Конспект урока русского языка на тему Второстепенные члены предложения (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДОПОЛНЕНИЕ.»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- познакомить с понятием «дополнение» и его ролью в предложении - показать, как подчёркивать дополнение при разборе предложения - сформировать умение определять в предложении дополнение, задавая к нему только падежные вопросы - научить отличать в предложении дополнение от обстоятельства по вопросам к ним - совершенствовать знания учащихся о предложении - продолжать развивать умение распознавать главные и второстепенные члены предложения - продолжить формирование грамматической зоркости при письме - способствовать развитию коммуникативных способностей у учащихся.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

  • познавательные УУД , общеучебные универсальные действия

*применение и представление информации
- универсальные логические действия
*подведение под правило
- постановка и решение проблемы
*проблема сходства и различения в предложении функций дополнений и обстоятельств
- личностные УУД
*смыслообразование и самоопределение *контроль процесса и результата деятельности *самоконтроль процесса и результата деятельности
- коммуникативные УУД
*работа в паре



ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимидийный проектор, презентация, карточка- тест.


Этап учебного занятия

Деятельность учителя в ходе учебного занятия

Деятельность ученика

Мотивация. -Прочитайте пословицу (слайд №1) Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка всё только рот разевает.
- Какого человека называют знайкой? - А какого - незнайкой? - Как понимаете смысл данной пословицы? - Я желаю вам сегодня на уроке быть только знайками, быть внимательными, открыть для себя новые знания о членах предложения. - Но вначале давайте повторим то , что мы уже знаем.

- Знайка - это человек, который всё знает

- Незнайка - это человек, который ничего не знает

-Знайка может ответить на любой вопрос, потому что много читает и внимательно слушает учителя, а незнайка не может, так как мало читает и невнимателен на уроках

Актуализация знаний учащихся






Гимнастика для глаз

- Мы очень ждём, когда же у нас в Горячем Ключе наступит настоящая зима со снегом.

Составьте предложение из слов: ( слайд №2)

на, падали, снега, землю, хлопья

- Проверьте, правильно ли вы составили предложение.

На землю падали хлопья снега.

-Дайте характеристику

этому предложению (по цели высказывания и по интонации)

-Назовите главные члены предложения.

-Найдите обстоятельство

- Найдите ещё один второстепенный член предложения. На какой вопрос он отвечает?

- Попробуйте задать к нему и смысловой вопрос?

- Как вы думаете, о каких членах предложения мы узнаем на уроке что - то новое?



Составляют из слов предложение.

Самопроверка

- Это предложение по цели высказывания повествовательное, а по интонации -невосклицательное.

- В предложении говорится о хлопьях, что? хлопья - это подлежащее, хлопья что делали? падали - это сказуемое.

- падали (куда? на что?)на землю - это обстоятельств

Хлопья чего? снега

- Не получается

- О второстепенных

Раз -налево, два - направо,три -наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас!

Определение темы и цели урока




Проблемная ситуация


Первичное восприятие и усвоение нового материала


Откройте учебник на стр. 150.Прочитайте тему урока.

-Какова же цель нашего урока?

Выполните упр. №152


- Можно ли поставить к этим существительным кроме падежных вопросов другие?

- Для чего же нужны в предложении эти второстепенные члены предложения и как они называются?

- Давайте, сравним ваши предположения с плакатом Летучей Мыши на стр. 151

- Вернёмся к упр. №152

Какие второстепенные члены предложения являются здесь дополнением и почему?

Подчеркните их.

Работа по учебнику

стр 150

- Второстепенные члены предложения. Дополнение

- Открывать новые знания о второстепенных членах предложения

-Узнать, что такое дополнение?

Списывают предложение :

Нёс однажды муравей

Две дощечки для дверей.

Подчёркивают подлежащее и сказуемое. Задают вопрос к выделенному цветом слову

нёс когда? однажды - это обстоятельство, Определяют падеж у существительных, являющихся второстепенными членами предложения:

нёс что? дощечки(В.п.)

