Урок игры в шахматы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шахматы 2 класс

Тема: «Шахматные фигуры и их ходы»

Цели: Закрепить знания о шахматных фигурах и их ходах;

развивать наглядно - образное и логическое мышление, внимание, память, воображение;

воспитывать усидчивость, целеустремлённость, самостоятельность в принятии решений.

Оборудование: интерактивная доска, магнитная шахматная доска, шахматные фигуры, индивидуальные шахматные доски.

Ход урока.

  1. . Орг. момент. Ребята, у нас сегодня необычное занятие. К нам пришло много гостей и даже сам шахматный король. Он проверит знания, поможет в решении шахматных задач.

  2. . Разминка. Блиц опрос.

- Сколько игроков принимают участие в шахматной партии? (2 игрока)

- Как называются эти игроки в шахматной лексике? (соперники или противники)

- Как называется расстановка фигур перед началом шахматной партии? (начальное положении или начальная позиция)

- На каких горизонталях располагаются белые и чёрные фигуры в первоначальном положении? (белые - 1,2; чёрные 7,8)

- Каких фигур на доске больше всего? (пешек, их 8+8)

- Каких фигур меньше всего? (ферзей, королей)

- Какие фигуры стоят на углах доски? (ладьи)

- Какая фигура стоит между ладьёй и слоном? (конь)

- Какая фигура стоит между конём и ферзём? (слон)

- Какая фигура стоит между конём и королём? (слон)

- Сколько в начальном положении на доске пешек, ладьей, слонов, коней, ферзей, королей (8+2+2+2+1+1, всего шестнадцать)

- Что такое ход? (это передвижение шахматной фигуры с одного поля шахматной доски на другое)

- Какова основная цель шахматной игры? (Победа. Шахматная партия заканчивается победой той из сторон, которой удалось поставить мат неприятельскому королю)

- Назовите знаменитых шахматистов, которых вы знаете? ( Гарри Каспаров, Михаил Ботвинник, Александр Алёхин, Василий Смыслов, Борис Спасский, Анатолий Карпов)

  1. А сейчас ,ребята, вы выберите билеты и подготовитесь к ответам.

Билеты:

  1. Назови фигуру по описанию.

  2. Назови шахматные поля, где стоит твоя фигура в первоначальном положении.

  3. Расскажи и покажи как ходит твоя фигура.

  4. Шахматные задачи.

Билет №1 (ладья).(2+2)

  1. Отгадай загадку.

Эта фигура напоминает крепостную башню, стоит она по углам шахматной доски

Стою на краю, путь откроют, я пойду

только прямо я хожу, как зовут, не скажу

  1. Назовите шахматные поля, на которых стоят ладьи? (белые ладьи стоят на полях a1,h1, чёрные на a8,h8)

  2. Как передвигается ладья по шахматной доске? ( по горизонталям и вертикалям , с.26-27, рис.1,2)

  3. Может ли ладья, двигаясь по шахматной доске перепрыгивать через фигуры своего цвета? (нет, не может)

  4. Выполнить задание страница 30 рис 1,2, страница 31 рис 2.

Билет №2 (слон)

  1. Эта фигура очень похожа на пешку, будто пешка росла и выросла.(2+2)

  2. Между какими фигурами располагаются слоны (между конём и ферзём, с1,с8, между конём и королём f1,f8)

  3. Как ходит слон? (только по диагонали. Диагональ - любая цепочка полей одинаково цвета касающегося друг друга уголками. За один ход слон может переместиться на любое количество полей диагоналями, свободных от других фигур страница 38 рис 2, страница 39 рис 1)

  4. Какой слон называется белопольным, а какой чёрнопольным ? ( белопольный слон, если слон стоит на белом поле. Он может передвигаться только по белым диагоналям. Чёрнопольный слон, если он стоит на чёрном поле. Он может передвигаться только по чёрным диагоналям)

  5. Шахматная задача - игра (Самая короткая дорожка). Белый слон должен добраться до пункта назначения самым коротким путём, страница 41 рис 4,5, страница 42 рис 2.

  6. Игра задание "двойной удар наносит слон" страница 44 рис 10-12.

  7. Игра взятие: Белая фигура должна побить чёрную незащищенную фигуру. Чёрные фигуры защищаю все свои фигуры кроме одной, которую должны побить. Или белая ладья или белый слон, страница 45 рис 1,3,5.

