Программа дополнительного образования. Кружок Риторика. Для детей 7-8 лет. Срок реализации 1год

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования.Кружок Риторика. Для детей 7-8 лет.Срок реализации 1год.Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа №24

Утверждена

на заседании

методического совета

протокол № от

Директор В.А.Дегтярёв








ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«Риторика»

Для обучающихся 7-8 лет

Срок реализации 1 год


Составитель:

учитель нач.классов

Кабанова Е.Б.

Тамбов

2013


Пояснительная записка
Программа дополнительного образования разработана на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» для учащихся 6-10 лет .
Цель - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях. Актуальность курса В основе обучения лежит коммуникация, общение. Поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный курс способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся - письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д. Новизна курса Взяв за основу авторскую программу Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках», мы даем возможность обучающимся познакомиться с закономерностями мира общения; помогаем осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Занятия опираются на опыт обучающихся , приводит их к осмыслению своего и чужого опыта общения, развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Задачи курса:

  • обучение умелой, искусной, эффективной речи;
  • овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности;
  • освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенции личностного саморазвития.
Отличительные особенности данного курса Обучение риторике опирается на опыт учеников, приводит их к осмыслению своего и чужого опыта общения, помогает успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи - основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. Результаты изучения курса «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике. Общая характеристика Риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: Первый блок - «Общение» даёт представление о - сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; - компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Второй блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о - тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; - типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); - речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи - основа учебных пособий. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. Сроки реализации программы Курс риторика представляет собой систему занятий для детей в возрасте от 7 до 8 лет (1 классы).
Объём времени, отводимого на изучение риторики в 1 классе - 2 часа в неделю, 72 занятия в год. Формы и режим занятий - самостоятельная работа; -проектная деятельность; -работа в парах, в группах; -творческие работы. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.
Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся - письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом. Описание ценностных ориентиров содержания курса Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся: - на уровне личностных результатов - «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей». - на уровне метапредметных результатов - «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; - на уровне результатов в предметной области «Филология» - «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». Таким образом, риторикапомогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.


Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Риторика является формирование следующих умений: - осознавать роль речи в жизни людей; - оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; - объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): - соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; - реализовывать простое высказывание на заданную тему; - ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; - самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; - учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; - делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: - различать устное и письменное общение; - различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; - уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи; - анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения; - продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения; - распознавать и вести этикетный диалог; - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - находить по абзацным отступам смысловые части текста; - выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; - осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; - выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; - сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; - сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; - оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения. Формы контроля и оценки планируемых результатов. Текущий (преобладающей формой текущего контроля выступает работа с текстом): - конкурсы; - внеклассные мероприятия; - представление проектов, альбомов, газет, фотовыставок; - учебно-исследовательские конференции. - выставки достижений учащихся - творческих письменных работ (сочинений, эссе, рассказов и т. п.); Самооценка и самоконтроль.




© 2010-2022