Разработка урока по русскому языку (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА».

Форма проведения: Изучение нового материала

Учитель: Побудилина Татьяна Юрьевна Цель: обучение вдумчивому чтению на примере произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: -учить структурному анализу художественного произведения, по средствам определения языковой мысли и составление краткой характеристики героев; - развивать устную речь, учить анализу, синтезу; -воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность). Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок:

  • регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют первоначальный контроль своих действий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; понимают важность планирования своей деятельности;
  • коммуникативные: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии;
  • познавательные: выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); выделяют события, видят их последовательность в произведении; выделяют в тексте основные части; структурируют знания.

Личностные результаты: проявляют положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения;

осуществляют эмоциональное восприятие поступков героев; умеют оценивать поведение героев произведения;

проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Педагогические технологии:

  • объяснительно - иллюстративного обучения;

  • словесной продуктивной и творческой деятельности;

  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

  • информационно-коммуникативная технология.

Необходимое оборудование и материалы для урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

- Урок литературного чтения.

-Вы готовы слышать и слушать друг друга?

-Что надо делать, чтобы стать настоящим читателем?

(Уметь грамотно читать).

2. Проверка домашнего задания.

- В гостях какого рассказа мы были на прошлом уроке?

(Затейники) - Подберите синонимы к слову затейники. (Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).

-Какова идея этого рассказа?

(Ребята затейники. Они могут организовывать свой досуг, но нельзя нагонять на себя страх, нельзя громко кричать.) - Вы дома сочиняли рассказ на тему «Самая страшная игра». Кто желает нам его рассказать? 3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи. - Так кто же автор этого произведения? (Н. Н. Носов) - Писатель Валентин Петрович Катаев сказал о нём замечательные слова: «У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа».

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Н. Н. Носова. Но сначала вспомните, что вы знаете об этом писателе или о его творчестве?

Ответы детей:

- Носов родился недалеко от Киева в Украине;

- он был не только писателем, но режиссёром;

- его отец был артистом, а мама - рукодельница и певунья;

- по его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей;

- писатель был на войне;

- во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы;

- его труд был отмечен правительственными наградами - двумя премиями.

- Его произведения читают не только российские дети, но и дети других стран. Один авторитетный международный журнал произвёл подсчёт - какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим - вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным - оказался детский писатель Носов.

-О КОМ РАССКАЗЫВАЕТ Н. НОСОВ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ?

(О детях, о наших ровесниках)

- Какие у него рассказы по характеру? (Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.) - Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех - дело серьёзное. Плохо смеяться над ошибками и неудачами друзей. Надо учиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, по-доброму относиться к шуткам. Читая рассказы Николая Носова, читатели познают понятия, как честность, долг, дружба, совесть, смелость, умение побороть смех. - Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением этого замечательного писателя. - Посмотрите, у меня в руках предмет. Что это? Шляпа- лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи. - Какие бывают шляпы? 4. Постановка проблемного вопроса. - Верите ли вы, что бывают живые шляпы? - На этот вопрос мы сможем найти ответ в рассказе Н. Н. Носова. - Как вы думаете, в каком? 5. Целеполагание. - Следовательно, как будет звучать тема урока? - Какие задачи мы поставим перед собой? 6. Открытие нового знания. Стадия осмысления. Словарная работа. -Прежде чем начнём читать, давайте вспомним значения некоторых слов, которые встретятся в произведении.

- Что изображено на слайде?

(Дети сами дают определение. Учитель уточняет.) «Комод» - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья. «Кочерга» - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. - Каким словом можно заменить слово треснуть? (Ударить.) - А слово плюхнулось? (Упало, тяжело село.)

7. Прогнозирование содержания.

-Откроем учебник.стр.54. - С чего мы начинаем работу над новым произведением? (Читаем заголовок, рассматриваем иллюстрацию, если она есть и делаем предположение содержания произведения.) - Какие вы можете сделать предположения о содержании этого произведения? - Как вы понимаете словосочетание «живая шляпа»? -Автор назвал рассказ «Живая шляпа». Как вы думаете почему? (-Из-за того, что под ней был котенок, шляпа действительно казалась живой. Она двигалась как живая.)
- Давайте прослушаем чтение профессионального артиста и посмотрим, какие из наших предположений оправдались. 8. Прослушивание записи. В конце учитель достаёт котёнка из-под шляпы. 9.Беседа по первому восприятию. - Какие предположения оправдались? - Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания. - За кого вы волновались и почему? - Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха? - (Потому что мы знали, кто под шляпой, а ребята - нет.). -Как звали мальчиков? - Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?
(Высказывания детей) - Мнения разделились. Поэтому, чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как он о них рассказывает. Давайте перечитаем произведение и разберёмся, а потом вернёмся к этому вопросу. Но сначала немного отдохнем.

10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Осторожно, как котёнок,

На носочках я пройдусь.

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

А потом свернусь колечком

И усну у тёплой печки.


