- Преподавателю
- Начальные классы
- Русский язык 1 класс Тема урока: Звук [а], буквы А, а
Русский язык 1 класс Тема урока: Звук [а], буквы А, а
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Василяка Л.Г. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Русский язык
1 класс
Тема урока: Звук [а], буквы А,а.
Учебник «Азбука» В.В. Горецкого и др.
(с. 24-26). Цели: - познакомить учащихся со звуком [а];
- формировать умение выделять звук [а] из речи;
- познакомить детей с буквами А, а;
- формировать навык чтения;
- развивать фонематический слух, внимание, логическое
и ассоциативное мышление, речь детей; - прививать интерес к чтению.
Оборудование: демонстрационные карточки с письменными и печатными буквами А, а; схемы звуков, слов, предложений; сюжетная картинка (Девочка держит арбуз); картинка с изображением астры; слоги СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА; карточки с труднопроизносимыми и новыми для детей словами (Уль-я-на, Аг-ра-фе-на, А-ри-на, ге-ор-ги-ны и др.); магнитная доска; книги: «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка»; презентация «Занимательное азбуковедение». Пояснения по использованию презентации: на слайдах презентации слова, которые читают дети, разделены на слоги. Всё остальное читает учитель. На слайде 10 не все слова разделены на слоги, а только трудные и новые для детей. Слово на слайде 17 читают дети. На этапе изучения нового материала рекомендуется использовать слайды 3-6. Для закрепления изученного - 8-19, обобщение - 20-22. Предлагаемый презентационный материал к этапу закрепления может быть использован на одном уроке (выборочно) или разделён на два урока. Например, слайды 8-10, 13 и 19 могут быть использованы на первом уроке знакомства со звуком [a] и буквой «А». А слайды 11, 14 - 18 - на следующем. Или же некоторые из этих слайдов могут использоваться на уроке знакомства со звуком [o], буквой «О» на этапе повторения изученного. Слайды 3-6 можно использовать при проведении подготовительных занятий с будущими первоклассник
Ход урока
- Организационный момент.
-Если хочешь много знать,
Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться!
- Сообщение темы и целей урока.
- Повторение изученного.
- Логопедическая минутка.
Читающие ученики читают слоги, все дети их повторяют и произносят чистоговорки, разученные на предыдущих уроках. Например: Ученик: - СА. Все: - СА - СА - СА - под кустом сидит лиса. Ученик: - АС. Все: - АС - АС - АС - пили мы из кружки квас и т. д.
ЗА - ЗА - ЗА - уходи домой коза. ША - ША - ША - мама моет малыша. АШ - АШ - АШ - мы построили шалаш. ЖА - ЖА - ЖА - есть иголки у ежа. ЧА - ЧА - ЧА - к Саше вызвали врача. АЧ - АЧ - АЧ - шёл по полю чёрный грач. РА - РА - РА - были мы в гостях вчера.
- Работа со схемами.
Можно предложить детям использовать подсказки:
- Обращается внимание на вертикальную чёрточку в схеме
- Третье слово можно узнать, правильно назвав последнее слово в стихотворении.
Правильность ответа сравнивается со схемой слова АРБУЗ, которая дана в учебнике (с. 25).
Полученные предложения соотносятся со схемой. Схема предложения остаётся на доске.
- Изучение нового материала.
- Ребята, кто из вас был внимательным и сможет сказать, какую чистоговорку мы произнесли последней?
- Давайте ещё раз её произнесём. - РА - РА - РА - были мы в гостях вчера. - А сегодня мы пойдём в гости? - В какую страну? ( В страну Букв). - Но жители страны Букв очень дружат с жителями страны Звуков. - Давайте прислушаемся к звукам.
1. Работа по развитию фонематического слуха, выделению звука [a]. Использование презентации «Занимательное азбуковедение».
1. Звуковая гимнастика. (Слайд 3). 2. Работа по учебнику и у доски. На доске появляется картинка, на которой изображена астра. Составляется схема этого слова. Дети находят такую же картинку и схему в учебнике. Проводится работа по выделению звука [a]. 3. Первичное закрепление. Слайд 4. Работа по развитию фонематического слуха, мышления. Детям предлагается посмотреть на предметные картинки (лук, хлеб, ананас, торт, вафли, лимон, сыр, банан и др.). - Ребята, давайте назовём продукты и выберем те, которые будет есть малыш. В названии этих продуктов должен быть звук [a], стоящий в любом месте слова. Словарная работа (далее - «словарное слово»): АНТРЕКОТ, АЙВА. Эти слова написаны на карточках (деление на слоги, ударение) и помещаются на магнитную доску. Можно попросить детей подумать, в названиях каких школьных принадлежностей присутствует ударный звук [a]. Определяется место звука в этих словах. Игра «Наши имена». Детям, в чьих именах встречается звук [a] - ударный, в каком-то определённом слоге (первом, втором и т. д.) предлагается выполнить различные упражнения (поднять левую или правую руки, встать…). Возможно, что мальчики будут анализировать имена девочек, девочки - имена мальчиков. Остальные учащиеся класса сигнализируют о правильности выполнения задания: выполнено верно - хлопают, ошибка - топают. (При использовании этого задания на уроке педагог должен учитывать особенности таких имён, как Оксана, Олег). 2. Знакомство с буквой А. Слайды 5 и 6. (Развитие ассоциативного мышления). Учебник, с.25. Демонстрируются и письменные буквы А, а. Обращается внимание на схему предложения: У Оли (Ани) арбуз. Если дети в предложении употребили имя Оля, предлагается назвать девочку именем, начинающимся с ударного звука [a], в соответствии со схемой. Если же дети уже назвали девочку Аней, то к схемам добавляются буквы: Аня - А, арбуз - а.
- У кого из учеников нашего класса имя начинается с ударного звука [а]? - Какую из букв (А или а) мы используем для обозначения этого звука? Почему? V. Физкультминутка. Слайд 7.
А - начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко - Ноги ставит широко.
Дети стоят, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно: на пояс, на плечи, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - темп убыстряется. Проводится гимнастика для глаз.
- Закрепление изученного.
- Использование презентации «Занимательное азбуковедение».
- Работа по развитию речи.
- Физкультминутка. Слайд 12.
Буква А, буква А - Алфавиту голова. Знает Саша, знает Света, А похожа на ракету. Дети широко ставят ноги, поднимают руки вверх, делают хлопки. Проводится гимнастика для глаз. 3. Работа с презентацией. Слайды 13 -15. Блок заданий на восстановление деформированных слов. Можно использовать выборочно. Словарное слово - АНАГРАММЫ. Слайд 16. Работа по развитию мышления. Разгадывание ребусов. Можно сравнить слова: слава и Слава. Слайды 17 и 18. Задания на развитие мышления, произвольного внимания, памяти. Отгадывание слова. (Слайд 17). - Если по букве, ребята, возьмёте У нарисованных птиц и зверей, Месяц хороший вы нам назовёте… Какой это месяц? Скажите скорей.
Разгадывание кроссворда. (Слайд 18). Слайд 19. Работа по развитию фонематического слуха и произвольной памяти. Слайд выводится на этапе проверки, соотносятся звуки, услышанные детьми, и буквы. Текст дети воспринимают на слух (читает учитель). Словарные слова - АКАЦИЯ, АЛЫЧА, АРБА, АППЕТИТНЫЙ.
- Обобщение изученного.
- Итог урока.