Методическая тема Существительное 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.героя Советского Союза Н.П.Федорова»













Методическая тема:

«Развитие связной речи младших школьников, как пропедевтика лингвистического анализа текста»








Подготовила: Сергеева А.М.,

учитель начальных классов











2014/15 г.

Развитие связной речи младших школьников. Теоретическое и практическое изучение проблемы развития речи на уроках русского языка особенно актуально в настоящее время. Мои наблюдения во время работы в школе, посещений уроков учителей показали, что далеко не все учителя уделяют достаточное внимание проблеме развития речи учащихся, хотя такая работа очень важна. Необходимо, чтобы речь детей соответствовала литературной норме, кроме того, развивая речь ребёнка, учитель развивает и его мышление. Цель моей работы - создание условий для развития связной речи учащихся. При выполнении работы поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную, лингвистическую и методическую литературу по данной проблеме.
  2. Систематизировать упражнения для развития связной речи младших школьников.
  3. Провести диагностику и выявить динамику развития.
Рассмотрим проблему речевой деятельности и речевого развития с точки зрения современной психолингвистической и методической науки. Речь- это деятельность людей, использующих средства языка для общения, для передачи определённой информации, для побуждения к действию и т.д. По речи - устной и письменной - судят о степени владения языком, а также об интеллектуальном развитии человека. Развитие речи в школе - педагогический процесс, имеющий целью вооружение учащихся навыками практического владения русским литературным языком как средством общения(№38,с.247).Этот процесс складывается из работы над всеми основными компонентами речи: звуком, словом, словосочетанием и предложением. Нередко бывает, что человек, хорошо знающий большое количество слов и заучивший все правила грамматики, тем не менее, речью владеет плохо, так как речь его не развита: средства языка не активизированы, механизмы речи не освоены. Последние усваиваются только в практической деятельности, то есть в речи, в коммуникации. Это механизмы восприятия речи, выражения собственных мыслей - говорения, механизмы чтения - восприятия графически зафиксированной чужой речи и письма - выражения мысли с помощью графических знаков. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребёнка языка в неявном виде, то есть через речь» (№15,с.103). Ребёнок не просто запоминает языковые единицы-слова, словосочетания, предложения, он улавливает аналоги в языке. Так, уже на ранних ступенях речевого развития ребёнок начинает пользоваться уменьшительно- ласкательными суффиксами, образуя с их помощью слова. Достаточно ребёнку 5 лет услышать названия плодовых деревьев яблоня, вишня, как он образует слово грушня. Восприятие чужой речи опережает собственную речь ребёнка: он понимает речь взрослых раньше, чем сам начинает говорить. Отсюда вытекает вывод об огромном значении речевой среды в развитии речи ребёнка Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие приобретает необходимую для общения материальную оболочку. Значение слова, обозначающее понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль. Мысль человека облекается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, оно находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Знания, факты, то есть информация, - материал мышления. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания, тем интенсивнее будет развиваться мышление учащихся. «Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык». Мышление может быть наглядно-образным и действенным. Эти два вида мышления на практике тесно связаны с логическим, речевым мышлением, дополняют и поддерживают его. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнились реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Например, ученик начальных классов усваивает новые слова зимородок, пересмешник, трясогузка. Он никогда не видел этих птиц, не знает их признаков, однако бойко называет их в своём рассказе о природе, не делая при этом никаких речевых ошибок. Но эти слова в его сознании не наполнены содержанием, у него нет понятий, соответствующих им. По определению М.Р.Львова это «слова- пустышки: язык говорит, мысль молчит». Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Знания, факты, то есть информация, - материал мышления. