ВЕСНА. Стихи русских поэтов о весне. (урок устного слова)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КЛАСС: 2 В УЧИТЕЛЬ: Тарбахова С.Г.
Тема урока: Весна. Стихи русских поэтов о весне (урок устного слова) Цели:

  1. Обучение учащихся видению мира и словесному описываю его с помощью произведений поэтов, художников и композиторов.
  2. Развитие навыков связной речи, наблюдательности, внимания, воображения, творческих способностей учащихся, умения работать в группе и самостоятельно.
  3. Воспитание любви к природе, эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения.

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент. - Добрый день. Сегодня у нас урок устного слова. А тему урока узнаем, прочитав стихотворение на слайде. (СЛАЙД 1)
2. Введение в тему урока.
- Человеку легче дышится весной. И мы ждем весны, ждем тепла, солнца, радостного шума талой воды. Мы сейчас с вами послушаем, как описали приход весны поэт Федор Тютчев и композитор Сергей Рахманинов. (СЛАЙД 2)
Женя Григорьева читает стих Тютчева «Весенние воды» Еще в полях белеет снег, Они гласят во все концы: А воды уж весной шумят: «Весна идет! Весна идет!» Бегут и будят сонный брег: Мы молодой весны гонцы! Бегут, и блещут, и гласят: «Она нас выслала вперед» Весна идет, весна идет- И тихих, теплых, майских дней, Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!
Слушание детьми «Вешние воды» Рахманинова в исполнении оркестра. (СЛАЙД 3) (русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижер)
Беседа: - Какое настроение у обоих произведений? - Что чувствуется в стихотворении? - Из каких слов вы это узнали? - А что услышали в игре оркестра?
ВЫВОД: Стихотворение Тютчева - это торжество, радость, восхищение весенней, просыпающейся природой. В нем чувствуется призыв к весне и торжество ее над зимой. А композитор Сергей Рахманинов, прочитав его, проникся весенним настроением и передал его звуками музыки. В оркестре слышны, треск льда, звуки бегущих потоков воды, пробуждение и торжество весенней природы. И сегодня мы посвятим наш урок Весне, всеми любимому нами времени года.
3. Работа по картине Левитана «Март» (СЛАЙД 4)
- Совсем недавно казалось, что природа навсегда погрузилась в сон, в задумчивость, нот стоило пригреть солнышку, и мы почувствовали дыхание весны. Какие же изменения произошли с приходом весны? Найти их нам поможет картина «Март» Исаака Ильича Левитана (российский художник, мастер «пейзажа настроения»). Посмотрите, как ослепительно светит солнце, и хотя на картине его нет, так и хочется зажмуриться от его лучей.
- Какое небо? (Чистое, светлое, голубое, высокое.) - Что происходит со снегом? (Он потемнел, стал рыхлым, появились проталины.) - Где раньше тает снег? (На крыше.) - Тающий снег, чистое голубое небо, всюду звенящая капель - это признак какой весны? (Ранней.)
4. Физминтука - Давайте выразим свою радость наступлению весны нашей любимой песне «Солнечная капель» (СЛАЙД 5)
5. Чтение детьми выученных стихотворений.
- Днем на улице очень тепло, чувствуется, что весна вступает в свои права. Но зима не хочет уступать свои права весне и поэтому ночами бывают заморозки, временами вдруг неожиданно дует холодный ветер. Сейчас мы послушаем стихотворение - сказку Федора Тютчева «Зима недаром злится»
Полина Петрухина (СЛАЙД 6)
Фёдор Тютчев Зима недаром злится, Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора.
И всё засуетилось, Всё гонит Зиму вон, И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.
- В образе кого поэт рисует Весну и Зиму?
- А теперь превратимся в слушателей и послушаем внимательно стихи русских поэтов, которые выучили наши одноклассники.
Козодой Денис (СЛАЙД 7)
Александр Пушкин Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.
Харитонов Иван, Игнатьев Алексей (СЛАЙД 8) Алексей Плещеев ВЕСНА Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждёт чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят. "Весна!" - читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе
Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят, кто больше всех Природы любит обновленье!
Коваль Олеся, Зинкевич Алиса, Штоль Алина
Иван Бунин (СЛАЙД 9) Бушует полая вода, Шумит и глухо и протяжно, Грачей пролётные стада Кричат и весело и важно.
Дымятся чёрные бугры, И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу "зайчики" трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И всё ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И тёплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает. Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает.
Яковенко Алекс, Литвинов Павел
Афанасий Фет (СЛАЙД 10) Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь,- но только песня зреет.
Штоль Софья (СЛАЙД 11)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и берёзы,

Эти капли - эти слёзы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

6. Минутка релаксации (звучит музыка «Пробуждение природы») - Вот мы прослушали все стихи. Теперь закройте глаза, посидите минуточку и подумайте «За что вы любите весну? Почему вы радуетесь приходы весны?» - Что вы можете сказать о своем отношении к весне? Пожалуйста, напишите на маленьких листочках ответ на вопрос «Почему я люблю весну?» (Дети по одному читают свои предложения.)
7. Работа в группах (СЛАЙД 12) - Сейчас я вам раздам листочки. Вы в группе сообща напишите несколько предложений о весне. Выберите того, кто будет писать, и один человек из группы прочитает написанные предложения.

9. Итог урока. Хоровое чтение детьми стихотворения.

- Вот и подходит к концу наш урок. Давайте, все станем с мест и хором прочитаем произведение Алексея Жемчужникова С ГОР ПОТОКИ

Весна, весна - по всем приметам,

Куда теперь я ни взгляну;

Весна с улыбкой и приветом...

Затем жить стоит в мире этом,

Чтоб видеть русскую весну!

Повсюду жизни дар небесный

Нисходит радостно к полям, -

И в то же время повсеместно

Всё о страданьях смерти крестной

Великий пост вещает нам.

То в мир земной, то в идеальный

Мечты уносятся мои,

Когда, под благовест печальный,

В лучах весны первоначальной

Журчат весёлые ручьи.
9. Рефлексия - Понравился ли вам урок? Покажите ваше настроение.

© 2010-2022