Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗРАБОТКА УРОКА

по русскому языку в 1 классе


Тема: Повторение изученного. Правописание сочетаний

«жи-ши, ча-ща, чу-щу».










Учитель начальных классов

Ткаченко Лилия Александровна



2014 год

Тема: Повторение изученного.

Правописание сочетаний

«жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.

Структура урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок - игра.

Задачи:

1. Отрабатывать умение распознавать в словах шипящие звуки (ж, ш, ч, щ) и правильно обозначать сочетания этих звуков с гласными буквами и, а, у.

2. Развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

3. Воспитывать умение общаться и работать в группах.

Цель: создать условия для закрепления у учащихся умения правильно писать орфограмму « жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Планируемые достижения учащихся:

Довести до автоматизма написание слов с сочетаниями « жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Оборудование:

1. « Русский язык - 1 класс», С.В. Иванов, А.О. Евдакимова, М.И. Кузнецова, М.: Вентана - Граф, 2011 г.

2. Разноуровневые индивидуальные карточки со словами.

3. Индивидуальные карточки с домашним заданием.

4. Карточки с сочетаниями «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

5. Карточки со словами (для доски).

6. Мел.

7. Доска.

8. Магнит.

9. Нарисованные чайки.

10. Нарисованный спасательный круг.

11. Нарисованный парусник.

12. Рисунок большого формата (по размеру доски) с изображением моря и

островов.

Перед началом урока детям раздаются карточки со словами, в которых встречаются правила, о которых пойдет речь на уроке.


Ход урока:


  1. Организационный момент:

« Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!»

- Ребята, сегодня на наш урок пришли гости. Они хотят посмотреть, какими взрослыми вы стали за этот год. Ведь теперь мы с вами знаем не только буквы, но и умеем писать. Писать правильно и красиво.

  1. Проверка домашнего задания:

( Накануне было задано упражнение по теме «Заглавная буква в именах собственных»)

- Ребята, сейчас мы с вами проверим, как вы справились с домашним заданием. ( Дети зачитывают по одному предложению из домашнего задания. Объясняют, каким образом написали слова, какие буквы вставили. Аргументируют свои ответы. Доказывают. Формулируют правило о написании заглавной буквы в именах собственных).

  1. Работа в тетрадях:

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с домашним заданием. А сейчас откроем тетради, запишем число, «Классная работа». ( Учащиеся выполняют задание.)

  1. Минутка чистописания:

В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в

- Ребята, какие могут быть ошибки при написании этих букв? (Дети перечисляют возможные ошибки, я фиксирую их на доске. Смотрим. Анализируем. Записываем.)

( На протяжениии всего урока контролируется аккуратность и чистота работы в тетрадях. Ровная посадка детей.)

5. Сообщение темы и целей урока:

Вопросы учителя:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на удивительные, красивые острова (показываю указкой). Посмотрите, какое загадочное море. Называется оно "ПИШИВЕРНО". На море - три острова. На каждом есть и жители. Какие? На каждом из островов живет какое-то правило. (К островам магнитом, обратной стороной к детям, прикреплены карточки с сочетаниями "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".) Вот только я совсем забыла, какое именно правило на каком острове живет. Помогите мне разобраться.

У каждого из вас - карточки со словами. Прочитайте их самостоятельно ( Дети самостоятельно читают слова)

- Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на первом ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "жи-ши").

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?

- Ребята, расскажите это правило.

- Как вы думаете, какое правило живет на первом острове?

- Молодцы! (Переворачиваю карточку на первом острове. На ней - надпись "жи-ши".)

- Теперь прочитают карточки ребята, которые сидят на втором ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "ча-ща"

Предполагаемые ответы детей:



- В одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило.

- Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и.

- На первом острове живет правило: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и.

ща".

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?

- Ребята, расскажите это правило.

- Как вы думаете, какое правило живет на втором острове?

- Молодцы! (Переворачиваю карточку на втором острове. На ней надпись - "ча-ща".)

- Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на третьем ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "чу-щу".)

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?

- Ребята, расскажите это правило.

- Как вы думаете, какое правило живет на третьем острове?

- Молодцы! ( Переворачиваю карточку на третьем острове. На ней надпись - "чу-щу".)

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Молодцы! Верно! Сегодня мы с вами повторим правила написания сочетаний "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".

- В одну группу эти слова объединены потому, что у них общее правило.

- Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а.

- На втором острове живет правило: Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а.

- Эти слова объединены в одну группу потому, что у них общее правило.

- Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

- На третьем острове живет правило: Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

- Тема нашего урока: Правописание сочетаний "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".

6. Упражнения в правописании гласных после шипящих:

( Предварительно подготовлена карточка со словами: "лужи, час, весна, чудо")

- Ребята, посмотрите, в море ПИШИВЕРНО терпит крушение корабль. Чтобы его спасти, нужно выполнить задание.( Демонстрирую карточку со словами: "лужи, час, весна, чудо")

Вопросы учителя:

- Ребята, найдите "лишнее слово".