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания, тем интенсивнее будет развиваться мышление учащихся. Интерес к проблемам развития связной устной и письменной речи связан и с достижениями современной психологии в области речевого развития ребёнка, и с неудовлетворительным результатом обучения в средней школе: далеко не каждый выпускник школы умеет общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умеет оценивать свою и чужую речь, умеет словесно импровизировать и стремится постоянно совершенствовать свою речь. Работу по приближению к этому идеалу нужно начинать как можно раньше. Как отмечает И.А. Устименко, до шести лет речь ребёнка формируется в основном стихийно, в процессе общения его с взрослыми. К 5 годам ребёнок практически усваивает основные грамматические правила, использует все формы речи, включая сложные предложения в пределах разговорно-бытового стиля. Шестилетний ребёнок имеет в активном словаре от 3 до 7 тысяч слов. Поэтому главная задача учителя начальных классов, опираясь на уже имеющиеся знания, вооружать детей новыми знаниями, умениями и навыками речевого общения. Развивая речь учащихся, учитель должен придерживаться чётко определённых характеристик речи. Первое требование- содержательность. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нём будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания. Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Речь должна быть точной. Обычно говоря об этом качестве речи, прежде всего, имеют в виду правильное словоупотребление, или соблюдение в речи лексических норм: употребление слова в соответствии с тем значением, которое закрепилось за ним в языке, соблюдение лексической сочетаемости. Ясность речи - это её доступность тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы адресата. Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и т.д. Необходимо, чтобы ученик говорил правильно, то есть в соответствии с литературной нормой. Различают правильность грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной - орфоэпическую, произносительную. Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. Нельзя допускать, чтобы в начальных классах проводилась серьёзная работа лишь над отдельными сторонами речи, например над орфографической грамотностью, и переносились бы на старшие классы другие аспекты речевого развития. Современный учитель при проведении работы по развитию устной и письменной речи учащихся должен понимать психолингвистические основы речевой деятельности, знать особенности речевого развития учащихся разного возраста, что и как влияет на речь учащихся и её развитие. Кроме того, учитель должен осознавать, что развитие речи учащихся само по себе не является самоцелью, не заключается только в усвоении новых слов и их значений, это ещё и средство развития мышления учащихся. Учитель должен знать основные виды речи и, учитывая их особенности, а также требования, предъявляемые к речи учащихся, строить процесс работы по развитию речи детей. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. В программе записано: Основной целью, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи школьников, в единстве с развитием их мышления и формированием ребёнка как личности... От эффективности решения задач умственного и речевого развития младших школьников зависят их дальнейшие успехи в овладении знаниями по всем учебным предметам» (№34, с.12). Задачи учителя в развитии речи учащихся: а) обеспечить хорошую речевую среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио и т. д.; б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся; в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи: г) вести постоянную специальную работу по развитию речи, связывая её с уроками русского языка, чтения, с изучаемым на них материалом. Учитывая всё вышесказанное, выделяют несколько уровней в организации речевой работы: произносительный, словарный, синтаксический, текстовый. Произносительный уровень. Необходимо заботиться о развитии гибкости речевого аппарата, достаточной громкости речи, учить детей владеть её ритмом и темпом, силой голоса, эмоциональными окрасками речи. Это делается в специальных упражнениях по артикулированию звуков, путём чтения скороговорок и чистоговорок, хорового чтения стихов, показа образцов. Примеры упражнений, вырабатывающих правильную дикцию, которые я использовала в классе.
  1. Произнесите следующие сочетания согласных с гласными.
рра, рро, рру, ррэ, рры, рри ча, чо, чу, че, чи ца, цо, цу, цэ, цы ща, що, щу, ще, щи Упражнение выполняется многократно в течение ряда занятий и с другими согласными.
  1. Прочитайте скороговорки и поговорки. Определите, какие согласные звуки в них повторяются.
