Урок окружающего мира в 3 классе по теме «В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ» (по УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока открытия нового знания

Класс: 3

Предмет:

ОКРУЖА-ЮЩИЙ МИР

Тема урока:

«В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ»

УМК «Школа России»

(Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. 1 ч. М.: Просвещение, 2012)

Задачи урока:

  • познакомить со строением шляпочных грибов, показать разнообразие грибов, уточнить представления о съедобных и несъедобных грибах, учить правильно собирать грибы;

  • формировать умение формулировать учебные задачи урока, извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, представление о целостности окружающего мира;

  • прививать умение соотносить новое знание со своим опытом, проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Опорные понятия, термины:

царства природы, царство грибов, шляпка, ножка, грибница, мицелий, микология, съедобные/несъедобные грибы.

Планируемые результаты

предметные: знать строение шляпочных грибов; различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; знать правила сбора грибов;

метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; извлекать информацию из разных источников; планировать свои действия; оценивать достижения на уроке;

личностные: применять экологические знания, чувство ответственности за состояние природы родного края.

Оборудование: листы белой бумаги (половина листа формата А4), «Памятка начинающему грибнику» (раздаточный материал), таблички с нумерацией столбцов (раздаточный материал), корзина небольшая; мультимедийное оборудование; Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник.3 класс. Ч. 1, Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Ч. 1, Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты.3 класс.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности - Сегодня урок окружающего мира. К нам пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу и с хорошим настроением начнём урок. Будем отвечать активно! Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти! - Окружающий нас мир интересно познавать! Его тайны и загадки мы готовы разгадать? Приветствуют друг друга и гостей, садятся за парты, настраиваются на работу на уроке.

Самоопределение.

2

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Окружающий мир - это и большой мир природы. Какая бывает природа?

- Что мы относим к живой природе?

- Каковы признаки живых организмов?

- Какую роль в жизни человека играют животные?

- Почему многие виды животных становятся редкими?

- Каких животных из Красной книги России вы знаете?

- О каких животных приготовили сообщения?

- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять вреда животным?

- Как люди заботятся об охране животных?

- Живая и неживая.

- Растения, животных, микроорганизмы и грибы …

- Дышат, питаются, растут и размножаются, движутся и умирают.



  • Рассказывают о животных на основе задания Рабочей тетради, с.65 - №6.

  • Выставляют свои плакаты «Берегите животных!».

Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

Бережное отношение к природе.

3

Выявление места и причины затруднения

Включить мелодию «Голоса леса»

Спроектировать картину леса.

(СЛАЙД 3)

- Хочу пригласить вас сегодня в лес,

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

- Посмотрите на изображение леса. Какие царства живой природы можно здесь встретить?

- Послушайте текст и определите, о чём идет речь?

- Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец, в 19 веке выделили их в отдельное царство.

"Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы?" (Гриб) - А к какому миру живой природы можно отнести грибы? - Почему? - А какие части растений нам известны? - Есть ли они у грибов? - А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют». - В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? - А к миру животных? - Так, что же такое грибы? - Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

- Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов.

- Грибы.





  • Предполагают, что грибы - это царство растений. Затем в процессе дальнейшей беседы выясняется, что это особое царство природы.

Анализировать объекты окружающего мира, рисунки.

Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения).

Поддерживать в ходе общения доброжелательное общение друг с другом.

Планировать своё высказывание.

4

Построение проекта выхода из затруднения






- Обозначим тему сегодняшнего урока. Итак, мы отправляемся в лес в царство…

(СЛАЙД 1)

- Какие задачи поставим для работы? Что бы вы хотели узнать о грибах? (СЛАЙД 2) - Давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы в первой строчке ставьте плюс, если согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В конце урока мы вернёмся к таблице и увидим, насколько вы были правы.

  • Грибы - это растения.
  • Главной частью гриба является плодовое тело.
  • Шляпка и ножка образуют плодовое тело.
  • Может ли гриб вырасти на дереве?
  • Животные едят несъедобные грибы.
  • Шампиньон - это ядовитый гриб.
  • Бледная поганка - это съедобный гриб.
  • Размножаются грибы спорами.
  • Все грибы можно употреблять в пищу.
  • Желчный гриб - это съедобный гриб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



















- Грибов.



  1. Выяснить, как устроен гриб,

как растут грибы.

  1. Учиться различать съедобные и несъедобные грибы.

  2. Уточнить правила сбора грибов.



