Урок русского языка. Собственные и нарицательные имена существительные

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеТема: Имена собственные и нарицательные. 3 класс УМК « Школа России» Результаты деятельности: Личностные (ЛР):
ЛУУД:
  1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
  2. Способность к оценке своей учебной деятельности.


Метапредметные (МПР):
РУУД: 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. 3. Оценивать правильность выполнения действий.
ПУУД: 1. Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям. 2. Устанавливать причинно-следственные связи. 3. Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. 4. Строить сообщение в устной форме.
КУУД:
  1. Формулировать собственное мнение и позиции.
  2. Допускать возможность существования различных точек зрения.
  3. Задавать вопросы.
  4. Контролировать действия партнера.

Предметные (ЛР): Употреблять кавычки в письменной речи собственных и нарицательных имен существительных, . Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Цель: Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению понятия - употребление кавычек при написании имен собственных и нарицательных, и отработке умения правильно писать собственные имена существительные.

Средства: ИТК, таблицы, схемы, алгоритмы
Формы работы: самостоятельная работа, групповая работа, работа в парах
Методы обучения:

  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • словесно-логический;



Тип урока: формирование умений и навыков

Этап урока/

учебная ситуация

Оценка

результатов этапа

Цель этапа

Достижение планируемых результатов:

действия педагога

действия обучающихся

Самоопределение деятельности,

орг. момент








Актуализация знаний, мотивация





















































































































































































Постановка учебной задачи



































Первичное закрепление (применение алгоритма на практике)












Самостоятельная работа с самопроверкой в классе


















Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.

































































Итог занятий, рефлексия деятельности







Домашнее задание

Формальная готовность к уроку: самоконтроль, самооценка.

Смайлик за самооценку готовности к уроку и оценку своему настроению.

Урок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительные

Смайлик за умение находить лишние слова и объяснять свое мнение.

Урок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительные


Вывод по алгоритму выполняют все группы.



Оценка деятельности групп от 1-5 балл (слайд № 3- 5)

Группы меняются своими работами (на листках указаны № групп)

Зачитывает задание одна из групп, другие группы корректируют деятельность по необходимости.







Презентация № 1





















Оценка презентации №1








Смайлик за фрон-тальную работу
Урок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительные
Смайлик за умение назвать тему урока, поставить цель урока. Урок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительные
















Оценка презентации № 2.













































Оценка презентации № 3.











Смайлик за умение пользоваться алгоритмом для постановки задач урока Урок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительныеУрок русского языка.Собственные и нарицательные имена существительные



















































Самопроверка слайд № 24
Самооценка


























(Координаторы групп контролируют процесс выполнения работы)





Оценка деятельности

групп ,по слайду № 2











Самопроверка





Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Фронтальная работа

РУУД

Оценивать правильность выполнения действий.

ПУУД Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.

КУУД

Формулировать собственное мнение и позиции.

П(ЛР)

Научиться находить лишние слова и объяснять свое мнение.

Работа в группах

РУУД

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

ПУУД 1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.

2.Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

КУУД

1. Формулировать собственное мнение и позиции.

2. Допускать возможность существования различных точек зрения.

3. Задавать вопросы.

4. Контролировать действия партнера. П(ЛР)

Вспомнить, что знаем об имени существительном.






Фронтальная работа

РУУД

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

3. Оценивать правильность выполнения действий.

ПУУД 1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.

2.Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

КУУД

1. Формулировать собственное мнение и позиции.

2. Допускать возмож-ность существования различных точек зрения. П(ЛР)

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

ЛУУД:

1.Учебно-познавательный

интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2.Способность к оценке своей учебной деятельности.

РУУД:

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

3.Оценивать правильность выполнения действий.

ПУУД:

1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.

2.Устанавливать причинно-следственные связи.

3.Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

4.Строить сообщение в устной форме.

КУУД:

1.Формулировать собственное мнение и позиции.

2.Допускать возможность существования различных точек зрения.

3.Задавать вопросы.

4.Контролировать действия партнера.

ЛР:

1. Употреблять кавычки в письменной речи собственных имен существительных.

2.Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.



Работа в парах.

ЛР:

1. Употреблять кавычки в письменной речи собственных имен существительных.

2.Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

РУУД:

Оценивать правильность выполнения действий.

КУУД:

Контролировать действия партнера.
Работа в группе

РУУД:

Принимать и сохранять учебную задачу.

ПУУД:

1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.

2.Строить сообщение в устной форме.

КУУД:

Контролировать действия партнера.



Самостоятельная работа ЛУУД: 1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. 2.Способность к оценке своей учебной деятельности. РУУД: 1.Принимать и сохранять задачу. 2.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. 3.Оценивать правильность выполнения действий. ПУУД: 1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям. 2.Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. КУУД: 1.Формулировать собственное мнение и позиции. 2.Допускать возможность существования различных точек зрения. П(ЛР) Употреблять кавычки и заглавную букву в письменной речи собственных имен существительных. Работа в группах. ЛУУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. РУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. ПУУД: Осуществлять подведе-ние под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. КУУД: 1.Формулировать собственное мнение. 2.Контролировать действия партнера. (ЛР): Употреблять кавычки в письменной речи собст-венных имен существ. Самостоятнльная работа




































Здравствуйте, ребята!

Сейчас наша задача, проверить готовность к уроку, и определить, ваше сегодняшнее настроение, используя смайлики.

Зима, январь, Петрова, мороз, вьюга, заяц, Максим, собака, снег, Павловна, ребята, синички, пушистые, медведь, Денис.

(Слайд 1)

- Найдите лишнее слово.

Поясните, почему так думаете?

- Определите, к каким частям речи относятся данные слова?

- Как вы считаете, на сколько групп можно распределить имена сущ.?