Билет №3(Ферзь)

  1. Самая приближённая к королю фигура, чуть поменьше короля, вместо пики носит на голове небольшой круглый шарик.( 1+1)

  2. Где стоит ферзь перед началом шахматной партии, т.е. в начальной позиции? (ферзь любит свой цвет, белый ферзь стоит между королём и слоном, на поле d1. Чёрный ферзь стоит на чёрном поле d8)

  3. Куда и как может пойти ферзь? ( ферзь может переместиться на любое количество полей по горизонтали, вертикали или диагонали, свободных от других фигур, страница 48 рис 2,страница 49 рис 1)

  4. Как бьёт ферзь? ( бьёт также как и ходит по горизонтали, вертикали и диагонали страница 51 рис 3,5)

  5. Шахматная задача "Самая короткая дорожка": белый ферзь должен добраться до цели самым коротким путём, для этого необходимо взятие одной или нескольких фигур, страница 52 рис 1,3.

Билет №4 (конь 2+2)

  1. Эта фигура похожа на настоящего животного, по ценности равна 3 пешкам

  2. Где находится конь?( конь находится между ладьей и слоном)

  3. Назовите шахматные поля, которые занимают кони в начальной позиции(b1-g1 белые, b8-g8 чёрные)

  4. Как ходит конь? (Конь прыгает на два поля вперёд(или назад) и тут же ещё на одно поле влево, т.е. в бок. С белого поля конь прыгает на чёрное, а с чёрного на белое. Конь единственная фигура, которая может перескакивать и через свои и через неприятельские фигуры, если поле на которое приготовился пойти конь занятно своей фигурой, то ход невозможен, если это поле занято фигурой противника, её можно побить, страница 56 рис 4)

Наибольшая ударная сила коня становится в тот момент, когда он попадает он в центр. Так для коня d4 нам понадобится 8 чёрных пешек b3,b5,c2,,c6,e2,e6,f3,f5.

  1. "Цепочка". Белый конь должен побить всё чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре, страница 59 рис 1-3.

Билет №5 (король 1+1)

  1. Это самая главная фигура королевства, самая высокая и самая заметная. Носит на своей голове остроконечную нашлёпку (корону) - острую как пика. Без этой фигуры невозможно играть в шахматную партию.

  2. Где стоит король? (Между слоном и ферзём)

  3. На каком поле стоят белые и чёрные короли? ( белый на e1, чёрный на е8)

  4. Как ходит король? (За один ход король может переместиться в любую сторону по диагонали, вертикали, горизонтали, но только на одно поле, страница 69 рис 1,3)

Шахматный король единственная фигура, которую нельзя съесть, но он и сам не имеет право пойти на поле, атакованное чужой фигурой или взять защищённую фигуру. Если на короля напала неприятельская фигура, говорят, что ему объявили шах.

  1. "Цепочка": белый король должен побить всё чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре, страница 72 рис 1,2.

  2. "Самая короткая дорожка": белый король должен добраться до пункта назначения самым коротким путём, страница 73 рис 4,5.

  3. "Защита от шахов": король может уйти с атакованного поля, т.е. уйти из под шаха, переместиться с атакованного поля на другое, свободное и не атакованное, страница 76 рис 1-3

Билет №6 (пешка 8+8)

  1. Это самая многочисленная фигура и самая маленькая.

  2. Сколько пешек в начальном положении у партнёров? (по 8 пешек)

  3. На какой горизонтали располагаются белые и чёрные пешки? (белые на 2, а чёрные на 7)

  4. Как ходят пешки? ( за один ход пешка передвигается только на одно поле вперёд по вертикали, назад вернуться пешка не может. Только один раз в партии пешка может при желании перепрыгнуть вперёд на 2 поля. Но если пешка этим правом не воспользовалась, а пошла первым ходом на одну клетку, то для неё такая возможность пропадает. Дальше она может идти, только короткими шажками, страница 62 рис 1,2)

Если белая пешка доберётся до последней горизонтали или чёрная пешка до 1, то она превратится в любую фигуру своего цвета , кроме короля.

  1. Как бьёт пешка? (всё фигуры, как ходят, так и бьют, а пешки ходят прямо, а бьют наискосок - по диагонали на одно поле и занимают место взятой фигуры, страница 63 рис 1,2)

Взятие на проходе, если пешка из начальной позиции прыгает через клетку, которую держит под боем неприятельская пешка, то неприятельская пешка имеет право, побить эту пешку так, будто эта пешка прыгнула не через клетку, а пошла на одно поле, страница 63 рис …

  1. "Цепочка": белая пешка должна побить все чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре, страница 64 рис 2,3.

  1. Итог. Молодцы, ребята, вы успешно выполнили все задания и показали хорошие знания!







© 2010-2022