Статья: КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


т. м. роговая

учитель начальных классов

МБОУ «Масловопристанская СОШ»


Дар слова - важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К.Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и … блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы» [1,c. 257] Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А.С.Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культуры общения. В речевых свойствах личности отражается целый ряд особенностей ее мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь - это канал развития интеллекта…»[3,c. 86] Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функции речи, письма и чтения. Язык - это основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Язык тесно связан с мышлением, сознанием людей. Все изменения в общественной жизни находят отражение в языке. Богатство и выразительность русского языка отмечают многие писатели и деятели культуры. К хорошей речи предъявляется множество требований. Это требования простоты и ясности, логичности и точности, богатства и разнообразия. Первое требование - содержательность речи. Второе требование к речи - логичность. В речи не должно быть неопределенности, неконкретности рассуждений. Из-за отсутствия логики невозможно проследить за ходом рассуждений, речь становится бессмысленной. Третье требование к речи - точность, ясность и простота. Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Наши мысли отражены в словах. Высказывание Шопенгауэра стало крылатым выражением: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Пятое требование к речи - ёё чистота. Шестое требование к речи - её правильность. Требование правильности речи касается всех сторон языка: произношения, ударения, словообразования, грамматики. Как хотелось бы слышать правильную, выразительную, богатую и образную речь, речь без ошибок и недостатков. Как научиться говорить правильно, общаясь друг с другом? В современной российской школе уделяется большое внимание коммуникативной стороне образования как одного из основных направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Основное направление стандартов нового поколения - компетентностный (системно-деятельностный) подход в обучении. Одной из важнейших компетентностей младших школьников считаю коммуникативную-речевую. Это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Каково же её значение для младшего школьника?

  • От коммуникативно-речевой компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
  • Она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
  • Коммуникативно-речевая компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия его будущей жизни.
Наиболее эффективные формы развития коммуникативно-речевых умений и навыков я использую в своей практической деятельности.
Работу по формированию коммуникативной компетенции провожу систематически на всех уроках. Использую разные формы работы: коллективные, индивидуальную, фронтальную, работу в парах, работа в группах. Изучаем правила общения:

Правила работы в группе.

Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы защищает согласованное

решение перед классом. Главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Все предметы школьного курса обучения имеют все предпосылки для развития коммуникативно-речевых действий учащихся. На уроках литературного чтения использую такие задания, как: подготовь рассказ, опиши устно, подготовь пересказ и т. д. Развитие устной речи школьников достигается путём составления различных диалогов, это работа со скороговорками и чистоговорками, инсценирование. На уроках математики постоянно использую работу в парах и группах, где дети учатся договариваться и распределять роли в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.
Индивидуальная и коллективная проектная деятельность, последующая её защита стимулируют учащихся на взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. При обобщении какого-либо материала по всем предметам использую тесты или выборочный ответ, что позволяет быстро и точно осуществить письменную коммуникацию. Такой прием вызывает у ученика чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся. Внимание учащихся привлекаю к таблице - схеме, и они, имея перед собой опору на таблицы - схемы, будут стараться вспомнить изученное на уроке.

При таком подходе к уроку в работе участвуют дети с разным уровнем знаний, чувствуют себя непринужденно, а поэтому уверенно и с удовольствием отвечают.

В развитии коммуникативно-речевых компетенций большую помощь оказывают сигналы - «светофоры». Ученик свою оценку дает не только, показывая знак, но и словесно аргументирует её. Эффективно применяется для самооценки и взаимооценки. В заключение хочу сказать, что формирование коммуникативно-речевых компетенций младших школьников обеспечат высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи. Обучающиеся научатся свободно передавать информацию, поддерживать беседу, устанавливать контакт и стремиться постоянно совершенствовать свою речь.

Литература.

  1. Паустовский К. Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. Т. 8. М., 1984. С. 257 - 258.
  2. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980 г.

  3. Н.И. Жинкин «Язык - речь - творчество» - М., Просвещение, 1998 г.


© 2010-2022