Хороши в дорожку пирожки с горошком. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли два гроша и др. Скороговорки произносятся сначала медленно, спокойно, один раз, затем два раза, и, наконец, в восемь раз быстрее - восемь раз. Желательно произносить их на одном дыхании. Повторяющиеся согласные должны звучать чисто и отчётливо. От уровня развития произносительно-слуховой культуры детей (ясность дикции, умение определять место ударения в слове) зависит их орфографическая грамотность. С работой над звуковой стороной речи тесно связано и формирование пунктуационного навыка, поскольку русская пунктуация тесно связана с интонацией. Следует формировать у школьников потребность давать аргументированную оценку речи других носителей языка. Например: 3. Найдите слово, в котором допущена произносительная ошибка. Объясните, почему. Но однажды камбала маму в гости позвала, чтобы с ней на глубине поболтать наедине. (Э. Успенский.) (Требование рифмы: камбала - позвала. Верно: камбала.) Результаты в обучении орфоэпии зависят от того, какие упражнения насколько регулярно и в какой последовательности проводит учитель. Предлагая детям упражнения, вырабатывающие умение воспроизводить слова с учётом имеющихся орфоэпических помет, я ставила такую цель: научить детей грамотно читать написанное. Например: почему так напечатано? Ошиблась машинистка? Там в сумерках вешних сМетодическая тема Существительное 3 класскворчата в скворешнях, готовясь ко сну, хранят тишину. (В.Блейк.) (Скворешнях - устаревшее написание. Лет сто назад в русском языке многие слова с современным сочетанием чн произносились и писались с сочетанием шн.) Ученики с удовольствием выполняли такие задания: а) составьте предложения, в которых должно быть употреблено слово «банты» в (мн. ч.). Б Б б б . (Быстрова Бэла бережёт банты.) б) Какая хвоя? К-л-ч-- хвоя, -е-ё-ая хвоя.(колючая, зеленая) Совершенствование произносительной культуры учащихся необходимо, как никогда. Учителя ждёт трудная, кропотливая работа, которая, в конечном итоге, даст весомые результаты. Словарный уровень. Основными линиями словарной работы в школе являются:
  1. Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее не известных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
  2. Наличие значения .(№ 47, с. 5)
К концу начальной школы словарь учащихся составляет 8-15 тысяч слов. Ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5- 8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка-литературного чтения. Таким образом, для нормального обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и значениями, а также работу над многозначностью, оттенками значений, эмоциональными окрасками и особенностями употребления - ещё 5-6 слов. В практике применяю разнообразные приёмы работы над значением нового слова. Это обеспечивает интерес учащихся к словарной деятельности. Основными приёмами объяснения значений новых слов являются:
  1. семантизация слов;
  2. работа с толковым словарём.
Приёмы семантизации слов: а) семантическое определение; б) структурно- семантическая мотивация; в) сопоставление с известным учащимся словом; г) наглядность; д) контекст. Приведу несколько примеров работы с этими приёмами. Последовательность составления лексического значения слова «тетерев» такова. ЭМетодическая тема Существительное 3 классто хищный зверь? птица? насекомое? КМетодическая тема Существительное 3 класс какому отряду относится: куриных? воробьиных? хищных? ПМетодическая тема Существительное 3 классерелётная птица? зимующая? Чем питается? Далее выясняются особые признаки, присущие только тетеревам. Какого цвета оперение? (чёрного) Какие крылья? (короткие, широкие) Какие ноги? (с крепкими пальцами и ногтями) Какой клюв? (сильный, короткий) Все признаки объединяются в одном предложении. Вот какое толкование этого слова получилось у учеников. Тетерев - зимующая птица отряда куриных с чёрным оперением, широкими крыльями, коротким клювом, сильными ногами с крепким пальцами и ногтями, приспособленными для добывания грубой растительной пищи. При знакомстве учащихся с новым словом применяю этимологический анализ. Цель этимологического анализа - установить первоначальную форму слова и его первичное, исходное значение. Что общего у слов « капор», «капюшон», «капуста»? Как значение происхождения слова поможет в написании? (Латинское слово « кап» означало «голова».) На помощь учителю и ученикам приходит «Этимологический словарь для начальной школы», книга Успенского « Почему не иначе?» Использую и другие направления в системе словарной работы: обращение внимания детей на синонимы, антонимы, крылатые слова (фразеология), многозначности слов; упражнения на их употребление в речи. Основные типы упражнений с синонимами, которые я применяю на уроках:
  1. Выбор и группировка слов, близких по значению.