дощечки для чего? для дверей(Р.п.)

Нет, к этим существительным нельзя поставить смысловые вопросы.

Дети высказывают свои предположения.

Читают плакат Летучей Мыши на стр. 151

- нёс что? дощечки

- дощечки для чего? для дверей- это дополнения, т. к. отвечают только на падежный вопрос и дополняют сведения о других членах предложени

Освоение новых знаний



Проблемная ситуация



Динамическая пауза

Применение новых знаний при выполнении задания в тетради для самостоятельной работы


Закрепление новых знаний


Рефлексия





Итог урока



Списать строчки из стихотворения

упр. № 153

- Сколько здесь предложений?

- Подчеркните во всех предложениях главные члены.

- Определите падежи выделенных слов

-Все ли эти слова являются второстепенными членами предложения?

- Во всех ли случаях к этим словам можно задать только падежные вопросы

- Какие же второстепенные члены в этих предложениях вы назовёте дополнением, а какие - обстоятельством?

Подчеркните их.

Игра в вопросы на внимательность

Выполнить в тетради для самостоятельной работы на стр. 91 № 105

-Докажите, что вы правильно определили второстепенный член предложения

- Выполнить упр. №154 устно

-Назовите основу предложения.

- Определи падеж у существительных?

- Каким членом предложения они являются и почему?

- О каком новом второстепенном члене предложения вы узнали сегодня на уроке?

- Заполните тест, в котором вы укажите, какие новые знания для себя открыли о дополнении



Вставьте в тексте пропущенные слова

(слайд№3)

Дополнение - это… .

Дополнение отвечает…

Подчёркивают дополнение… .

Оценивает работу учащихся. Задаёт задание на дом.

Списывают упр.№153

Подарила мама Кате

Замечательное платье.

Катя к зеркалу подходит.

Катя с платья глаз не сводит.

- В этом стихотворении три предложения.

Подчёркивают во всех предложениях главные члены.

подарила кому? Кате (Д.п.)

подарила что ?платье(В.п.)

подходит к чему? к зеркалу (Д.п.)

глаз не сводит с чего? с платья (Р.п.)

- Да, все эти слова - второстепенные члены предложения.

- Нет, во втором предложении к выделенному слову можно задать и смысловой вопрос:

подходит куда? к чему?

к зеркалу

- Те, которые отвечают только на падежные вопросы - это дополнение

подарила кому? Кате

подарила что? платье

Глаз не сводит с чего?

с платья

- А те которые отвечают ещё и на смысловые вопросы - это обстоятельство

подходит куда? к чему?

к зеркалу

На смысловые вопросы приседают мальчики, а на падежные девочки.

Работа в парах

(взаимопроверка)

Подчёркивают основу в каждом предложении.

Определяют, какими членами предложения являются выделенные слова, подчёркивают их как положено

говорил

- говорил с кем? с Дятлом

-подбодрил кого? Дятла - это дополнения, т.к. отвечают только на падежные вопросы

кто? кот- это подлежащее

кот что делал? умывал- это сказуемое

умывал что? рот ( В.п.)

умывал чем? лапой ( Т.п.)

это дополнения, т.к. отвечают только на падежные вопросы

- Сегодня мы узнали о дополнении.

Работа в парах

- Заполняют тест:

1. Дополнение- это….

А) главный член предложения

Б) часть речи

В) второстепенный член предложения

2. На какие вопросы отвечает дополнение?

А) какой? какая? какое?

Б) на смысловые: где? когда? куда? откуда? как?

В) только на падежные вопросы

3. Как подчёркивается дополнение:

А) ____________

Б) _ _ _ _ _ _ _ _ _

В) _._._._._._._._

Дополнение - это второстепенный член предложения.

Дополнение отвечает только на падежные вопросы.

Подчёркивают дополнение пунктиром.

Записывают д/з : учебник стр.152 №155

© 2010-2022