Конспект урока по математике по теме: Квадрат

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ КР ОО «Черкасская средняя общеобразовательная школа»

Автор:

учитель начальных классов

Хохлова Дина Николаевна

Тема урока: Квадрат.

Цели: познакомить детей с геометрической фигурой - квадрат как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи и уравнения; развивать внимание и логическое мышление, воспитывать доброжелательность по отношению к товарищам и окружающим людям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах, группах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, модели прямого угла, картинки автомобилей из геометрических фигур, карточки с геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник).

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня, друзья мы отправимся в путь
Хорошее настроение взять с собой не позабудь!
- С каким настроением вы начинаете урок? («Смайлики")

- Открываем тетради, записываем число 15 февраля, слова «классная работа».

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Итак, урок мы начинаем с устного счета. Смотрим на доску.

Игра "Поставь машину в гараж"

На доске нарисованы два гаража. Дети получают карточки с изображением машинок, к которым прикреплены примеры. Учащиеся вычисляют ответ и ставят карточку под нужным рисунком гаража.

84 80-14 42+42 36+30 90-6

66 70+14 32+34 78-12 33+33

- Что вы можете сказать о числе 84? 66?

(На доске нарисованы автомобили.)

Слайд 1



  • Рассмотрите автомобили. Из каких геометрических фигур они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.)

  • Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники.)

  • Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны прямоугольников равны.)

  • Какие фигуры составляют кабины машин? (Квадраты.)

- Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов все стороны равны.)

- Сейчас вы послушаете стихотворение и сами определите тему и сформулируйте цели и задачи нашего урока.

Слайд 2

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем знаком.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? … (квадрат)

Тема урока: Квадрат .

- Чему будем учиться на уроке?

-Проверим наши предположения. Прочитайте тему и задачи урока на с.34.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. А вы знаете слова с данной частью?

Ответы детей.

Давайте сейчас посетим долину знаний, где мы узнаем много нового и интересного.

Не случайно четырёх музыкантов вступающих на сцене называют квартет.

Квадрига - греческая колесница, запряженная четверкой лошадей.

Квадрацикл - мотоцикл на четырех колесах.

Квартал - часть города, образованная пересечением четырех улиц; четвертая часть года (три месяца).

Учитель: Ребята, а где в повседневной жизни мы встречаемся с квадратами.

Ответы детей.

Обратите внимание на экран. Вы видите одно из семи чудес света - пирамид Хеопса. Это крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. В основании пирамиды - квадрат. Вы узнаете о ней много интересного на уроках истории в старших классах.

- Я сейчас расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».

Слайд 4.

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"

- Назовите эту фигуру, ребята! ( Квадрат)

- Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)Конспект урока по математике по теме: Квадрат

- Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, - думал Квадрат, - ведь он должен быть похож на меня".

Слайд13. Однажды встречает он на пути такую фигуру:

Конспект урока по математике по теме: Квадрат

Слайд 14.

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» - спрашивает.
Узнали, дети? ( Это прямоугольник.)

- Почему он так называется? (У него все углы прямые.)

Квадрат спрашивает у Прямоугольника:
- А мы не родственники с тобой?
- Я бы тоже был рад узнать об этом, - говорит Прямоугольник. - Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия. Слайд .

Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания.

Дети сравнивают фигуры, которые лежат у них на партах.

- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.)

- Как это доказать? (Приложить противоположные стороны.)

- Чем они отличаются? (У квадрата все стороны равны.)

Проверим это.

(Учитель с помощью перегибания сравнивает противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибает по диагонали и сравнивает смежные стороны.)

- А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)

- Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить - поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.

4. Реализация построенного проекта

№ 1 (с. 34). (Работа в парах) Проверь с помощью модели прямого угла, что все эти (на рисунке) четырёхугольники - прямоугольники.

№ 2 (с. 34). (Коллективное выполнение.) Найди среди прямоугольников такие, у которых все стороны равны. Под какими номерами?

-Прочитайте правило. Совпадает ли оно с выводом, который мы сделали в ходе нашего исследования?

КвКвадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Квадрат - прямоугольник - четырёхугольник - многоугольник. Слайд 21.

5.Физкультминутка.

Если квадрат - дети приседают, если прямоугольник - наклон, если многоугольник - хлопают в ладоши.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Упражнение в черчении квадрата

Учитель: Как правильно начертить квадрат?

- Какие инструменты вам потребуются?

(Линейка, модель прямого угла, простой карандаш).

Выполним №3,с.34

Учитель: Обратите внимание в задаче указана длина одной стороны квадрата. Почему?

(Стороны квадрата одинаковы).

Учитель: Как найти периметр этого квадрата?

(Периметр - это сумма всех сторон. Поэтому, чтоб найти периметр этого квадрата, мы должны сложить длины четырёх сторон.

Р= 4+4+4+4=16 см.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Решение примеров стр.30 №4.

(Вычисли и проверь сложение вычитанием, а вычитание сложением).

+38

_75

+14

_82

24

26

26

79

24

26

26

79

8.Включение в систему знаний и повторение

2. №6 (с. 34). Составление задачи по выражению. Решение задачи.

Составьте задачу о транспорте на автомобильной стоянке по выражению и опорным словам.

100 - (25 + 15) Было

Уехали

Осталось

Было - 100 м.

Уехали - ? 25 м. и 15 м.

Осталось - ? м.

- А теперь решим эту задачу, записав решение выражением.

100 - (25 + 15) = 60 (м.) - осталось.

Ответ: 60 машин.

Физкультминутка для глаз

Конспект урока по математике по теме: Квадрат

- Найдите на плоскости точку 7, проведите линию до точки 8, а от точки 8 до точки 9. От точки 9 вниз проведите глазами линию через точку 28 до точки 18. От точки 18 влево проведите отрезок до точки 17 и от неё до точки 36. Точку 36 соедините с точкой 14, а последнюю- с точкой 7.

Теперь остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открылись, наконец,

Зарядка кончилась, ты молодец!

- Какую фигуру мы начертили глазами? (Слайд)

Конспект урока по математике по теме: Квадрат

3) № 7 (с. 34). Решение уравнений.

( Разноуровневое задание)

1 уровень - 1 уравнение

2 уровень - 2 уравнения

3 уровень - 3 уравнения

Работа в парах.

Конспект урока по математике по теме: Квадрат



9. Рефлексия деятельности.

- Назовите тему урока, над которой работали сегодня.

- Какую цель ставили перед собой?

- Выполнили?

- Так что такое квадрат?

-Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из листочков: зелёный, красный, жёлтый.

- Ребята, я очень благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям, которые помогли вам сегодня вновь совершить новое открытие в математике.

10.Дом.задание.

С.34, правило, №5, №6(2), доп.№2.



























































Конспект урока по математике по теме: Квадрат







Конспект урока по математике по теме: КвадратКонспект урока по математике по теме: Квадрат

© 2010-2022