- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс Маскарад
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс Маскарад
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чекминева Н.П. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
Обсуждено Согласовано Утверждено
на заседании МО зам. директора решением пед. совета
протокол № _____от ____201 г. ___________201 г. протокол № _____от ____201 г.
Руководитель МО ______________Г. М. Мороз Председатель пед. совета
_________________________ ________________
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
кружка «Маскарад»
Срок реализации программы - 4года
Количество часов по программе - 270 ч., в неделю - 2ч.
Класс - 1 -4
Возраст обучающихся - 6,5 - 10 лет
Учитель: Чекминева Н.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Программа кружка «Маскарад» составлена на основе: - программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008); - образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска); - программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт - Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства). Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Задачи:
- опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
- через театр привить интерес к мировой художественной культуре
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
- выступление
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 2 часа в неделю, 66 часов год в 1 классе, 68 часов в год во 2-4 классах. Общее количество: 270 часов.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ
ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
№ п/п
Тема раздела
Форма
Уровень
Ожидаемый воспитательный результат
1 «Мы играем - мы мечтаем!»
игра II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
2 Театр
беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
экскурсия I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
3 Основы актёрского мастерства
изучение основ сценичес-кого мастерства I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
актёрский тренинг II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
4 Просмотр спектаклей в театрах города
просмотр спектакля I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
иллюстри-рование I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
5 Наш театр
мастерская образа II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
мастерская костюма, декораций II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
инсцениро-вка, постановка спектакля II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
выступле-ние II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мы играем - мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания - к воображению». Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (66 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
аудиторных
внеаудиторных
Всего
Раздел «Мы играем - мы мечтаем!»
15
15
30
1-30 Игры на развитие внимания и воображения.
15
15
30
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
3
9
12
31-36 Просмотр спектаклей в театрах города.
6
6
37-42 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
3
3
6
Раздел «Наш театр»
12
12
24
43-66 Инсценирование сказок.
12
12
24
Итого 66 Итого
30
36
66
2 класс (68 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
аудиторных
внеаудиторных
Всего
Раздел «Театр»
3
3
6
1 Дорога в театр.
1
1
2-4 В театре.
1
2
3
5-6 Как создаётся спектакль.
1
1
2
Раздел «Основы актёрского мастерства»
3
3
6
7-12 Мимика. Пантомима.
3
3
6
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
6
6
12
13-18 Просмотр спектаклей в театрах города.
6
6
19-24 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
6
6
Раздел «Наш театр»
22
22
44
25-44 Работа над спектаклями.
10
10
20
45-56 Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам.
6
6
12
57-68 Инсценирование сказок.
6
6
12
Итого 68 Итого
34
34
68
3 класс (68 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
аудиторных
внеаудиторных
Всего
Раздел «Театр»
8
13
21
1-6 Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.
3
3
6
7 Древнегреческий театр.
1
1
8 Театр «Глобус».
1
1
9 Театр под крышей.
1
1
10 Современный театр.
1
1
11 Театральный билет.
1
1
12 Театр кукол.
1
1
13-15 Музыкальный театр.
3
3
16-17 Цирк.
2
2
18-19 Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.
2
2
20-21 Зритель в зале.
1
1
2
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
6
6
12
22-27 Просмотр спектаклей в театрах города.
6
6
28-33 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
6
6
Основы актёрского мастерства
2
2
4
34-37 Театральный этюд.
2
2
4
Наш театр
17
14
31
38-52 Работа над спектаклем по сказкам.
9
6
15
53-68 Инсценирование сказок.
8
8
16
Итого 68 Итого
33
35
68
4 класс (68 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
аудиторных
внеаудиторных
Всего
Раздел «Театр»
2
2
4
1-2 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
1
1
2
3-4 Театральные жанры.
1
1
2
Основы актёрского мастерства
17
3
20
5 Язык жестов.
1
1
6-9 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
4
4
10-11 Интонация.
2
2
12-13 Темп речи.
2
2
14 Рифма.
1
1
15 Ритм.
1
1
16 Считалка.
1
1
17-18 Скороговорка.
2
2
19-20 Искусство декламации.
1
1
2
21-22 Импровизация.
1
1
2
23-24 Диалог. Монолог.
1
1
2
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
10
10
25-30 Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.
10
10
Наш театр
15
19
34
31-42 Работа над спектаклем по басням.
6
6
12
43-68 Работа над спектаклем по сказкам.
9
13
22
Итого 68 Итого
34
34
68
Приложение 1 Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы играем - мы мечтаем!» (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)
- Картинки из спичек
- Нарисую у тебя на спине…
- Рисунки на заборе
- Цирковая афиша
- Роботы
- Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
- С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.
Вопрос
Ответ
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
Тренинг согласных звуков
- Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.
- Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?
Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БАЦ!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ТОП.
Ж Ж Ж Ж
ТОП - ТОП.
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ШЛЁП!!! ШМЯК.
И СТАЛО ТИХО.
Приложение 3 Скороговорки (из сборника скороговорок, littlehuman.ru/393/)
- Как известно бобры добры,
- Женя с Жанной подружилась.
- У крошки матрешки пропали сережки,
- Топали да топали,
- Грачиха говорит грачу:
Список литературы: 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. 3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Список рекомендованной литературы: 1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000. 2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. - М.: Баласс, 2009. 3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
4. Как развивать речь с помощью скороговорок? skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. - М.: Просвещение, 1981.
6. Сборник детских скороговорок. littlehuman.ru/393/