Конспект урока по русскому языку на тему Имя существительное (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Тема: «Имя существительное».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Цель урока: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи.

Задачи урока:

  1. создать условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного; организовать работу по формированию понятия «имя существительное»;

  2. содействовать развитию умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что? ; содействовать развитию вербального мышления (выявление отношения противоположности); повторение, правописания безударных гласных, парных согласных, слов из словаря; повторение тем «Члены предложения», «Словосочетание»;

  3. воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.

Слайд 1

- Здравствуйте, я рада вас видеть. Мы сегодня с вами должны хорошо поработать. Садитесь.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

- Ребята, а вы любите сказки? (да)

- Я тоже очень люблю сказки, поэтому на урок я пришла к вам со сказкой, послушайте, пожалуйста.

Слайд 2 (Чтение сказки Н.Сладкова «Медведь и солнце»).

- Кто знает название этой сказки и автора? (Н. Сладков «Медведь и солнце»)

-Назовите главных героев этой сказки. (Медведь, вода, снег, солнце)

Слайд

-Запишите эти слова в тетрадь и найдите в них опасные места, объясните их написание.

М..две.., в..да, сне.., со..нце. (Дети называют орфограммы в словах вместе с правилами и проверочными словами)

-Что объединяет эти слова? (отвечают на вопросы кто? что?)

- Почему вы так думаете?

-А как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? что? (имена существительные)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Значит тема нашего урока…. (имя существительное)

Слайд

- Эта тема для вас новая? (нет)

- Какую цель для нашего урока мы можем определить? (обобщить знания об имени существительном).

-А кто ответит, что такое имя существительное? (правило)

Слайд

ТЕСТ № 1

- Ребята, Медведь из сказки прислал вам видео-письмо, давайте посмотрим и прочитаем его. Видеоролик

Дорогие ребята!

Рад сообщить вам, что в нашем лесу наступила весна. Небо стало голубым, солнышко ярким, звонко поют птицы. У старого пня проснулись муравьи. На деревьях набухли почки.

Медвежонок Тимка!

- Но это письмо с заданиями от Тимки. Вам надо найти в этом письме все имена существительные выписать их распределив в два столбика. Подумайте, как это можно сделать? Работать вы будете в парах. (Дети выписывают им.сущ-е в 2 столбика)

-Какие имена существительные вы нашли в письме?

Слайд

- Как вы их распределили в 2 столбика?

Слайд

1 вариант (кто? что?)

ребята лес

птицы весна

муравьи небо

медвежонок солнышко

Тимка деревья

почки

пень

- По какому признаку вы распределили эти имена существительные? (одушевлённые и неодушевлённые)

- А кто распределил по другому? (ед. и множ. число)

2 вариант (ед. и мн. число)

лес ребята

весна птицы

небо муравьи

солнышко деревья

медвежонок почки

Тимка

пень

- А какой ещё есть признак, по которому можно разделить имена существительные на 2 группы. (собственные и нарицательные)

3 вариант (соб-е и нариц-е)

Тимка медвежонок

почки

лес

ребята

птицы

муравьи

деревья

весна

небо

солнышко

пень

- Сделайте вывод, каким может быть имя существительное? (одушевленным и неодушевлённым, единственного и множественного числа, собственные и нарицательные)

Слайд

- Ребята, а все имена существительные могут изменяться по числам? (нет)

- Посмотрите, на доске есть слова (воробьи, лужа, погода, каникулы).

- На примере этих слов давайте докажем, все ли имена существительные могут изменяться по числам.

воробьи - воробей

лужа - лужи

погода - ….

каникулы - …

- Сделайте вывод. (не все имена существительные могут изменяться по числам)

- Подберите к этим существительным слова, которые обозначают признак предмета. (дети составляют словосочетания)

Например: Шустрые воробьи

Глубокая лужа

Тёплая погода

Весенние каникулы

ТЕСТ № 2,3,4

Физминутка - Видеоролик

- Ребята, вы обратили внимание, что с каждым новым словом, наше солнышко светит всё ярче. Давайте запишем в тетрадь предложение, чтобы совсем растопить зимний снег. (Дети записывают предложение в тетрадь под диктовку)

Ласковое солнце растопило снег и показалась зелёная травка.

- В каких словах встречаются опасные места?

- Найдите в этом предложении имена существительные и определите, чем они отличаются? (отличаются по родам)

- Значит, какой можно сделать вывод? (могут быть женского, мужского и среднего рода)

Слайд

ТЕСТ №5

Роль имени существительного в предложении.

-Ребята, Тимкины задания продолжаются. Вы знаете, когда медвежонок выбирался из берлоги, у него произошла неприятность. У него от волнения перепутались слова в предложениях, которые он подготовил для встречи с весной. Давайте поможем мишутке их собрать. Запишем их по вариантам. СЛОВАРЬ!

капель, по крыше, стучит, весенняя

звонкой, ребята, радуются, капели

(Индивидуальная работа по вариантам. Два человека у доски).

- Подчеркните главные члены предложения.

- Есть ли одинаковые слова в этих предложениях? (Есть «капель»)

- А у нас на уроке присутствует эксперт по русскому языку, который провел исследования по толковому словарю и сейчас нам объяснит, что обозначает слово «капель».

- Каким членом предложения является слово КАПЕЛЬ в первом предложении? (главным)

- А во втором? (второстепенным)

- Сделайте вывод, какую роль могут выполнять в предложении имена существительные? (могут быть главным и второстепенным членом предложения)

Слайд

- Тимка приготовил вам еще одно задание. Он хочет, чтобы вы сами описали наступление весны. А помогут вам в этом карточки.

Работа по карточкам.

- У вас на столах лежат карточки зелёного и красного цвета. На карточке зелёного цвета - задание труднее, чем на красной, поэтому те, кто выберет задание на зелёной карточке, получат оценку на бал выше.

- Итак, определились с цветом. Кто выбрал зелёный цвет, что вам дано в карточке? (словосочетания)

-Как вы будете выполнять описание?

- Те, кто выбрал красный цвет, что у вас дано в карточке? (предложения),

- Что не так в этих предложениях, что нужно сделать, чтобы получилось описание?

1.Яркое солнце, зелёная травка, весёлые ручьи, голубое небо, первые подснежники.

2.

Пришла ранняя весна.

Яркие лучи солнца растопили снег.

Зажурчали веселые ручейки.

Появились первые проталины.

Воспитательный момент

Видеоролик

- Ребята, вы знаете, весну называют утром природы, т.к. весной природа пробуждается, она просыпается после зимнего сна и наступает божественная красота.

- Что нам нужно делать и как себя вести, чтобы природа дарила нам свою красоту? (беречь природу)

- Подведём итог.

-Какой была тема нашего урока?

-Что мы вспомнили об имени существительном?

- Ребята, а как вы думаете, на нашем солнышке осталось ещё несколько лучиков, но они пустые?

- Совершенно верно. На следующих уроках мы познакомимся с другими признаками имени существительного.

- Если вам на уроке было интересно, покажите зеленый сигнал. Что было интересно?

- Если какие-то задания у вас вызвали затруднения, покажите красный сигнал. Какие?

Домашнее задание.

Составить кроссворд из 8 словарных слов, используя только имена существительные, оформив его на альбомном листе.

Оценки с комментированием + оценки за ТЕСТ.



© 2010-2022