Конспект урока по музыке на тему Развитие музыки

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по музыке.

Тема: Развитие музыки.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Цель: Показать детям то, что музыка может выражать чувства, мысли людей, зверей, их выразительные и изобразительные интонации.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Закрепить понятие «музыка - как искусство, раскрывается в движении».

  2. Проследить развитие в музыке через прослушивание симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк».

  3. Способствовать развитию музыкального слуха, музыкальной речи.

  4. Формировать певческие навыки, выполнять творческие задания.

  5. Разучат песню «Почему медведь зимой спит».

Метапредметные:

  • Познавательные - внимательно слушают, формируют ответы на вопросы,
    анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

  • коммуникативные- осваивают диалоговую форму общения;

  • регулятивные - организовывают свою деятельность принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты деятельности.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и материалы

  • Презентация «Петя и волк»

  • Мультипликационный фильм «Петя и волк»

  • Карточки

Музыкальный материал

Слушание:

Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк»

Пение:

«Игра в слова» попевка слова А.Барто

«Почему медведь зимой спит» слова Л.Книппер музыка А.Коваленков

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Цель: организовать деятельность детей.

2.Вступительная беседа.

Цель: подвести детей к изучению нового материала.


3. Изучение нового материала.

Цель: Показать развитие в музыке, через работу над сказкой «Петя и волк».













4. Закрепление

Цель: Определить вывод по теме урока.



5.Итоги урока.

Рефлексия.

Цель: подвести итог деятельности

учащихся, и оценить их работу.











6. Домашнее задание.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Сегодня мы с вами поговорим о развитии музыки, о том, какие виды развития выделяют.

Скажите, как вы понимаете слово «развитие»?

Ребята, как вы думаете, что такое «развитие» в сказке?

А что же такое «развитие музыки»?

Музыка - это искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.

Мы с вами рассмотрим авторское и исполнительское развитие музыки. Музыку куплетной формы (песни), где, казалось бы, само по себе многократное повторение одного и того же неизменного куплета предопределяет отсутствие развития, мы исполняем по-разному и в зависимости от текста куплетов. Наглядным примером тому может служить песня «Почему медведь зимой спит». Давайте её послушаем. В первом куплете нарисована картина спокойного леса; медведь тихо идёт домой, в свою берлогу. Таким же спокойным должно быть и звучание музыки. Но в самом конце первого куплета - происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно. А в третьем куплете медведь залез в берлогу, заснул, и в лесу стало спокойнее - музыка в этом куплете исполняется тише и спокойнее, чем в первом куплете. Это яркий пример исполнительского развития музыки (композитор сочинил для трёх куплетов одинаковую музыку, но исполнение самими ребятами внесло в неё развитие, движение, изменение характера).

По-разному можно исполнить и попевку, предложенную на этом уроке (Игра в слова)

Теперь давайте поговорим о сказке, в которой развитие имеется в самой музыке, независимо от её исполнения, как это бывает обычно в куплетной песне. Это сказка С.Прокофьева «Петя и волк»

Если мы прочитаем (без музыки) сказку «Петя и волк», то увидим, что в сказке этой происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружественные переговоры, то в споры и т. д. и т. п. Всё это и называется развитием. Но если такое развитие есть в тексте сказки, то оно, разумеется, есть и в музыке, написанной на текст этой сказки. Музыка выражает всё, что чувствуют и думают Петя, дедушка, охотники и другие действующие лица сказки. Сейчас мы посмотрим какие инструменты звучат в сказке. (презентация). В чем особенность сказки?

Ребята, давайте посмотрим сказку(мультфильм).

Физкультминутка (для глаз).

Давайте попробуем определить, какие инструменты и как передается тема Пети?

Итак, тему Пети играют скрипки, виолончель, альт, струнный контрабас.

Что вы можете сказать о музыке, изображающей Петю?

Птичка - деревянный музыкальный инструмент - флейта;

Утка - гобой;

Кошка - кларнет;

Дедушка - фагот;

волк - медные духовые инструменты: валторны;

Охотники - флейта, гобой, кларнет, фагот.

Выстрелы - барабаны, литавры.

Таким образом можно сказать, что в сказке «Петя и волк» происходит столкновение и сопоставление разных музыкальных инструментов, связанных с действиями симфонической сказки, способствующими развитию музыки.

Ребята, скажите сколько частей в этой сказке?

Какие?


Таким образом можно сделать вывод, что если есть развитие сюжета. То следовательно есть развитие и музыки.

Физкультминутка.

Итак, ребята, можно ли сказать, что развитие есть в самой музыке?

Таким образом можно сказать, что музыка выражает что?

И для того, чтобы создать тот или иной образ, что необходимо?

Так в чем же отличие исполнительского развития и авторского?

И напоследок мы с вами немного поиграем. На доске развешаны картинки, изображающие героев сказки. Вам необходимо определить музыкальные инструменты, которые их озвучивают (картинки на доске, звучит музыка).

Мы с вами сегодня уже слушали песню «Почему медведь зимой спит», а теперь мы её споем.

Выучить слова песни.

Все молодцы! Спасибо за работу!


Развитие - это движение.

Развитие сюжета, действие в сказке.









Особенность заключается в том, что персонажи и все события передаются темпом звучания различных музыкальных интервалов.

Что она постепенно меняется; если в начале сказки Петя был как бы «простым» без всяких забот, то в конце - он превращается в настоящего героя



Три

1-спокойная, безмятежная жизнь Пети с дедушкой и друзьями-зверями

2-тревожная, волнующая, начиная с появления волка вплоть до его поимки, приведенная к победе над ним - волком

3-торжественная, заключительная.


Да, независимо от ее исполнения

Все, что чувствуют и думают герои произведения.

Можно при помощи исполнения каких либо музыкальных элементов, создать образ какого-либо персонажа, передать события с ними происходящие

Авторское развитие - это замысел автора в соответствии с сюжетом, идеей.

Исполнительское развитие зависит от исполнителя, от того, как он исполняет песню.



Почему медведь зимой спит

Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик -
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.

6


© 2010-2022