- Преподавателю
- Начальные классы
- Ребёнок идёт в 1 класс для родителей
Ребёнок идёт в 1 класс для родителей
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Чаусенко Л.А. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
В помощь родителям учащихся начальной школы
Советы психолога
«Ваш ребёнок идёт в первый класс…»
Подготовила: педагог-психолог Чаусенко Л.А.
МОУ «УСОШ№2»
п. Уренгой, 2015г.
Как правило, большинство первоклассников отправляются в школу с радостью. Однако нередко бывает - проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Дело в том, что не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. В первом классе дети попадают в новую для них обстановку: привыкают к требованиям учителя, устанавливают между собой неформальные отношения - выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Большую роль в этом процессе играет уровень коммуникативных возможностей ребёнка, его умение общаться, контактировать с окружающими, уровень его подготовки к школьному обучению. Детсадовский ребенок в более выгодном положении - он уже знает свое место в коллективе. А ребенок, который не ходил в детский садик, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно. Насколько ребёнок будет успешен в школе, зависит и от родителей. Попробуем найти ответ на этот и другие вопросы…
Простые советы как помочь вашему ребёнку успешно преодолеть трудности в общении и найти своё место в новой для него обстановке. Прежде всего, как можно больше общайтесь с ребенком, в том числе вне школы, это позволит ему утвердить свой статус в детском сообществе. Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше нескольких. Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же собственные достижения вчера и сегодня.
Не настраивайте ребенка на исключительно отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку, не позволяйте ему поверить в то, что он не так хорош, как другие дети, даже если учительница утверждает, что это именно так.
Не ругайте ребенка сильно, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось. Это, конечно, не значит, что вы должны проявлять мягкотелость в ситуациях, когда необходимо дисциплинарное воздействие. Любовь и справедливость - отличные учителя.
Каждый вечер разговаривайте с ребенком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал. При сохранении знакомых ритуалов, в том числе ежевечернего обмена новостями с родителями, переход к школьной жизни будет не таким болезненным.
Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем на летнем собрании перед школой - так вы быстрее найдете именно то, что нужно.
Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.
С самого раннего возраста следите за речью вашего ребёнка, как он произносит звуки, слова, заметив нарушения не откладывая, обратитесь к специалисту. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков. Фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка. И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и отсутствует связная речь".
Если упустить время в самом начале школьного обучения, ваш ребёнок может испытывать большие трудности в усвоении навыков грамотного письма и чтения.
Ваш малыш, начиная с трёх лет должен уметь:
В 3 года - малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования.
В 4 года - ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.
В 5 лет - ребенок еще может не выговаривать букву "р".
В 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить. Если вы заметили, что звукопроизношение вашего ребёнка далеко от идеального, помогите логопеду, систематически выполняя дома с ребёнком эти простые упражнения для языка и губ.
Первый комплекс (общий)
-
Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
-
Вытягивание губ вперёд трубочкой.
-
Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.
-
Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
-
Язык широкий.
-
Язык узкий.
-
Чередование положения языка: широкий - узкий.
-
Подъём языка за верхние зубы.
-
Чередование языка: вверх - вниз.
-
Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык вглубь рта - приближать к передним нижним резцам.
Второй комплекс / для выработки свистящих звуков/
-
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щёки, можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистой струи воздуха.
-
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…
-
Удерживать широкий язык в спокойном положении под счёт от одного до пяти - десяти.
-
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык под счёт /1,5,10/.
-
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф , сдуть ватку на противоположный край стола.
-
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Третий комплекс / для выработки шипящих звуков/
-
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На саамы край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
-
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу широко открыть рот.
-
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф , сдуть ватку на противоположный край стола.
-
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
-
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот открывать шире.
-
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Четвёртый комплекс / для выработки звука л/
-
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…
-
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
-
Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
-
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстряя темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл.
-
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать под счёт. Так, поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
-
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытцем).
-
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытцем).
-
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка беззвучно.
Пятый комплекс / для выработки звука р/
-
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
-
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.
-
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф , сдуть ватку на противоположный край стола.
-
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытцем).
-
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
-
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстряя темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл.
-
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д-д-д. сначала д произносится медленно. Постепенно убыстрять темп.
-
Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик (губы не должны закрывать зубы). Держать язык широким за верхними зубами, дуть и пытаться произносить звук з….з….з… почувствовав ветерок подуть ещё раз.
-
Слегка усилив воздушную струю произнести с указанной выше артикуляцией звук з присоединив к нему звук а можно услышать звуки ра. С другими гласными получатся звукосочетания ры,ро,ру.
Выработка р раскатистого (с вибрацией кончика языка).
-
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д-д-д. сначала д произносится медленно. Постепенно убыстрять темп.
-
Поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук з (ж) или многократно проговаривать звук д. В это время деревянным шпателем, плоской ручкой чайной ложки, детской резиновой соской или прямым мизинцем самого ребёнка, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, вначале "помогать" одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки. Развивая речь ребёнка, не забывайте про общую моторику, она создаёт предпосылки для становления многих психических процессов, позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В этом вам поможет кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, через физическую активность способствуют сохранению здоровья ребёнка. Предлагаем выполнять вместе с ребёнком следующие упражнения: Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
- Растяжки
- Дыхательные упражнения
6. Глазодвигательные упражнения «Взгляд влево вверх» Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на "прямо перед собой". (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку, и упражнение повторяется. «Горизонтальная восьмерка» Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком. «Глаз - путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем. 7. Массаж а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз. б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки - подбородок. Считать до 30. в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. 8. «Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Если вы будете, как можно больше свободного времени уделять вашему ребёнку в такой нелёгкий для него период - период начала обучения в школе. Вы поможете ему безболезненно пройти период школьной адаптации, быть успешным в новых для него условиях, а главное сохраните своё и ребёнка физическое и психическое здоровье.
Желаем успехов в развитие и воспитание детей!