11. Работа с текстом во время чтения. - Чтобы ответить на вопрос. (Кем были мальчики трусами, чудаками, фантазерами?) -Надо проанализировать произведение. - Как котёнок оказался под шляпой? (читают) - Почему мальчики не видели, что случилось с котёнком? (Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим занятием.)
- А мы, читатели, знаем кто прячется под шляпой? -Когда мы это узнаём? (Мы это узнаём сразу в начале рассказа.)
- Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу? (Чтобы читатели знали, что бояться нечего; так интереснее читателям, иначе было бы не смешно.)

- Когда мальчики заметили шляпу? (читают)

(Услышали, как позади что-то плюхнулось.)

- Что же так испугало мальчиков?

(Шляпа, которая двигалась.)

- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? (Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».)

- Тогда что их так напугало?

(Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.)

- Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков? (читают)

(Прыгнули на диван и трясутся от страха.)

- Что значит «трястись от страха»?


- Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите на оформление предложений. (Один из них заикается от страха. Они говорят короткими фразами, а так говорит человек если он сильно волнуется или боится.)
- Итак, как повели себя ребята в первый момент, когда увидели «живую шляпу»? (Испугались.)

- Что предприняли мальчики?

(Они убежали на кухню.)

- Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? (Вадик.)

- Почему?

(Вовка хотел уйти домой, бросить друга.)

- Как меняется поведение мальчиков на кухне?

(Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?)

- Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении.

(А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?)

- Мальчики успокоились и осмелели. Они побороли свой страх.

- Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»?

(Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.)

- А как вела себя шляпа всё это время?

(Она не двигалась.)

- Как вы думаете, почему?

(Она сама боялась.) - Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Зачитать.)

- Какое слово передаёт их настроение в конце рассказа?

(Обрадовались.)
- Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? (Радость - что всё хорошо закончилось, страх прошёл; стыд - что они испугались шляпы; жалость - Ваське зря попало.) 12. Обобщение. - А теперь, прежде чем вернуться к вопросу, на который вы отвечали, давайте ещё раз перечитаем слова, которые характеризуют настроение и душевное состояние мальчиков по ходу развития событий:


Испугались; успокоились и осмелели; побороли свой страх; веселились и радовались; обрадовались.


- Как вы теперь ответите на вопрос: «Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?» (Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные. Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой. Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто-то дёргает за верёвочку.)
- А как автор относится к героям своего произведения? (Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.) - А какой это смех: добрый или злой? (Добрый.)
- Как называется такой смех? (Юмор.) - Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.) - А сейчас я хочу проверить, насколько внимательны вы были при работе с произведением. Каждая группа ребят получает задание. Задание 1. Расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Задание 2. Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какое чувство испытывали герои. Задание 3. - Чтобы не пострадать или не попасть в подобную комичную ситуацию. Вам помогут пословицы. 13. Соотнесение пословиц с содержанием рассказа. - Прочитайте пословицы и выберите одну, которая больше подходит к содержанию этого произведения.
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Волков бояться - в лес не ходить. У страха глаза велики - чего нет, и то видят. (ребята испугались того, что обычный, знакомый предмет ведет себя странно, непонятно).


14. Определение жанра произведения. - К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали? (Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)
- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.) Учитель. Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. 15. Рефлексия. - Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость. Существует такое выражение «шапками забросать». В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку. Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радости, тем выше летели шапки и шляпки. - Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем. Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя, активного ученика, было ли вам интересно на уроке, настолько высоко прикрепите шляпу на доске.
16. Подведение итогов урока. - Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?
17. Домашнее задание. Прочитать рассказ по ролям.




































































муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зиняковская основная школа»


Открытый урок

по литературному чтению 2 класс,

УМК «Гармония»

Тема: Н.Н.Носов «Живая шляпа»


Выполнил учитель начальных классов

Дурасова Вера Александровна



Самоанализ урока по литературному чтению

по теме: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Форма проведения: урок ознакомления с новым материалом Цель деятельности педагога: обучение вдумчивому чтению на примере произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: -учить структурному анализу художественного произведения, по средствам определения языковой мысли и составление краткой характеристики героев; - развивать устную речь, учить анализу, синтезу; -воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность). Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок:

  • регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют первоначальный контроль своих действий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; понимают важность планирования своей деятельности;
  • коммуникативные: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии;
  • познавательные: выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); выделяют события, видят их последовательность в произведении; выделяют в тексте основные части; структурируют знания.
Личностные результаты: проявляют положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществляют эмоциональное восприятие поступков героев; умеют оценивать поведение героев произведения; проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении. В классе 28 учеников. По уровню познавательной деятельности класс хороший. На уроке применяла следующие педагогические технологии:
  • объяснительно - иллюстративного обучения;

  • словесной продуктивной и творческой деятельности;

  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

  • информационно-коммуникативная технология.

Использовала на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с учебником. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке. В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

Положительные результаты урока Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся. На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Урок прошёл в темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.



1 2 3 4 5 6 7

8 9 10 11

12 13 14

15 16 17

18 19 20

21 22 23

24 25 26

27 28 29

30

34

© 2010-2022