Русский язык 1 класс Тема урока: Звук [а], буквы А, а

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

1 класс

Тема урока: Звук [а], буквы А,а.

Учебник «Азбука» В.В. Горецкого и др.

(с. 24-26). Цели: - познакомить учащихся со звуком [а];

- формировать умение выделять звук [а] из речи;

- познакомить детей с буквами А, а;

- формировать навык чтения;

- развивать фонематический слух, внимание, логическое

и ассоциативное мышление, речь детей; - прививать интерес к чтению.

Оборудование: демонстрационные карточки с письменными и печатными буквами А, а; схемы звуков, слов, предложений; сюжетная картинка (Девочка держит арбуз); картинка с изображением астры; слоги СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА; карточки с труднопроизносимыми и новыми для детей словами (Уль-я-на, Аг-ра-фе-на, А-ри-на, ге-ор-ги-ны и др.); магнитная доска; книги: «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка»; презентация «Занимательное азбуковедение». Пояснения по использованию презентации: на слайдах презентации слова, которые читают дети, разделены на слоги. Всё остальное читает учитель. На слайде 10 не все слова разделены на слоги, а только трудные и новые для детей. Слово на слайде 17 читают дети. На этапе изучения нового материала рекомендуется использовать слайды 3-6. Для закрепления изученного - 8-19, обобщение - 20-22. Предлагаемый презентационный материал к этапу закрепления может быть использован на одном уроке (выборочно) или разделён на два урока. Например, слайды 8-10, 13 и 19 могут быть использованы на первом уроке знакомства со звуком [a] и буквой «А». А слайды 11, 14 - 18 - на следующем. Или же некоторые из этих слайдов могут использоваться на уроке знакомства со звуком [o], буквой «О» на этапе повторения изученного. Слайды 3-6 можно использовать при проведении подготовительных занятий с будущими первоклассник
Ход урока

  1. Организационный момент.

-Если хочешь много знать,
Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться!

  1. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков. Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и занимательная страна - страна Букв. Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.
  1. Повторение изученного.
- На какие группы делятся звуки? - Что вы знаете о гласных звуках? О согласных?
  1. Логопедическая минутка.
Работа со слоговыми таблицами. На доске слоги: СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА.
Читающие ученики читают слоги, все дети их повторяют и произносят чистоговорки, разученные на предыдущих уроках. Например: Ученик: - СА. Все: - СА - СА - СА - под кустом сидит лиса. Ученик: - АС. Все: - АС - АС - АС - пили мы из кружки квас и т. д.
ЗА - ЗА - ЗА - уходи домой коза. ША - ША - ША - мама моет малыша. АШ - АШ - АШ - мы построили шалаш. ЖА - ЖА - ЖА - есть иголки у ежа. ЧА - ЧА - ЧА - к Саше вызвали врача. АЧ - АЧ - АЧ - шёл по полю чёрный грач. РА - РА - РА - были мы в гостях вчера.
  1. Работа со схемами.
Ученики рассматривают сюжетную картинку, на которой изображена девочка. В руках у неё арбуз. Выставляется схема предложения: У Ани арбуз. (Возможен вариант: У Оли арбуз.) - Ребята, какое предложение «спряталось» в этой схеме?
Можно предложить детям использовать подсказки:
  1. Обращается внимание на вертикальную чёрточку в схеме
второго слова.
  1. Третье слово можно узнать, правильно назвав последнее слово в стихотворении.
Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его…(арбуз).
Правильность ответа сравнивается со схемой слова АРБУЗ, которая дана в учебнике (с. 25).
Полученные предложения соотносятся со схемой. Схема предложения остаётся на доске.
  1. Изучение нового материала.