Заполняют верхнюю строку таблицы.

Понимать и принимать учебную задачу.

Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения.

5

Реализация построенного проекта

1. СТРОЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ.

- Попробуйте изобразить гриб на листе бумаги.

- А теперь послушайте загадку и попробуйте в ней услышать, из каких частей состоит гриб:

Землю пробуравил

Грибницу оставил,

На ножке явился,

Шляпкой прикрылся.

(СЛАЙД 4 о строении гриба)

- Существует целая наука о грибах и называется она МИКОЛОГИЯ.

(СЛАЙД 5)

- Где люди часто встречают грибы?

- Принято почему то собирать грибы в лесу, там, где деревья. Как вы думаете, почему?

- Послушайте сказку. Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " - Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас. "Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но как, ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по-прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

- Об этом вы узнаете из текста учебника на с. 112 - 113.

- Что интересного узнали вы из этой статьи?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Вместе весело»

(музыкальная)

- Для чего люди собирают грибы?

- Кому ещё необходимы грибы?

2. ГРИБЫ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ. НЕОБЫЧНЫЕ ГРИБЫ.

- Грибы - это царство живой природы. Как вы думаете, а есть ли грибы, которых осталось мало на планете? (СЛАЙДЫ 6 и 7)

*Показать хлеб, покрытый плесенью.

- Как вы думаете, что это?

3. ГРИБЫ СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ.

- На какие две группы можно разделить все грибы? (СЛАЙДЫ 8 и 9)

- Назовите представителей этих групп грибов.

- Сейчас вы поучитесь различать съедобные и несъедобные грибы. Для этого поработаете в парах на стр. 114 - 115 учебника.

- Вы, наверное, заметили, что это грибы - двойники.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.

(СЛАЙДЫ 10 - 13 и 14)

  1. ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ.

- А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?

- Я сейчас вручу вам памятку о том, как следует правильно собирать грибы. Вы её внимательно прочитаете и сравните свои знания.

- Что нового и интересного вы узнали о сборе грибов?

Получают лист бумаги и изображают гриб.

- Ножка, шляпка, грибница.

- Под деревьями, в траве, на пнях, деревьях.







Работают с текстом, обсуждают в парах.



Рассуждают.

- Съедобные и несъедобные.

Читают описательные статьи, соотносят описание с иллюстрацией.

Соотносят съедобные и ядовитые грибы по иллюстрациям слайда.

Делятся опытом сбора грибов.

Работают с ПАМЯТКОЙ.

Проявлять индивидуальные творческие способности.

Высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами).

Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

Планировать своё высказывание.









Анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков.

Установка на безопасный образ жизни на основе представлений о природном окружении.

Поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  1. - В начале нашей работы вы пытались изобразить гриб. А теперь я попрошу дополнить ваши схемы и указать на них строение гриба, указав при помощи стрелочек все части.

  2. Физминутка

- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, тогда проходим мимо: сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.

Дорабатывают схему строения гриба.

Соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Возьмите тетради с «ТЕСТАМИ» и выполните тесты 111 - 115 на 34 - 35.

Решают тесты и проверяют по эталону на СЛАЙДЕ 15:

111 - В; 112 - А, В; 113 - В, Г

114 - Б; 115 - А, В

Самоконтроль.

Коррекция.

8

Включение в систему знаний и повторение - Многие тайны леса и особого царства живой природы грибов уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес, природу. - А теперь попробуйте ответить на вопросы (СЛАЙД 17). - А теперь давайте снова поиграем в игру «Верите ли вы, что…»

Отвечают на вопросы.

Заполняют второй ряд таблицы.

Представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к природе.

9

Рефлексия УД

- Ребята, подведём итог нашей большой работе. Для этого, кто получил на уроке новые знания о грибах, кто теперь научился их собирать, отличать съедобные и ядовитые грибы, кому просто сегодня было интересно и нескучно на уроке, я попрошу свои грибочки сложить в нашу корзину.

- Мы уже возвращаемся из леса.

- Что дома вы расскажете родителям про грибы?

Складывают грибы в корзину.

Фиксировать в конце урока удовлетворённость/

неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам/неуспехам.

10

Задание на дом

  1. С. 112 - 116 прочитать текст, выполнить задания.

  2. Т. с. 68 - задание 5 (рисунок или фотография)

  3. Собрать коллекции: съедобных грибов, ядовитых грибов, редких грибов.



© 2010-2022