  2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака.
  3. Подбор синонимов к данному слову.
  4. Замена синонима в предложении.
  5. Выбор одного из данных близких по смыслу слов.
Упражнения с антонимами: 1.Группировка антонимов по парам. 2.Подбор антонимов к данному слову. 3.Замена антонимов в предложении. 4.Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением. 5.Подбор антонимов к словам, выступающим в разных значениях. Синтаксический уровень. Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На этом уровне ведётся работа над словосочетанием и предложением. Цель работы на синтаксическом уровне - это выработать у учащихся механизмы построения простейших единиц речи- словосочетания и предложения, добиться ясного понимания внутренних связей в предложении и значений. Образцы упражнений со словосочетаниями, в которых основное внимание обращаю на задачи развития речи учащихся (3 класс). 1.Составление словосочетания с новыми словами, встретившимися в тексте. Эта работа не только помогает глубже раскрыть значение слова, но и готовит учащихся к его употреблению, активизирует его. Например, при чтении стихотворения С. Маршака « Ледоход» второклассники встретились со словом вереница. С этим словом дети составили словосочетания: тянутся вереницей, вереница журавлей и т. п. Задания такого типа могут широко варьироваться. Желательно, чтобы они заканчивались составлением предложений, то есть употреблением составленного словосочетания в собственной речи. 2. Устойчивых сочетаний, фразеологизмов; образных выражений в художественных текстах очень много, они разнообразны по значениям, по эмоциональным окраскам, по сферам употребления, по составу и структуре. Такие словосочетания разъясняются различными способами. а) Выясните значение приведённых ниже пословиц, сгруппируйте синонимичные пословицы. Каково сошьёшь - таково и износишь. Любишь кататься, люби и саночки возить. Любишь смородинку, люби и оскоминку. Каково испечёшь, таково и съешь. б) Переделайте предложения, заменив, где можно отдельные слова устойчивыми сочетаниями. Он всё умеет делать. Он много болтает. Он быстро побежал. Он с утра в плохом настроении. И пошёл он, сам не зная куда. Он говорил, говорил да вдруг замолчал. Он главный мой помощник. Его болезнь быстро прошла. Дела обстоят совсем плохо. Устойчивые сочетания для замены: как рукой сняло; из рук вон плохо; встал с левой ноги; мастер на все руки; перебиваться с хлеба на квас; д) Закончите предложения, используя приведённые ниже фразеологизмы разговорного характера. Это ясно, как.... Братья похожи друг на друга как ... . Пора за работу браться, полно ... . Уж они такие друзья : их ... . Слёзы у неё так и брызнули ... . На него положиться нельзя ; у него.... Только мы о нём вспомнили, а он.... Чуть, что не по тебе, ты сейчас.... Я его расспрашивать, а он.... Не ждали мы его : свалился.... Столько на полках интересных книг, у мальчика просто.... Идти пришлось ночью ; темнота кругом.... Как уехал, так о нём.... Фразеологизмы для вставки: две капли воды; дважды два - четыре; баклуши бить; водой не разольёшь; в три ручья; семь пятниц на неделе; тут как тут, губы надул; словно в рот воды набрал; как снег на голову; глаза разбежались; хоть глаз выколи; ни слуху, ни духу. е) Найдите к данным ниже устойчивым сочетаниям выражения, противоположные по смыслу. Вывести на чистую воду; без году неделю; кот наплакал; играть первую скрипку; не покладая рук; семи пядей во лбу; держать язык за зубами; ковать железо пока горячо. Для справок: концы в воду хоронить, давным-давно, пруд пруди, быть последней спицей в колеснице, сложа руки, язык распускать, класть в долгий ящик. Работа над предложением, как основной речевой единицей, является центральной в процессе развития связной речи детей, устной и письменной. Основные приёмы работы над предложениями. 1.Чтение образцов, отработка интонации, выразительности, выяснение значения
  1. Вопрос учителя.
