Урок русского языка по теме Образование сложных слов. (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме «Сложные слова».

3 класс.

Тема: Образование сложных слов.

Цели:

Развивающие: развитие речи учащихся, активизация словесно-логического мышления, развитие интеллектуальных умений за счёт нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

Воспитательные: учить работать в коллективе, устанавливать деловые отношения в совместной работе, прививать любовь к русскому языку.

Учебные: познакомить с образованием сложных слов, научить образовывать сложные слова.

Оборудование: Учебник «Русского языка» (автор Р.Н.Бунеев), презентация «Сложные слова».

Ход урока:

Ι. Организационный момент- запись в тетрадях числа и классной работы.

ΙΙ. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над какой темой? ( сложные слова )

- Чтобы проверить, как вы выучили правила и поняли их, мы проведём письменный опрос.

Письменный опрос. «Подскажи словечко».

Ученики в тетрадях записывают только недостающие слова.

Каждый ответ - на новой строчке (в столбик).

1) Слова, у которых два корня, называются ... (сложными).

2) В сложных словах есть буквы соединительных гласных ... (о и е).

3) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква ... (о).

4) После букв мягких согласных пишется соединительная буква ... (е).

5) После букв ж, ш пишется ... (е).

6) Самодиктант.

- 1 -

На основе материла домашних упр. запишите по 2 сложных слова с разной буквой соединительного гласного. Подчеркните орфограмму.

Взаимопроверка. - Кто получил оценки 5 или 4?

ΙΙΙ. Формулирование проблемы, планирование деятельности

- Сегодня на уроке продолжим работу над сложными словами.

- Посмотрите на доску и сформулируйте цель урока. На доске (слайде) представлен ряд примеров

Падать, листья Белый , снежок

Сосать, пыль Синие, глаза Цель: образовывать сложные слова и правильно их писать, обозначать орфограммы.

- Образуйте и запишите сложные слова с корнями каждой пары представленных слов.

( Листопад, пылесос, Белоснежка, Синеглазка)

ΙV. Развитие умений - применение знания.

1. Игра «Перекрёсток» - устно.

На слайде размещён кроссворд.


- Задание: отгадайте и запишите слова по горизонтали.

1) Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез.)

2) Судно, приводимое в движение паровым двигателем , ходит под паром. (Пароход.)

3) В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи. (Самовар.)

4) Русская народная игра - пляска. (Хоровод.)

5) Лес, поваленный бурей. (Бурелом.)

6) Течение жидкости самостоятельно, по уклону. (Самотёк.)

7) Огнестрельное оружие. (Пулемёт.)

- Что у вас оказалось записано в 4-м столбике? (Соединительные буквы гласных о, е.)

- 2 - - Сделайте вывод: В сложных словах чаще встречается соединительная гласная Буква о. - Физминутка.

2. Работа в учебнике. Упр. 130 - развивается умение отличать сложные слова-названия людей по профессии от слов-названий предметов.

Работа по цепочке у доски с проверкой.

Лишние слова: самосвал, броненосец.

3. Самостоятельная работа в парах.

-Составьте и запишите слова,

- выделите корни,

- установите, что в значении слов общего.

1-я группа: упр. 132.

Паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз... - все предметы перевозят что-то.

2-я группа: упр. 135 - 1 строка с корнем ход .

Луноход, теплоход, скороход, пешеход, мореход - все слова связаны со словом ходить.

3-я группа: упр. 135 - 2 строка с корнем вод.

Водолаз, водопад, водопой, водопровод, водохранилище - все слова связаны с водой.

- Как вы записали слова? ( группами)

4. Запись под диктовку.

- Прослушайте два предложения.

Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения.

- Составьте и запишите из них одно предложение, в котором будет сложное слово.

- 3 -

Королевская примула - это цветок землетрясения.

- Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова.

5. Работа по учебнику.

Упр. 134 - развивается умение находить в тексте несуществующие, потенциальные сложные слова.

- Мальчик-фантазёр придумал себе «профессию» - лужелаз. Он сам образовал сложное слово по типу слова водолаз.

- Можно ли назвать слово подводник сложным? Почему? (В нём нет двух корней, а есть приставка.)

V. Итог урока.

- Что нового о сложных словах вы узнали?

1) Есть много сложных слов с одним и тем же корнем,

2) сложные слова можно объединить в группы,

3) В сложных словах чаще встречается соединительная гласная Буква о.

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

- За что? VΙ. Рефлексия - Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть трудности учёбы, которые встретятся на вашем пути. Хорошо работали на уроке……… Умницы.

VΙΙ. Домашнее задание

1. Упр. 3 с. 115, повторить правила с. 106



- 4 -

© 2010-2022