Урок изобразительного искусства с региональным компонентом «Кубановедение» (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока.

1.Орг. момент:

-проверка готовности к уроку;

- сообщение темы и задач урока:

У: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о декоративно- прикладном искусстве и его роли в жизни людей, в частности Кубанских казаков;

-выполним эскиз платья казачки.

2.Актуализация изученного материала.

У: Издавна люди старались украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Они делали на домах резные наличники, шёлковыми разноцветными нитками вышивали одежду, чтобы каждый сарафан, каждая рубашка становились неповторимыми. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои особые узоры, не похожие на другие. Они бережно передавались из поколения в поколение. В них отражается национальная культура народов. Очень много орнаментов в вышивке и вязаных вещах.

Беседа о роли одежды в жизни человека.

У :-Какую роль играет одежда в жизни человека?

-Назовите разновидности одежды (спец.одежда, одежда для работы , дома, отдыха).

3.Изучение нового материала.

а) Рассказ учителя о Кубанском костюме.

У: Первые поселенцы на Кубани тоже имели отличительную черту.

(Демонстрация костюма).

Мужской традиционный костюм.

Казаки обязаны были носить на службе и в праздничные дни одежду форменного образца.

Черкесска- верхняя одежда ниже колен, подпоясанная кавказским ремешком. Рукава внизу расширялись, имели яркие манжеты. На груди газыри( использовались для патронов, позже как украшение).

Шаровавры- широкие штаны.

Шапка - папаха из барашка.

Башлык- покров на голову. Шьётся из тонкого сукна в виде квадратного мешка с двумя открытыми сторонами и о длинными лопастями в отрытом углу.

Чувяки, башмаки, ходаки- разновидность обуви.

Рубаха. Молодые парни ходили в ярких ситцевых, сатиновых рубахах с прямым воротом.

Кубанский женский костюм

Балахон- домашнее платье казачки.

Капот- верхняя накидная одежда.

Кохточка- нарядная блузка, украшенная тесьмой, строчками, бисером, пряжей.

Манете- блузка свободного покроя.

Парочка- юбка и кофта.

Рубаха- длинная туника с длинными пышными рукавами на манжете.

Спидница- обязательная нижняя юбка, шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто орнаментованная вышивкой.

Чекмень- верхняя запашная одежда.

Шубки- зимняя одежда мехом внутрь, крытая бархотом или шёлком.

Головные уборы напоминали по форме лодочки с двумя рожками, меховые шапки с симметричными рожками, платки, шали.

Кубанские казачки старались как можно лучше , богаче украсить свой костюм. Вышивка- один из древнейших и наиболее распространённый вид народного искусства. Вышитыми узорами украшались самые разнообразные предметы обихода и костюма.

Кубанская вышивка отличается от других своим цветом.

В традиционной Кубанской вышивке был белый фон -цвет на котором зарождалась жизнь, красный цвет- цвет любви, чёрный цвет- цвет плодородия Кубанского чернозёма, богатства Кубани.

В вышивке был геометрический узор, растительный и животный орнамент. В Кубанской вышивке было много коней , любимого атрибута казачества.

б) Традиции.

На Кубани девушки на выданье должны были сделать своими руками не менее 200 предметов приданого и мелкие предметы для приглашения на свадьбу.

Выданки надевали много предметов одежды, сделанных своими руками и вставали возле ограды храма или крещенской проруби. Женщины подымали подолы и показывали женихам на что способны невесты. У некоторых подолы юбок были украшены в 1-2 ряда крестиком, а у некоторых невест были расшиты подолы обереговой вышивкой. Считалось, что чем богаче украшен костюм, тем лучше будет жена.

Физкультминутка.

Пошёл котик на торжок,

Купил себе кожушок.

Надо с Васьки его снять,

Нашей Танечке отдать.

Малой Танечке отдать,

Чтоб тепло ей было спать.

(Ученики выполняют движения)

4. Практическая работа.

Выполнение эскиза платья для куклы -казачки с элементами растительного или геометрического узора.

Этапы выполнения рисунка.

а) работа по шаблону.

б) выполнение орнамента в полосе с использованием элементов цветочного узора.

У: Рассмотрите внимательно шаблон. Вам необходимо украсить орнаментом низ юбки кофты казачки. Остальные детали костюма раскрасьте по своему усмотрению.

5.Обобщение.

-Что нового узнали на уроке?

Дидактическая игра: «Кто как одет?»

Цели:

- проверить как ученики усвоили элементы мужского и женского казачьего костюма.

Правила: ученикам предъявляется два эскиза- мужской и женский костюм, карточки-слова с названием предмета костюма. Необходимо правильно назвать каждый элемент костюма.

6. Итог урока.

1.Выставка работ учащихся.


© 2010-2022