- Преподавателю
- Начальные классы
- Проблемы адаптации первоклассников в условиях новых образовательных стандартов
Проблемы адаптации первоклассников в условиях новых образовательных стандартов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Агапова Г.К. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Проблемы адаптации первоклассников в условиях
новых образовательных стандартов»
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 2» г. Поворино
Агапова Галина Константиновна С сентября 2011 - 2012 учебного года все школы России работают по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные - учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта». Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. Каковы же задачи адаптационного периода? - вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - нешкольник); - ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии; - научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости); - подготовить родителей к новой роли - родителя школьника. Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, а так же низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению. Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он сможет быстро приобщиться к группе сверстников. В формировании дружеских взаимоотношений немаловажную роль играет учитель. Он выступает как авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Социально-психологическая адаптация - это процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически, включающего и воздействие среды на человека и человека на среду. Для того чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.
Адаптируется не только ребенок к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и педагог адаптируется к новым для него воспитанникам. Выделяют несколько уровней адаптации:
- Высокий уровень адаптации.
- Низкий уровень адаптации.