Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кокуйская средняя общеобразовательная школа № 1»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Литературное чтение»

для 3 класса


( УМК «Школа России»).








Козырева Татьяна Николаевна

учитель начальных классов




Пояснительная записка


Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе стандарта начального общего образования по литературному чтению, примерной программы начального общего образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автор Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1 - 4 классы».


Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.

Содержание программы: Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта. Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений. При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Цели обучения:


Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей: •развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; •овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; •воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи: - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление; - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей; - обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе; - формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; -обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка; - обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; - работать с различными типами текстов; - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1. Развитие навыков чтения:

- развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного;

- обучение приёмам чтения про себя на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и количества прочитанных текстов этим способом.

- углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного);

- развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя;

- развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.


2.Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения: - ориентация детей на то, что чтение вслух - это чтение для слушателей, а чтение про себя - это чтение для себя; - совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе специальных упражнений и тренировки речевого аппарата; - произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков; - обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении, развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шёпота и, наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания; - обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений; - правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу; - развивать умение планировать, а затем анализировать своё выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

3.Требования к уровню сформированности навыка чтения: Правильное, сознательное, выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения незнакомого текста - 75-80 слов в минуту (при чтении вслух) и 85-90 слов в минуту (при чтении про себя).

4.Выработка умений работать с текстом:

- подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций; - установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением; - самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом; - составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя; - словесное рисование картин к художественным текстам; - составление рассказов о своих наблюдениях из жизни класса, школы; - самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; - сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя); - внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём; - ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса. Обучающиеся должны: владеть навыками правильного, сознательного, достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 75 - 80 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста; понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.
Обучающиеся должны уметь:

  • устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;
  • самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;
  • самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
  • сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);
  • подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;
  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;
  • различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

Обучающиеся должны знать:
  • наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • названия, темы и сюжеты произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
  • народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.




Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе.

4 часа в неделю, всего 136 часов, автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.



№ п/п

Название темы (раздела)

Количество

часов


1 четверть (36 ч.)


1.

Рукописные книги Древней Руси.

1

2.

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

3.

Урок-путешествие в прошлое.

1


Устное народное творчество (15 ч.)


4.

Русские народные песни.

1

5.

Докучные сказки.

1

6-7-

8- 9.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

4

10-11 12-13.

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

4

14-15

16-17.

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

4

18.

Урок КВН (обобщающий урок по теме) «Устное народное творчество».

1


Поэтическая тетрадь - 1 (11 ч.)


19.

Как научиться читать стихи.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».

1

20.

Ф. И. Тютчев «Листья».

1

21.

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

1

22.

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

1

23.

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».

1

24-25.

И. Никитин «Встреча зимы».

2

26-27.

И. Суриков «Детство».

2

28.

И. Суриков «Зима».

1

29.

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок).

1


Великие русские писатели. (20 ч.)


30.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».

1

31-32, 33.

А. Пушкин «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер».

3

34-35 36.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

3


2 четверть (28 ч).


37.

И. А. Крылов «Мартышка и очки».

1

38.

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

39.

И. А. Крылов «Ворона и Лисица».

1

40.

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

1

41.

М. Ю. Лермонтов «Утёс».

1

42-

43

М. Ю. Лермонтов «Осень».

2

44

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

1

45.

Л. Н. Толстой «Акула».

1

46.

Л. Н. Толстой «Прыжок».

1

47.

Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

1

48.

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

49.

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»)

1


Поэтическая тетрадь - 2 (11 ч.)


50-51 52.

Н. А. Некрасов «Славная осень!»,

«Не ветер бушует над бором».

3

53-54-55

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

3

56.

К. В. Бальмонт «Золотое слово».

1

57-58-59

И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».

3

60.

Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2).

1


Литературная сказка (13 ч.)


61-62.

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к Алёнушкиным сказкам».

2

63-64.

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

2

65-66 67-68.

В. М. Гаршин «Лягушка - путешественница».

4

69-70 71-72

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

4

73.

Урок КВН (обобщающий урок по 1 части учебника)

1


Были - небылицы (12 ч.)


74- 75 76

М. Горький «Случай с Евсейкой».

3

77-78 79-80

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

4

81-82 83-84

А. Куприн «Слон».

4

85.

Урок-путешествие по «Былям-небылицам».

1


Поэтическая тетрадь - 3 (5 ч).


86.

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон».

1

87.

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

1

88-89


С. Есенин «Черёмуха».

2

90.

Обобщающий урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1


Люби живое (15 ч.)


91.

М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

1

92-93

94

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

3

95.

В. И. Белов «Малька провинилась».

1

96.

В. И. Белов «Ещё раз про Мальку».

1

97-98

В. Бианки «Мышонок Пик».

2

99-100

101.

Б. С. Житков «Про обезьянку».

3

102.

В. Л. Дуров «Наша Жучка».

1

103.

В. П. Астафьев «Капалуха».

1

104.

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1

105.

Урок-конференция «Земля - наш общий дом».

1


4 четверть (32 ч).



Поэтическая тетрадь - 4 (5 ч.)


106.

С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».

1

107.

А. Барто «Разлука», «В театре».

1

108.

С. В. Михалков «Если», «Рисунок».

1

109.

Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

110.

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2).

1


Собирай по ягодке - наберешь кузовок (13 ч).


111.

Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

1

112-113-

114-115

А. П. Платонов «Цветок на земле»

4

116.

А. П. Платонов «Ещё мама».

1

117.

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1

118-119.

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

1

120.

Н. Носов «Федина задача».

1

121.

Н. Носов «Телефон».

1

122.

В. Л. Драгунский «Друг детства».

1

123.

Обобщающий урок по разделу.

1


По страницам детских журналов (5 ч).


124.

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

1

125.

Г. Б. Остер «Вредные советы».

1

126.

Г. Б. Остер «Как получаются легенды».

1

127.

Р. Сеф «Весёлые стихи».

1

128.

Читательская конференция «По страницам детских журналов».

1


Зарубежная литература (8 ч.)


129-130-131

Мифы Древней Греции. Храбрый Персей.

3

132-133-134-135

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

4

136.

Обобщение раздела.

1

© 2010-2022