Предполагаемые ответы учеников:

- Лишнее слово - "весна".

-Почему вы решили, что слово "весна" является "лишним"?

- Докажите!

- Молодцы! Мы спасли корабль и его пассажиров. А теперь запишите слова с изученными правилами в свою тетрадь. (Дети выполняют задание.)

- Потому что во всех других словах есть правила, о которых мы говорим сегодня на уроке, только в слове "весна" такого правила нет.

- В слове "лужи" правило: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. В слове "час" правило: Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. В слове "чудо" правило: Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

7. Пальчиковая физминутка (гимнастика)

- Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

А теперь мы отдохнем

И опять писать начнем.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

А теперь мы отдохнем

И опять писать начнем.

8. Интегрированная работа по карточкам:

Вопросы учителя:

- Ребята, посмотрите, пассажиры того самого корабля, который мы спасли, обронили спасательный круг. А на нем - карточки с заданием. ( Демонстрирую детям.) Если уж этот спасательный круг волной прибило к

Предполагаемые ответы учеников:

нашему берегу, нужно выполнить и задание. (Карточки с заданием прикреплены к спасательному кругу, они подписаны, на каждой карточке подчеркнуто разное количество слов, в зависимости от уровня развития ребенка. В слова нужно вставить буквы.)

( В ходе работы прохожу по классу, просматриваю работы детей. В случае необходимости, делаю замечания, поправки. Подбадриваю детей похвалой. По окончании работы карточки собираю.)

9. Закрепление:

Вопросы учителя:

- Ребята, какие правила мы вспомнили сегодня на уроке?

- Ребята, подумайте, назовите свои слова, в которых встречаются эти правила.

Предполагаемые ответы детей:

- Сегодня на уроке мы вспомнили следующие правила: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

( Дети называют слова, формулируя то правило, которое встречается в данном слове.)

10. Списывание с доски:

( Предварительно на доске написан текст, в некоторых словах которого пропущены буквы.)

" ...астала зима. Леж...т пуш...стый снег. Девочка ...ина вышла в сад." (Настала зима. Лежит пушистый снег. Девочка Зина вышла в сад.)

Вопросы учителя:

- Ребята, посмотрите на доску. ( Читаю детям текст.)

- Какие буквы пропущены в первом

Предполагаемые ответы учеников:

- В первом предложении пропущена

предложении?

- Почему эта буква заглавная?

- Какие буквы пропущены во втором предложении?

- Почему вы так думаете? Докажите!

- Какие буквы пропущены в третьем предложении?

- Почему она заглавная?

- Молодцы! А теперь этот текст перепишите в свою тетрадь ( Дети выполняют задание. Во всей работе, как и всегда, дети подчеркивают знакомые им правила.)

заглавная буква "Н".

- Потому что первое слово в предложении пишем с заглавной буквы.(К доске выходит ребенок, пишет, вставляет нужную букву в слово.)

- В слове "лежит" пропущена гласная и, в слове " пушистый" пропущена гласная и.

- Мы знаем правило: сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. (К доске выходит ребенок, вставляет нужные буквы в слова.)

- В третьем предложении пропущена заглавная буква "З".

- Слово "Зина" - это имя девочки, а имена людей мы пишем с заглавной буквы. (К доске выходит ребенок, вставляет в слово нужную букву.)

11. Физминутка:

( Точечный массаж для пальчиков.)

12. Письмо под диктовку:

( Под диктовку дети записывают слова, находят в них правила. Подчеркивают. Объясняют. Формулируют правило.)

« Щука, жираф, чайка, дача, куча, шишка, ежи, чудак.»

13. Домашнее задание (интегрированное):

( Еще в начале урока к доске магнитом прикреплены чайки с листочками в клювах. На этих листочках - домашнее задание. Оно (задание) дается интегрированно. Карточки подписаны, на каждой «галочкой» отмечены те задания, которые ребенку нужно выполнить дома.)

- Ребята, посмотрите, чайки в своих клювах принесли ваше домашнее задание. ( Раздаю детям карточки. Подробно объясняю задание.)

14. Подведение итогов урока:

Вопросы учителя:

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

- Ребята, а какие правила мы с вами сегодня вспомнили?

- Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Сегодня в дневниках всем нарисуем веселые рожицы.( Веселая рожица у детей соотносится с отметкой "5".)

Предполагаемые ответы учеников:

- Сегодня на уроке мы вспоминали правила.

- Мы сегодня вспомнили следующие правила: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

15. Пролог урока:

- На уроке все трудились,

Ни минутки не ленились!

И запомните, друзья,

Писать без правила нельзя!

Все дети хором: Сочетания «жи-ши» пиши с гласной и. Сочетания «ча-ща"» пиши с гласной а. Сочетания «чу-щу» пиши с гласной у.

(Наглядный материал, который использовался на уроке, прилагается.)


© 2010-2022