Авторская программа Занимательная математика

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан






Авторская программа кружка

для младших школьников

по научно - познавательному направлению

«Занимательная математика»



Составила: учитель высшей категории

Ильина Ландыш Фаизовна








Бавлы

2014

  1. Пояснительная записка

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения. Данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Работа проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим обсуждением полученных результатов. Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 35 минут.







  1. Цель и задачи программы.

Целью данной программы является повышение уровня математического развития учащихся, формирование логического мышления посредством освоения содержания математической деятельности.
Обучающие:

  • формирование и развитие практических умений решать нестандартные задачи;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления;
  • формирование навыков самостоятельной работы;
Воспитывающие:
  • воспитание настойчивости;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать математического кругозора, логического и творческого мышления;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе.











III. Особенности программы «Занимательная математика»


Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность, связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.




  1. Формы проведения занятий


  1. Решение математических задач.
  2. Проектная деятельность.
  3. Самостоятельная работа, работа в парах, в группах.
  4. Творческие работы.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:
  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.















VI. Планируемые результаты.
Личностные результаты:

  • осознавать роль математики в жизни людей;
  • точно отвечать на вопросы;
  • прислушиваться к мнениям других во время работы в группах;
  • высказывать своё мнение.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:
  • решать нестандартные задачи;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:
  • творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).







V. Тематическое планирование.




Тема занятия



Планируемые результаты (УУД)



Цифровые образовательные ресурсы

1

Что дала нам математика?

Зачем ее изучать? Моделировать разнообразные ситуации
расположения объектов.

презентация

2

Старинные системы записи чисел. Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу.
Формулировать выводы.

дидактическая игра

3

Иероглифическая система древних египтян. Развитие познавательного интереса.
Развитие готовности к сотрудничеству. Формирование мотива деятельности.

презентация

4

Римские цифры. Формирование мотива деятельности.
Умение слушать, получать необходимые
сведения.
Волевая саморегуляция.

презентация, дидактическая игра

5

Как читать римские цифры Развитие познавательного интереса.
Уметь ставить и решать проблемы.

дидактическая игра

6

Арабские цифры. Развитие учебных мотивов.
Моделировать выбор способов деятельности, группировать

информация с презентацией

7

Пифагор и его школа. Развитие познавательного интереса.

информация с презентацией

8

Архимед. Умение договориться, находить общее

решение проблемы.

информация с презентацией

9

Царство смекалки. Решение нестандартных задач Уметь слушать и получать необходимые знания

презентация

10

Экскурсия в компьютерный класс Уметь объяснять выполнение задания.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки.

презентация, тесты, дидактическая игра


11

Электронные математические игры Корректировать выполнение заданий.
Умение аргументировать, высказывать прогнозы

дидактическая игра

12

Простая геометрия. Мозаика из геометрических фигур. Развитие познавательного интереса.

дидактическая игра, кроссворды, головоломки

13

«Спичечный» конструктор Развитие познавательного интереса.

дидактическая игра

14

Построение конструкции по образцу Формулировать выводы.
Умение аргументировать, высказывать прогнозы.

презентация, дидактическая игра

15

Конструирование из деталей танграма Развитие познавательного интереса.

проекты

Математическая копилка. Составление сборника числового материала из русских народных сказок. Формирование умений сравнивать,
анализировать, обобщать по разным основаниям. Умение осознанно строить высказывания

дидактическая игра

16

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Умение аргументировать, высказывать прогнозы.
Развитие познавательного интереса.

дидактическая игра

17

Мир занимательных задач Умение аргументировать, высказывать прогнозы.
Развитие познавательного интереса.

игра, кроссворды, головоломки

18

Выпуск математической газеты Формулировать выводы.

проекты

19

В царстве смекалки. Решение нестандартных задач. Умение договориться, находить общее
решение проблемы.

презентация, дидактическая игра

20

Это было в старину. Старинные меры длины и массы в русских народных сказках. Уметь объяснять выполнение задания.

просмотр отрывков из сказок

21

Решение логических задач. Умение аргументировать, высказывать прогнозы.
Развитие познавательного интереса.

презентация, дидактическая игра

22

Веселые считалки Развитие познавательного интереса.
Волевая саморегуляция.
Уметь объяснять выполнение задания.

презентация.

23

Денежные знаки. Экскурсия в городской музей. Формировать умения сравнивать, анализировать.

презентация

24

Задачи в стихах Формировать умения сравнивать, анализировать.

тесты

25

Занимательные задачи на сложение Находить решение разными способами.
Обобщать данные.
Умение договориться, находить общее
решение проблемы.

презентация, дидактическая игра

26

Задачи - смекалки Анализировать различные способы хода рассуждения.

презентация

27

Математический турнир Моделировать выбор способов деятельности.
Корректировать выполнение заданий.

тесты, дидактическая игра

28

Математика на экскурсии Моделировать выбор способов деятельности.
Корректировать выполнение заданий.

дидактическая игра

29

Подготовка к математической олимпиаде Моделировать выбор способов деятельности.
Корректировать выполнение заданий.

кроссворды, головоломки

30

Математическая олимпиада Анализировать различные способы хода рассуждения.

задачи на логическое мышление, кроссворды, головоломки

31

Задачи-шутки Анализировать различные способы хода рассуждения.

дидактическая игра


32

Математические игры Уметь объяснять выполнение задания.
Формирование умений сравнивать,
анализировать.

презентация: урок - сказка

33

Итоговое занятие Уметь работать в группе, делать выводы










VI Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных и метапредметных результатов. Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
  • Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
  • Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться на развороте, в оглавлении, в словаре.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию на занятии
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
  • Познавательный интерес к математической науке.
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


VII СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 7 лет. С. - Пб,1996
  3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис - пресс,2008
  4. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  5. Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
  6. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004
  7. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  8. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
  9. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г
  10. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

.


© 2010-2022