- Ребята, кто из вас был внимательным и сможет сказать, какую чистоговорку мы произнесли последней?
- Давайте ещё раз её произнесём. - РА - РА - РА - были мы в гостях вчера. - А сегодня мы пойдём в гости? - В какую страну? ( В страну Букв). - Но жители страны Букв очень дружат с жителями страны Звуков. - Давайте прислушаемся к звукам.
1. Работа по развитию фонематического слуха, выделению звука [a]. Использование презентации «Занимательное азбуковедение».
1. Звуковая гимнастика. (Слайд 3). 2. Работа по учебнику и у доски. На доске появляется картинка, на которой изображена астра. Составляется схема этого слова. Дети находят такую же картинку и схему в учебнике. Проводится работа по выделению звука [a]. 3. Первичное закрепление. Слайд 4. Работа по развитию фонематического слуха, мышления. Детям предлагается посмотреть на предметные картинки (лук, хлеб, ананас, торт, вафли, лимон, сыр, банан и др.). - Ребята, давайте назовём продукты и выберем те, которые будет есть малыш. В названии этих продуктов должен быть звук [a], стоящий в любом месте слова. Словарная работа (далее - «словарное слово»): АНТРЕКОТ, АЙВА. Эти слова написаны на карточках (деление на слоги, ударение) и помещаются на магнитную доску. Можно попросить детей подумать, в названиях каких школьных принадлежностей присутствует ударный звук [a]. Определяется место звука в этих словах. Игра «Наши имена». Детям, в чьих именах встречается звук [a] - ударный, в каком-то определённом слоге (первом, втором и т. д.) предлагается выполнить различные упражнения (поднять левую или правую руки, встать…). Возможно, что мальчики будут анализировать имена девочек, девочки - имена мальчиков. Остальные учащиеся класса сигнализируют о правильности выполнения задания: выполнено верно - хлопают, ошибка - топают. (При использовании этого задания на уроке педагог должен учитывать особенности таких имён, как Оксана, Олег). 2. Знакомство с буквой А. Слайды 5 и 6. (Развитие ассоциативного мышления). Учебник, с.25. Демонстрируются и письменные буквы А, а. Обращается внимание на схему предложения: У Оли (Ани) арбуз. Если дети в предложении употребили имя Оля, предлагается назвать девочку именем, начинающимся с ударного звука [a], в соответствии со схемой. Если же дети уже назвали девочку Аней, то к схемам добавляются буквы: Аня - А, арбуз - а.
- У кого из учеников нашего класса имя начинается с ударного звука [а]? - Какую из букв (А или а) мы используем для обозначения этого звука? Почему? V. Физкультминутка. Слайд 7.
А - начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко - Ноги ставит широко.
Дети стоят, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно: на пояс, на плечи, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - темп убыстряется. Проводится гимнастика для глаз.
  1. Закрепление изученного.
  1. Использование презентации «Занимательное азбуковедение».
Слайды 8, 9. Творческая работа, чтение слов-отгадок читающими детьми. Слайд 10. Произнесение скороговорок. Словарные слова: Ульяна, Аграфена, Арина, георгины.
  1. Работа по развитию речи.
Учебник, с.24 - 26. Составление рассказа по картинке. Это задание могут выполнить нечитающие дети (с. 24 - 25). Придумывание предложений к схеме. Чтение текстов читающими детьми. Работа над пословицами. Презентация. Слайд 11. Развитие произвольного внимания, памяти. Дети вспоминают сказку, а далее продолжают работу по учебнику. Беседа по иллюстрациям сказок (с. 26). Составление предложения к схеме (с. 26). На этом этапе урока происходит знакомство учащихся с различными изданиями книг: «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка». Предлагается читающим детям познакомиться дома с этими произведениями.
  1. Физкультминутка. Слайд 12.

Буква А, буква А - Алфавиту голова. Знает Саша, знает Света, А похожа на ракету. Дети широко ставят ноги, поднимают руки вверх, делают хлопки. Проводится гимнастика для глаз. 3. Работа с презентацией. Слайды 13 -15. Блок заданий на восстановление деформированных слов. Можно использовать выборочно. Словарное слово - АНАГРАММЫ. Слайд 16. Работа по развитию мышления. Разгадывание ребусов. Можно сравнить слова: слава и Слава. Слайды 17 и 18. Задания на развитие мышления, произвольного внимания, памяти. Отгадывание слова. (Слайд 17). - Если по букве, ребята, возьмёте У нарисованных птиц и зверей, Месяц хороший вы нам назовёте… Какой это месяц? Скажите скорей.
Разгадывание кроссворда. (Слайд 18). Слайд 19. Работа по развитию фонематического слуха и произвольной памяти. Слайд выводится на этапе проверки, соотносятся звуки, услышанные детьми, и буквы. Текст дети воспринимают на слух (читает учитель). Словарные слова - АКАЦИЯ, АЛЫЧА, АРБА, АППЕТИТНЫЙ.
  1. Обобщение изученного.
Работа с презентацией. Слайды 20 и 21. Параллельно идёт работа с лентой букв в учебнике и у доски.
  1. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? - Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему? - Что вызывало затруднение? Почему? - Какие новые слова узнали? ( Обращается внимание на магнитную доску, где размещены словарные слова). - Что общего у этих слов? (Звук [a], буква а). - На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать. Презентация. Слайды 22и 23. (На слайде 23 объекты появляются автоматически, друг за другом). - Спасибо за работу!
© 2010-2022