- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Азарова Н.И. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дальнинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
методического объединения « Старт»
МОУ «Дальнинская СОШ»
Руководитель МО______________
Азарова Наталья Игоревна
Протокол № от « 05 » сентября 2015 г
УТВЕРЖДАЮ:
директор школы МОУ «Дальнинская СОШ»
_________________
Смирнова Ольга Валентиновна
Приказ № от « 05» сентября 2015 г
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру в 3 классе
МОУ «Дальнинская СОШ»
на 2015-2016 учебный год
Азаровой Натальи Игоревны
Пос. Дальний
2015г
Предмет: Окружающий мир
Учитель: Азарова Наталья Игоревна
Школа: МОУ «Дальнинская средняя общеобразовательная школа»
Класс: 3-й
Количество часов в неделю по учебному плану: 2
Общее количество часов в соответствии с программой : 68 Основание для планирования: образовательный стандарт основного общего образования 2011г.
Учебник: 1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Обиттели Земли. 3 класс: учебник. - М.: Баласс, 2012. 2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли». 3 класс. - М.: Баласс, 2012. 3. Вахрушев А.А., Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Тырин СВ. Окружающий мир. Моё Отечество (вводный курс истории и обществознания): учебник для 3 класса. - М.: Балам 2012. 4. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова ОС. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружаю щий мир. Моё Отечество». 3 класс. - М.: Баласс, 2012. 5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работыi учебнику «Окружающий мир». 3 класс. В 2-х ч. - М.: Баласс, 2012.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках окружающего мира, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет - ресурсы: school2100.ru
Виды контроля
I четверть
II четверть
III четверть
IVчетверть
Год
Административный
Плановые к/р
1
1
1
1
4
Структура рабочей программы 1.Титульный лист (название программы)
2. Пояснительная записка
3Содержание тем учебного курса
4 Требования к уровню подготовки учеников, обучающихся по данной программе
.5.Перечень учебно-методического обеспечения
6 Список литературы
7 Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Окружающий мир» («Наша планета Земля») разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждане на России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формированиям младших школьников умения учиться, а также на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутианом и др. Курс «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для учащихся третьего класса - составная часть Образовательной системы «Школа 2100». Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира и создании фундамента для значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Задачи: - формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого; - формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. Одна из основных особенностей данного курса - системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно, в несколько этапов. Средством воспитания, образования, развития личности школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к нему. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. При разработке данного курса используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимак-са. Согласно этому принципу, содержание курса включает избыточные знания и избыточные задания. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.
Содержание программы (68 часов)
Часть 1. Обитатели Земли Вещество и энергия Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы, тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы - мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы; расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло -твёрдое. Почему лёд легче воды. Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Оболочка планеты, охваченная жизнью Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов; Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы. Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ. Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание. Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами. Экологическая система Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва? Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера. Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота. Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом. Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны? Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями. Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста. Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса». Живые участники круговорота веществ Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль. Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Появление твёрдых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности. Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств. Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными. Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа неI успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки. Часть 2. Моё Отечество Твои родные и твоя Родина в потоке времени Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество - связь времен. Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра- точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве - одной из самых распространённых в мире религий. Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество - Россия! История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России. Времена Древней Руси. IX-XIII века Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён. Создание Древнерусского государства. Киев - столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче. «Древняя Русь - страна городов». Города - центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука - кириллица. Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский. Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Opда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотом Орды. Времена Московского государства. XIV-XVII века Время создания Московского государства - время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орёл. Московское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей - крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва. Московский Кремль - памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества. Времена Российской империи. XVIII - начало XX века Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг. Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве. Отечественная война 1812 года - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов. Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи. Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны. Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране. Современная Россия Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ - Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция - основной закон государства. Права и обязанности граждан. Что такое демократия? Представления об избирательной системе. Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создает законы. Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации. Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования). Региональный компонент В программу включены темы регионального компонента: Ставропольский край, родной поселок, семья.
