять в речи прилагательные - антони

мы.

114-116

Хёринаг скёнём ёмё фынг ёрёварём!

Учить воспринимать на слух тексты диалогического и монологического характера

Учить вести диалог-обмен мнениями по теме.

Учить читать текст

Монологическо

го и диалогического характе

ра.

Учить писать предложения с прилагательными-антонимами хом - фых.

Учить выразительно, читать стихотворение «Хёрзад чъиритё», правильно произнося слова с удвоенными согласными.

куывд, лыгтё, кёнын, фыцын, ёвёрын, фынг, дзаг, ирон бёгёны, физонёг, цъёх хъёдындз, кёрдзын, кёсаг, хъёрмхуыпп, бас, дзыкка, хъайла, лывзё, плау, къалбас, арынг, хыссё, арт ёндзарын, хом, фых.

Учить употреблять существитель

ные в отложительном падеже.

Орфо

графические навыки: лексика (уроки 111-116).

117-119

Мидёмё рацёут, уазджы

тё!

Учить воспринимать на слух текст монологического характера.

Учить вести ритуализированный диалог «Прием гостей»

Учить читать текст монологическо

го характе

ра.

Учить писать предложения с прилагательными-антонимами:

уазал - тёвд

Учить правильно итонировать повествовате

льные предложения.

сцёттё кёнын, уымён ёмё, цымыдиссёй, уёлдай, фыцын, сё уазал, тёвд.

Учить употреблять сущесвитель

ные в совместном падеже.

Техника чтения.

120-122

Таму ёвдисы Андрейён йё скъола.

Учить воспринимать на слух тексты монологического характера - описание школы и двора.

Учить описы

вать школу, школь

ный двор, класс

ную комнату.

Учить выразительно, читать тексты песенок «Абон не скъола

йыл зарём», «Ёз кёсын…»

Учить писать предложения с прилагательными антонимами:

урс - сау.

Тренировать учащихся в произношении звуков

[а] - [ё].

рагон, кад кёнын, иумёйаг, зондамонёг, бёлвырд, разы.

Систематизировать грамматичес

кие нивыки учащихся: спряжение глаголов в настоящем времени.

Умение пони

мать на слух сообщения разного характера, включающие информацию по теме.

123-125

Таму зонгё кёны Андрейы йе 'мкъасонтимё.

Учить воспринимать на слух текст диалоги

ческого характера.

Учить расска

зывать о себе, своей семье, своих друзьях.

Учить читать текст диалогического характе

ра и отыски

вать нужную инфор

мацию в тексте.

Учить писать предложения с прилагательными - антонимами

мёллёг - нард.

Учить выразительно, читать текст песенки «Сёнёфсир»

йёхёдёг, тыххёй. уал, ныртёккё, ёмкъласон, иннё, ме 'ннё, рус, хъуыр, ставд, армыдзаг.

Систематизировать грамматичес

кие навыки учащихся: спряжение глаголов в прошедшем времени.

Умение расска

зывать о своем друге.



© 2010-2022