В простейшем варианте вопрос служит основой построения предложения, в нём даны почти все слова и намечена структура предложения.
  1. Составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему. Лучше подбирать образцы из художественных текстов.
4. Построение предложений из разрозненных слов (или восстановление деформированного текста). Варианты этого упражнения: а) все слова даны в нужной форме: « видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в»; б) некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые - в начальной, по мере изучения грамматического материала; в) все слова даны в начальной форме: « видеть, белочка, маленькая, дети, лес, в». Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям : его восстановление требует большей самостоятельности.
  1. Деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв, предполагается детям не только в 1, но и во 2 , в 3 и более старших классах. Оно помогает школьнику находить границы предложений и в собственной речи.
  2. Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопроса.
Кормили кур Дети кормили кур. Маленькие дети кормили кур. Маленькие дети утром кормили кур и т. д. Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объёму предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами в предложении. Иногда практикуется и обратный вариант этого упражнения - сокращение распространённого предложения путём отбрасывания некоторых слов.
  1. Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное.
  2. Построение сложных предложений из нескольких различных элементов. Построение нескольких вариантов предложений.
  1. Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения; объяснение оттенков значения, которые при этом возникают. Например, я давала такое предложение « В марте с крыш капает, весна приближается»; дети составили варианты предложений
( 3 класс ) : Приближается весна, с крыш уже капает. Закапало с крыш, значит, весна скоро. Март наступил, а с крыш не капает. Если с крыш закапало, значит, весна скоро. Весна приближается, вот и с крыш уже закапало.
  1. Построение предложений заданного типа (изученной конструкции), например: простого распространенного; с однородными подлежащими и т.п.
  1. Составление предложений по данной синтаксической схеме.
  1. Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочёты.
  2. Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие: (расположены по степени самостоятельности и развивающему эффекту);
составление предложения по опорным словам (2-3 слова, не более); составление предложения по одному опорному слову, чаще всего нового, отличающемуся особыми оттенками значений и выразительностью; по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению; по предметной картинке; по сюжетной картинке; по узкой теме, заданной учителем или учащимися; свободное составление предложения (задание учителя звучит так: «Составьте предложение любого вида и на любую тему»).
  1. Определение границ предложения в сплошном тексте.
  2. Координация главных членов предложения путём изменения формы слова, являющегося в предложении или подлежащим, или сказуемым.
  3. Анализ предложения:
а) по членам предложения; б) по определению главных членов предложения (основы предложения) и словосочетаний, входящих в структуру предложения; в) по частям речи.
  1. Различение языковых единиц: слова, словосочетания, предложения.
Творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников. Таким образом, система работы по синтаксису призвана осуществлять основную цель обучения русскому языку на начальном этапе: развивать мышление и речь учащихся, способствовать осознанию элементов грамматического строя речи, воспитывать любовь к родному языку и прививать интерес к его познанию. Уровень текста. Умение составлять текст, а точнее, выражать свои мысли, знания, чувства, намерения в развёрнутых высказываниях, в связной речи - это, в общем, основная цель всех видов работы по развитию речи и одна из важных целей всей системы обучения родному языку. Основными видами упражнений в связной речи учащихся являются пересказы полные, близкие к тексту образца, сжатые, краткие, выборочные, с перестройкой плана, с творческими дополнениями; письменные изложения аналогичных видов; устные рассказы и письменные сочинения по личному жизненному опыту учащихся, по их организованным наблюдениям природы, труда людей и др., по картинам (серия картин, одна картина), кино - и диафильмам, прочитанным книгам (отзывы о книге, фильме, картине, выставке и т.д.); письма, заметки в газету, радиопередачи и др. Все эти виды речи опираются на уровни работы, описанные ниже: на развитую систему произносительных умений (устная речь учащегося), на его словарь и активность в выборе слов, на владение им сочетаниями слов и механизмами построения предложения. Система сочинений, изложений и др. упражнений в связной речи лишь тогда эффективна, когда она долговременна и перспективна. Виды сочинений, которые использую в работе. 1. Коллективный рассказ по началу. Однажды осенней студёной порою По улице шёл неизвестный чудак. Придумайте рассказ. Что же могло произойти с чудаком на улице? Условие: в предложениях должны быть слова с непроизносимыми согласными.