Требования к уровню подготовки учащихся
Объяснять мир
Определять свое отношение к миру
Естествознание - приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии; - приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; - объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; - приводить примеры живых организмов разных «профессий»; - перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. - доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Обществознание - узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; - объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; - по году определять век, место события в прошлом; - отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России; - узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу. - учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Планируемые результаты освоения предмета В соответствии с программой «Окружающий мир», выделяются требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требованиям результатам, подлежащим проверке и аттестации. К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, по концепции ФГОСа, относятся ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты выявляются в ходе массовых мониторинговых, социологических и друга обследований. К результатам, которые подлежат проверке и аттестации по концепции ФГОСа, относятся научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач. Программа обеспечивает достижение третьеклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование следующих умений: - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; - самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: -самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - учиться планировать учебную деятельность на уроке; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные универсальные учебные действия: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные универсальные учебные действия: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; -договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). Предметными результатами изучения курса является формирование следующих учебных умений. Часть 1. «Обитатели Земли» Первая линия развития «Умение объяснять мир»: - приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии; - приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; - объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; - приводить примеры живых организмов разных «профессий»; - перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»: - доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам. Часть 2. «Моё Отечество» Первая линия развития «Умение объяснять мир»: - узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; - отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; - объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; - по году определять век, место события в прошлом; - отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России; - узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу. Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»: - учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет: 1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения; 2) развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; 3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием; 4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей. Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые не обходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе того объема знаний, которым обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать. Оценка усвоения знаний может осуществляться через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Третьеклассник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определения понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Уровень проверочных и контрольных заданий различается своей сложностью. Объем заданий определяется, исходя из уровня знаний учеников. В проверочных и контрольных работах отмечен уровень заданий (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики; акцент сделан на обязательный минимум и самые важнейшие положения максимума - с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к итоговому контролю. Проверочные работы предназначены для тематического контроля с целью получения информации об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут на любом из комбинированных уроков. Детям предлагается выполнить 2-4 задания, при этом указывается, какое именно умение проверяет каждое задание. В контрольных работах акцент сделан на обязательный минимум знаний - он является основой для итогового контроля группы тем. Контрольная работа выполняется на специальном уроке. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия. Третьеклассники должны постоянно видеть результаты своей работы. Для этого используются таблица требований по предмету в «Дневнике школьника» и портфель достижений школьника. В таблице требований по предмету в «Дневнике школьника» ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений. В портфель достижений помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Оценка ученика по универсальной шкале трёх уровней успешности
Уровень успешности
Отметка
Пояснения Не достигнут необходимый уровень.
«2» - неудовлетворительно Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Необходимый уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.
«3» - удовлетворительно Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).
«4» - хорошо Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно). 2. Программный уровень - решение нестандартной задачи, где потребовалось применить: - новые, получаемые в данный момент знания; - прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
«4+» -
приближается к отлично Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).
«5» - отлично Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно). Третий уровень - особый, необязательный для всех учеников, фиксирующий их исключительные успехи 3. Максимальный уровень - решение задачи на неизученный материал, которое потребовало: - самостоятельно добытых, не полученных на уроке знаний; - новых, самостоятельно приобретённых умений.
«5+» -
превосходно Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).
«5 и 5» -
превосходно Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках окружающего мира, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет - ресурсы: school2100.ru
Тематическое планирование
№
п\п
Тема урока
№ в теме
Тип
урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовленности
учащихся
Домашнее задание
Дата проведения
Раздел 1. Природа и мы
1
Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Разнообразие природы
1
Комбинированный
Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек - часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно
Учащиеся должны знать\понимать:
- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- государственную символику России
С. 10-12,
с. 12-15*
2.09
2
Человек. Разумное существо
2
Изучение нового материала
С. 10-14
4.09
3
Общество
3
Изучение нового материала
С. 16-20,
с. 20-21*
9.09
4
Мир глазами эколога
4
Комбинированный
Учащиеся должны знать/понимать основные экологические проблемы природы и современного общества
С. 22-26, сообщение*
11.09
5
Природа в опасности. Охрана природы
5
Комбинированный
Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества.
Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде
С. 27-30
16.09
Раздел 2. Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву.
6
Тела, вещества, частицы
1
Изучение нового материала
Соль, сахар как примеры твердых веществ.
Воздух - смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко
сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека
(на дорогах, водоемах, в школе).
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения
С. 34-37,
с. 38
18.09
7
Разнообразие веществ
2
Изучение нового материала
С. 39-43, задание № 2,
с. 43
23.09
8
Воздух и его охрана. Состав, свойства
3
Изучение нового материала
Учащиеся должны знать/понимать основные свойства воздуха
С. 44-48
25.09
9
Вода и жизнь
4
Комбинированный
Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные свойства воды.
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта,
С. 49-52, задание № 2,
с. 52
30.09
10
Превращения
и круговорот воды
5
Изучение нового материала
С. 53-56, задание № 2,
с. 56
2.10
11
Берегите воду
6
Комбинированный
решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.
С. 57-61, задание 1, с. 60*
7.10
12
Как разрушаются камни
7
Изучение нового материала
Формы земной поверхности
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
С. 62-64, задание 2, с. 62*
9.10
13
Что такое
почва
8
Изучение нового материала
Почва, ее значение для живой природы
в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране
С. 65-68,
с. 69-70*
14.10
14
Разнообразие растений
9
Комбинированный
Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3);
- раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
С. 71-75, рисунок*
16.10
15
Солнце, растения и мы с вами
10
Комбинированный
С. 76-79, схе-
ма, с. 77
21.10
Раздел 3. Сохраним удивительный мир растений и животных. (11ч.)
16
Размножение
и развитие растений
1
Изучение нового материала
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)
Учащиеся должны уметь:
- использовать знания и умения для ухода за растениями;
С. 80-83, рассказ*, задание 3, с. 83
23.10
17
Охрана
растений
2
Комбинированный
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)
С. 84-87, рассказ «Бе- регите растения!»
28.10
18
Разнообразие животных
3
Комбинированный
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным
Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных
С. 89-95, задание 2, с. 95
30.10
19
Кто что ест. Цепи питания
4
Изучение нового материала
С. 96-99, модель це- пи питания*
11.11
20
Невидимая сеть и невидимые пирамиды
5
Изучение нового материала
Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения
С. 100-104, схемы цепи питания*
13.11
21
Размножение
и развитие
животных
6
Изучение нового материала
С. 105-106, сообщение*, задание,
с. 106
18.11
22
Птицы и звери
7
Комбинированный
познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране
С. 106-11, рассказ «Берегите животных!», задание 3, с.116
20.11
23
Охрана
животных
8
Комбинированный
Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным
Учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за животными
С. 112-116,
с. 116-117*
25.11
24
В царстве
грибов
9
Изучение нового материала
Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране
С. 118-122,
с. 123*
27.11
25
Великий
круговорот жизни
10
Изучение нового материала
Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями
и животными
С. 124-126, модель
(№ 2,
с. 126)*
2.12
Раздел 4. Будем беречь здоровье
26
Организм
человека
1
Изучение нового материала
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья
С. 128-130,
с. 131*
4.12
27
Как мы воспринимаем окружающий мир
2
Комбинированный
дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов
С. 132-135, за- дание 3,
с. 135*
9.12
28
Надежная защита организма
3
Комбинированный
С. 136-139, за- дание 3,
с. 139*
11.12
29
Опора тела
и движение
4
Изучение нового материала
Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья
С. 140-142,
с. 142-143*
16.11
30
Наше питание
5
Комбинированный
Система органов, их роль в жизнедеятельности организма
Учащиеся должны знать/понимать:
