- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по русскому языку на тему Февраль - последний месяц
Конспект по русскому языку на тему Февраль - последний месяц
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гордий С.П. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок
ФЕВРАЛЬ - ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ
Задачи: уточнить и систематизировать знания учащихся о зиме; уточнить о свойствах снега, льда; обогащать словарь детей, развивать связную речь.
Оборудование: картина «Зима»; календари природы; слова-опоры по теме; схемы-опоры по теме; опорные картинки к рассказу «Метель».
Ход урока
I. Организационный момент
-
Прочитайте текст.
Небо пасмурное. На небе серые тучи. Идет снег. На земле лежат большие сугробы снега. Дует холодный ветер. Ветер поднимает снег с земли. Это -метель.
Дети читают текст по цепочке. Затем он закрывается, и на доску выставляют картинки одного плана. Учитель предлагает учащимся восстановить последовательность предложений и правильно расставить на доске опорные картинки.
II. Введение в тему урока.
-
О чем вы прочитали текст? В какое время года бывают метели? Куда мы ходили с вами на прошлом уроке? Что вы видели?
-
Кто из вас догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке?
-
Тема нашего урока: «Февраль последний месяц зимы». Мы подведем итоги наблюдений по календарю природы, уточним знания о зиме.
III. Работа по теме урока.
Беседа с использованием календаря природы.
-
Какой месяц сейчас идет? Какие деревья нарисованы на страницах зимнего календаря?
-
Как они выглядят? Почему одни из них голые, а другие - зеленые?
-
Что лежит на земле и на деревьях?
-
Почему не видно травы и цветов?
-
Когда больше было снега - в декабре или в январе?
-
Какая была погода в декабре? В январе? В феврале?
-
Были ли солнечные дни? Сколько солнечных дней было в декабре? А в январе?
-
Каких дней отмечено больше: ясных или пасмурных?
-
Сосчитайте, сколько было ветреных дней.
-
Было ли зимой жарко? Как одевались люди зимой?
-
Как узнать по календарю, что все три месяца было холодно, морозно?
-
Что делают дети зимой на улице?
-
Каких птиц вы видели?
-
Какие еще птицы остаются зимовать?
-
Почему эти птицы не улетели на юг, в теплые края?
-
Чем питались птицы?
-
Где насекомые, почему не видно бабочек, муравьев?
-
Что делают лесные звери зимой?
-
Легко ли животным и птицам жить зимой?
Ответы детей.
-
Да, ребята, зима совсем не похожа на осень, это очень трудное для всех время года, особенно голодно лесным животным и птицам. Но многие люди помогают им - подкармливают птиц, бездомных животных; лесники заботятся об обитателях леса - выкладывают на кормушки сено, соль. В то же время зима - это очень красивое время года: все кругом белое от снега, выглядит чистым, пушистым. Особенно красивы хвойные деревья в снегу.
Рассказ учащихся о погоде.
-
Посмотрите в окно и расскажите, какая сегодня погода. Пользуясь в рассказе схемами-опорами (солнце, небо, земля, деревья, одежда людей, изменение в жизни зверей, изменение в жизни птиц, занятия детей)
Физкультминутка
А сегодня у зимы - новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины? Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины? Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа - хлоп, слева - хлоп.
- Здравствуй, зима!
Ты хозяйке, поклонись-ка:
Здравствуй, зима!
Обобщающая беседа о зиме.
-
Мы с вами много говорили о зиме. А сейчас отгадайте загадки и объясните свой ответ.
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома.
Зовут меня ...
(Зима)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.
(Зима)
-
Какие дела есть у зимы? Для чего она укрывает землю одеялом? Каким одеялом укрывает? Что значит: «белю дома, поля»? О какой тройке идет речь? Почему все покрылось серебром?
Что за звездочки сквозные Солнце не греет,
На пальто и на платке, Поле белеет,
Все сквозные, вырезные, Сани скрипят,
А возьмешь - вода в руке? Речки молчат.
(Снежинки) (Зима)
-
Поему в руке вода? Почему снежинки не тают на пальто?
-
Почему поле белеет? (Покрыто снегом.) Почему сани скрипят? (Морозно.) Почему речки молчат? (Скованы льдом.)
Без рук, а рисует, Избушка новая - для всех столовая,
Без зубов, а кусает. Зовет обедать, крошек отведать.
(Мороз) (Кормушка)
-
Кто и где рисует? Что кусает?
-
Для кого люди вешают кормушки? Зачем они нужны
Без досок, без топоров Летом - серый,
Через речку мост готов. Зимой - белый.
Мост - как синее стекло: (Заяц)
Скользко, весело, светло.
(Лед)
-
Почему скользко? Почему весело?
-
Почему заяц зимой белый, а летом серый?
-
Вот и подходит к концу холодная зима. Мы с вами узнали, что зима - это одно из четырех времен года. Кроме зимы есть: … (весна), … (лето), … (осень). Зима длится … (3 месяца). Первый месяц зимы - … (декабрь), затем идут … (январь) и последний, третий месяц - … (февраль). Зимой всегда холодно. Дни чаще всего пасмурные. Идет снег. Деревья стоят голые. Земля покрыта снегом. Реки и пруды покрыты льдом. Люди одеваются в теплую одежду. У зверей вырастает теплый мех. Птицам голодно, и они поселяются ближе к человеку. Мы должны заботиться о птицах, помогать им выжить в холодное время года.
IV. Закрепление изученного.
\
Учитель предлагает учащимся записать рассказ, вставляя походящие слова.
Февраль - _________________ месяц зимы.
второй, первый, третий
На улице стоит _____________________ погода.
теплая, морозная, холодная, жаркая
Солнце показывается ______________.
реже, чаще
С крыш ____________________ сосульки.
капают, свисают
Скоро наступит _________________.
весна, осень, лето
Чтение учеником записанного текста. Взаимопроверка.
V. Подведение итогов урока.
-
Какое время года походит к концу?
-
Назовите зимние месяцы.
-
Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья?
-
Что лежит на крышах домов и на земле?
-
Что надевают люди зимой?
-
Как живется птицам и зверям зимой? Как им помочь?
-
Какие вы знаете зимние игры и развлечения?
-
Назовите зимние праздники.