  1. Продолжите рассказ о том, что можно увидеть, когда шагаешь по лесной тропинке.
  2. Продолжите сказку Э. Шима.
Росли на огороде злые сорняки - мохнатый Чертополох, серая Лебеда и жгучая Крапива. Росли и воевали с огородными овощами. Расталкивали всех, лучшие места себе захватывали, сок из земли тянули. Совсем забили другие овощи. Но ...
  1. Сочинения на лексическом материале.
Подготовка к творческой работе на тему « Фантазии зимы » проходила на отрывках из произведений М.Пришвина и Н.Сладкова. Белые фигурки. Н.Сладков. Вместе со снегом налетели и набежали в лес невиданные существа. Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там на пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их - поторопись. Снежные фигуры. М. Пришвин. Снежинки, падая, не знали, что делают, и от этого везде на ветвях выходили фигуры. Так, был тут Ночной сторож, он сидел, закутанный в тулуп, на большой ветке и дремал; вдруг сверху упал на него Геркулес и рассыпал его: выпрыгнула ёлка, а из-под ёлки выскочил заяц. После падали Ведьмы, Волки, Бабушки с Внучками ...
Следующим этапом было составление коллективного сочинения. Вот то, что получилось у учеников 3б класса. Выпал пушистый снег, и нам захотелось посмотреть, как изменился лес. Очарованные красотой деревьев, мы не заметили, как наступили сумерки. Лес стал сказочным. Вот на пеньке, закутавшись в тулуп, сидит ночной сторож. Рядом с ним пристроился пёс. Он не сводит глаз с белочек, резвящихся на ветках ели. Под кружевными арками берёз замер красавиц лось. А на опушке леса зайцы затеяли чехарду. Мы долго любовались этими снежными фигурами, удивляясь фантазии зимы. Чрезвычайно важен и анализ сочинений, их редактирование. Все эти сочинения - первые шаги учащихся в речевом творчестве. Есть в них и речевые ошибки, работа над которыми - важная задача учителя. Но в них есть также и успехи: удачное сравнение, логичность изложения, проявления фантазии, воображения. Несмотря на «деление» работы по развитию речи учащихся на четыре основных направления ( уровня)- произносительное, лексическое, синтаксическое, текстовое - развивать речь детей необходимо комплексно, то есть, одновременно решая задачи каждого направления : работая над текстом, выявлять новые слова и объяснять их значение, составлять предложение с новым словом, интонировать это предложение при чтении в зависимости от его основной мысли., определять средство связи предложений в тексте (слова), учиться заменять их синонимичными и т.д.. Только в этом случае процесс развития связной устной и письменной речи учащихся будет успешным. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Методика обучения родному языку в современном её состоянии ведущую роль отводит коммуникативному направлению, то есть на первое место ставится обучение родному языку как средству общения. В соответствии с этим положением программа для средней общеобразовательной школы основной целью обучения русскому языку называет развитие устной и письменной речи школьников. В процессе изучения лингвистической, психологической, методической литературы, исходя из опыта, полученного во время педагогической деятельности, можно сделать вывод о том, что у учителя имеется возможность на уроках русского языка развивать речь учащихся, использование при этом разнообразных методов и форм обучения даёт большие возможности повышения эффективности такой работы. Кроме того, учитель должен понимать и осознавать, что для детей важны начальные сведения теории языка (понятие о многозначности, синонимии, антонимии, омонимии, словосочетании, предложении, тексте и его типах и т.д.). Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: эффективность всей работы по развитию речи зависит от трёх следующих факторов: 1)от речевой среды, правильной и выразительной речи окружающих; 2)от организации речевой практики детей: разносторонней, интересной, мотивированной, четко контролируемой учителем; 3)от умения учителя опереться в развитии речи на теорию языка, грамматику, элементы лексикологии, современные достижения психологии и методики обучения. Значение работы по развитию речи очень велико. Такая работа позволяет учителю не только организовать речь детей в соответствии с литературной нормой, но позволяет развивать мышление учащихся. Речь для ученика не должна быть лишь учебным предметом, за который могут поставить тройку» или «пятёрку»: речь должна стать для него средством самовыражения, предметом радости и гордости. Успех в овладении речью - это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии детей, так как именно через речь школьник открывает широкий мир литературы, науки и жизни. Эту работу мы продолжаем и во внеурочное время. Помогают в развитии речи учащихся наблюдения, полученные детьми на прогулках, экскурсиях. Принимаем активное участие во внеклассных мероприятиях (школьных, городских), выразительность речи хорошо развивается в выступлениях учащихся в художественной самодеятельности, в инсценировании сказок и т.д. Совместно с родителями проводим конкурсы, викторины « Играем вместе», которые тоже имеют немало важную роль в развитии речи детей.










