- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час (Проект) Дымковская игрушка
Классный час (Проект) Дымковская игрушка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ажимулаева Э.М. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проект « Понарошкин мир »
Тема: « Дымковская игрушка ».
Цель: расширить знания детей о народном искусстве, о культурно-
историческом значении художественных ремесел.
Задача: учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках прошлого и современности; развивать чувство композиции, художественный вкус, графические умения в рисовании кистью декоративного мотива.
Народное искусство - одно из важнейших средств эстетического воспитания учащихся. Важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. Знание культурных корней своего народа позволяет по настоящему уважать и ценить общечеловеческие этические и эстетические нормы. Искусство и культура каждого народа самобытны и неповторимы. Из поколения в поколение передаются не просто приемы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки, Там отличные глины и песок. Издавна живут в слободе мастера, которые кроме крынок и горшков, делают себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки. Игрушки лепили и расписывали только женщины и дети. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят её мелом, разведенном на молоке и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе и квасе. Узор строго геометрический, состоящий из клеток, полосок, кругов, крупных пятен. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом. Украшение золотом - сложная и кропотливая работа. Дымковская игрушка всегда была любима в народе.
Этапы работы над проектом.
- Знакомство с темой проекта.
- Работа по сбору материала о дымковской игрушке.
- Обсуждение информационных материалов с учащимися об этом промысле в слободе Дымково.
- Рисование игрушек: «Цирковой козел», « Водоноска», «Индюк», «Павлин».
- Лепка игрушек и роспись.
- Защита проекта - венец исследовательской работы. О выполненной работе надо не просто рассказать, а провести праздничное мероприятие.
Проект спектакля « Дымковская игрушка».
Действующие лица и исполнители:
Ведущие - Морозова Анастасия Рагозина Наталья Волкова Валентина Самофал Татьяна. Рассказчики - Китиашвили Дмитрий Егоров Роман Цадаева Седа Крючкова Арина Хасанова Регина Черниченко Анна Скоморохи - Потапов Дмитрий Красильников Анатолий 1 зазывал - Лупооков Александр 2 зазывал - Волобуев Денис.
На стене - картина зимнего пейзажа ( старинные избы, из труб идет дым.) Звучит спокойная музыка. Выходит ведущая в костюме «Водоноски» и начинает свой рассказ.
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке всё кругом.
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор.
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава.
Заслужив на это право, говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Ведущая показывает игрушку «Индюк»:
Вот индюк нарядный весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост-
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок,
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг. Птица важная - индюк.
Знакомство с игрушкой « Водоноска »:
За студеною водицей Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет, ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри как хороша- эта девица- краса,
Тугая черная коса, щечки алые горят, удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво, Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет песню тихую поёт.
Исполняется русская народная песня « Ой вставала я ранёшенько ».
Ведущая рассказывает о дымковской игрушке.
Дымковская игрушка, русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая её изготовление к весенней ярмарке. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу.
Играет музыка (весенние мотивы), На сцене поднимается макет яркого солнца . Выходят дети в костюмах коробейников, скоморохов, зазывал.
Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки, и на дивную игрушку.
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша.
Просто чудо - водоноска, высока её прическа,
Губы алы, щечки алы.
И кричат всем зазывалы:
1 - зазывала: Налетайте! Налетайте!
2- зазывала: Покупайте! Покупайте!
Покупайте-ка игрушки: Водоноски и зверюшки!
Посмотрите, как живой, есть и конь здесь удалой!
Коробейники: мы ребята удалые, мы ребята озорные!
Всех на ярмарку зовем, мы игрушки продаем!
Ведущая: идет весна, Весна - красна!
Свистят свистульки - утки, свистит петух - проказник,
Не зря весенний праздник!
1 - скоморох: Ой игрушки и народ, становитесь в хоровод!
2 - скоморох: Пора праздник начинать. Будем петь и танцевать!
Играет веселая музыка.
1 - скоморох: Под березки, на лужки
выбегайте, петушки,
зеленые сапожки, красные сережки
У вас очень хороши. Веселитесь от души!
Дети встают в хоровод под музыку.
-
скоморох: Ой, сороки, чудо - птицы, расскажите небылицы,
что вы видели вокруг? К нам скорей слетайтесь в круг.
2 - скоморох: Ой, люли, ой, люли! Кони на лужок пошли.
Кони удалые, гордые лихие.
Коробейники:
Раз, два, три, четыре!
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку, веселей пляши в присядку!
(Исполняется танец с платками.)
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные.
Веселы и ярки! Примите их в подарки!
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям,
Пришло время расставанья.
( Дети хором:)
До свиданья! До свиданья!