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения
С. 144-147
18.11
31
О дыхании,
о движении крови
6
Изучение нового материала
Система органов
С. 148-149
23.11
32
Закаляй свой организм
7
Комбинированный
Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья
С. 151-153
25.12
33
Здоровый образ жизни. Обобщение
8
Комбинированный
С. 154-157
Раздел 5. Наша безопасность
34-35
Огонь, вода
и газ
1-2
Комбинированный
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах,
в школе);
- использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения
С. 4-7, задание № 2 «План эвакуации»
13.01
36
Чтобы путь был счастливым
3
Комбинированный
С. 8-13
15.01
37-38
Дорожные
знаки
4
Комбинированный
Правила безопасного поведения на дорогах
Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья
С. 14-17, задание № 2,
с. 17*
20.01
39
Опасные места
5
Комбинированный
Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года
Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)
С. 18-22, № 2,
с. 22*
22.01
40-
41
О молниях, змеях, собаках и прочем
6
Комбинированный
С. 23-28, сообщение*,
№ 2,
с. 28
27.01
Раздел 6. Чему учит экономика
42-
43
Экологическая безопасность
1
Комбинированный
Учащиеся должны знать/понимать: правила сохранения и укрепления здоровья
С. 29-34, № 2,
с. 34*
29.01
3.02
44
Для чего нужна экономика?
2
Изучение нового материала
Экономика
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта
С. 36-39, № 2,
с. 39*
5.02
45
Три кита экономики*
3
Изучение нового материала
С. 40-47, № 3,
с. 47*
9.02
46-47
Полезные ископаемые
4
Изучение нового материала
Полезные
ископаемые
Учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)
С. 48-52, сообщение № 3,
с. 52*
12.02
17.02
48
Растениеводство
5
Изучение нового материала
Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края
Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы
С. 53-58, с. 58-59*, рисунок*
19.02
49
Животноводство
6
Изучение нового материала
Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными
С. 60-63, рисунок*
24.02
50-51
Какая бывает промышленность?
7
Изучение нового материала
Промышленность
Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия пром-ого производства
С. 64-67, сообщение*,
с. 67,
№ 3
26.02
52
Что такое деньги?
8
Изучение нового материала
Деньги
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов
С. 68-72, № 3,
с. 71*
2.03
53
Государственный бюджет
9
Изучение нового материала
Бюджет
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта
С. 73-76, № 4,
с. 76*
4.03
54-55
Семейный бюджет
10
Изучение нового материала
Семья - первый коллектив ребенка
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов
С. 77-80, № 3,
с. 80*
9.03
56-57
Экономика и экология
11-12
Изучение нового материала
Правила поведения в природе
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране
С. 81-86
11.03
58
Обобщение. Чему учит экономика
13
Комбинированный
Экономика
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта
-
16.03
Раздел 7. Путешествие по городам и странам
59-
60
Золотое кольцо России
1-2
Изучение нового материала
Москва - столица России.
Города России. Санкт-Петербург
Учащиеся должны знать\понимать:
- название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- показывать на карте границы России,
некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов,
С. 88-93,
с. 94-99, сообщение,
№ 3,
с. 99*
18.03
23.03
61
Наши ближайшие соседи
3
Изучение нового материала
Страны и народы
мира
С. 100-109, карта
25.03
62
На севере
Европы
4
С. 110-119, карта
1.04
63
Что такое Бенилюкс?*
5
Изучение нового материала
Страны и народы
мира
поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
С. 120-126, карта
6.04
64
В центре Европы
6
Изучение нового материала
Учащиеся должны
уметь:
- показывать на карте изученные страны мира;
С. 127-133, карта
8.04
65
Путешествие по Франции
и Великобритании
7
Изучение нового материала
- использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов
С. 134-143, карта, № 1,
с. 143*
13.04
66
На юге Европы
8
Изучение нового материала
С. 144-150, карта,
№ 4,
с. 150*
15.04
67-68
Резервные уроки
9-10