Литература.
  1. Актуальные проблемы методики обучения родному языку в начальных классах / под ред. Н.С.Рождественского, Г.А.Фомичевой. - М.: Педагогика, 1977
  2. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. - Саратов: издательство Саратовского университета, 1973
  3. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. - М.: Высшая школа, 1977
  4. Борищук М.К. Развитие речи - развитие личности школьника //Нач. шк., 1983
  5. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка - Л.: Нарком - прос РСФСР, 1941
  6. Бутузова Л.В. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения // Нач. шк., 1992
  7. Введенская Л.А. Современный русский литературный язык. Лексика.Фонетика. - Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского университета, 1963.
  8. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове)- М.: Высшая школа, 1986
  9. Виноградов В.В. Вопросы синтаксиса современного русского языка. - М..: Просвещение, 1950
  10. Вижанкова Т.И. Работа над контекстуальными синонимами - одно из средств развития словесной речи// Нач. шк., 1990
  11. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Просвещение, 1956
  12. Габдулахов В.Ф. Развитие связной речи на уроках русского языка//Нач. шк., 1987
  13. Голуб И., Дрофа М. Моя первая книжка о словах. - М.:Просвещение, 1995
  14. Демичева Н.С. Текст-модель и работа с ним на уроках русского языка//Нач. шк., 1994
  15. Жинкин Н..И.. Психологические основы развития речи.- М.: Просвещени, 1966
  16. Жинкин Н.И. Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. - М.:Просвещение, 1969
  17. Закожурникова М.Л. Работа над предложением и связной речью в начальных классах. - М.: Просвещение, 1962
  18. Измайлова Р.Г. Обогащение речи младших школьников синонимами// Нач. шк., 1995
  19. Климова С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка // Нач. шк., 1995
  20. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. - М.: Просвещение, 1984
  21. Кустарёва В.А. , Назарова Л.К. и др. Методика русского языка для
  22. педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1973
  23. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Просвещение, 1979
  24. Львов М.Р. , Рамзаева Т.Г. , Светловская Н.Н.. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение,1987
  25. Львов М.Р.Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 1975
  26. Макарова Н.В. Ознакомление младших школьников с функцией синонимов в тексте// Нач. шк., 1992
  27. Меркулова А.Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка // Нач. шк., 1996
  28. Методика развития речи на уроках русского языка/ Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1980
  29. Методика русского языка/Под ред. В.А. Кустаревой, Л.К. , Назаровой, Н.С.Рождественского и др. - М.: Просвещение, 1982
  30. Петрова М.А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. - М.: Просвещение, 1984
  31. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1984
  32. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д.Б.Эльконина-Давыдова/ автор-составитель Л.А.Вохмянина.-М.: Вита-Пресс, 2001
  33. Восторгова Е.В., Чеботкова Л.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса: пособие для учителя начальной школы.- М.: Вита-Пресс, 2004


© 2010-2022