- Вспомним, что знаем об имени существительном, для этого воспользуемся, алгоритмом № 1 и набором слов.

Алгоритм 1.

1.Имя существительное - это служебная или самостоятельная часть речи?

2.Можно ли к самостоятельным частям речи поставить вопрос?

3. Имя существительное обозначает предмет, признак предмета или действие предмета.

4. Назовите вопросы имен существительных : кто? что? или какой? какая? какое? какие? что делать? что сделать?

5. Назовите вопрос одушевленных и неодушевленных имен сущ..

6.С какой буквы пишутся имена собственные и нарицательные?

( Слайд 3-5)

Обратите внимание на презентацию № 1и выделенные в данном тексте собственные географические наименования, назовите их Презентация № 1

Поселок Черлак находится в 150 км к юго-востоку от города Омска и 48 км к северо-западу от государствен ной границы с Республикой Казахстан и на границе

Барабинской низменности, которая является частью Западно-Сибирской равнины. Большая часть поселка расположена на правом берегу реки Иртыш. Ближайшая железнодорожная станция расположена в 42 км к юго-востоку от посёлка. Реликтовое озеро под назва-нием Ульжай, находится на северо-западной стороне Курумбельской степи, Черлакского района Омской области, и в 20-ти километрах от посёлка Черлак, через посёлок проходит федеральная трасса Омск - Павлодар. (Слайд 6)

Плакаты с наборами слов, появляются, после того, как дети назовут слова из текста, расположенные на экране.

- Скажите, как назвать существительные, выделенные другим цветом?

- Давайте дополним этот список именами собственными существительными.

Итак, что именно добавим к этому списку?

- Существительные, какого столбика относятся к именам нарицательным?

-Существительные, какого столбика относятся к имена собственным?

- Как принято писать имена существительные собственные и нарицательные?

Назовите тему нашего урока и

личностную цель.

(Слайд № 10)

Сейчас мы просмотрим презента-цию 2 группы, оценим работу.

(Слайд № 11-14)

-А сейчас давайте вспомним, какие знаки препинания мы знаем?

- Какой знак препинания вы увидели при просмотре презентации?

Ответить на этот вопрос нам поможет 3 группа.

История возникновения кавычек.

Что такое кавычки?

Виды кавычек.

Применение их в русском языке.

Используя схему к алгоритму № 2 и вышеизложенные факты, назовите задачи урока.

Научиться использовать……….

Выработать умение…..

Формулировать…..

Уметь ……

Оценивать…… (Слайд № 18-19)

Запишите число, классная работа

Сейчас выполним задания в парах.

Соедини стрелками название литературного произведения с автором.

Стихотворение «Береза»

Басня «Стрекоза и муравей»

Рассказ «Акула»

Сказка «Аленький цветочек"

Используя, алгоритм и слайд сделаем вывод. Алгоритм № 3. 1.Скажите, пишутся ли названия художественных произведений с большой буквы?

2.Заключаются ли в кавычки названия художественных произведений?

3.Сокращаются ли имя и отчество автора до одной (начальной) буквы?

4.Называются ли первые буквы имени инициалами?

- Чтобы выполнить упр.25,нужно рассмотреть рисунки к упр. 24 и образец ,данный к первому рис.

Письменно ответьте на один вопрос. К какому произведению дан каждый рисунок?

Образец. Первый рисунок дан к стихотворению С. А. Есенина «Берёза».





Прочтите вывод, данный в учебнике, сравните с выводом по алгоритму. (Слайд № 23)

- Вернемся к слайдам группы 2 .

Вспомните и запишите имена собственные с использованием кавычек либо инициалы художника и название картины, либо наименование одного из предприятий.















Сейчас выполним задание упр.26 - Прочитайте. - Какие ещё названия звёзд и созвездий вы знаете? - Выпишите имена собственные. - Подчеркните в них заглавную букву.
Вселенная... Какое красивое и величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной множество звёзд. Самая близкая - Солнце. Самая яркая на зимнем небе - Сириус. Её название обозначает «блестящий», « сверкающий ». Украшает небо зимой созвездие Орион. Его название - это имя охотника из древнегреческих мифов. (А. Плешаков) - Итак, ребята, смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему и задачи, которые перед нами стояли, для этого вспомним:

1. Пишутся ли названия художественных произведений с большой буквы?

2.Заключаются ли в кавычки названия художественных произведений?

3.Сокращаются ли имя и отчество автора до одной (начальной) буквы?

4.Называются ли первые буквы имени инициалами?


-Научиться использовать новый знак препинания.
-Выработать умение писать правильно собственные имена существительные.
-Формулировать собственное мнение
-Уметь работать в паре, в группе, самостоятельно.
Оценивать свою работу и работу товарища.

27. Посмотрите вечером на звёздное небо.

- Расскажите, каким вы его увидели. Какие звёзды или созвездия узнали? Что представили, когда смотрели на них? О чём захотелось помечтать?.-

-Составьте текст на тему «Звёздное небо». Подготовьтесь его рассказать.







Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте самостоятельность подготовки, настроя на работу.

Ответы детей

Все слова отвечают на вопрос кто? что?, лишнее слово отвечает на вопрос - какие?

Имена существительные, имя прилагательное.

Имена существительные можно распределить на 3 группы. (Слайд № 2)

Вывод по алгоритму

Имя существительное -это самостоятельная часть речи.

К самостоятельным частям речи можно поставить вопрос.

Обозначает предмет.

Отвечает на вопросы кто? или что? Вопрос кто? относится к одушевленным именам сущ., вопрос - что? относится к неодушевленным именам сущ..

Имена собственные пишутся

с большой буквы, имена нарицательные пишутся

с маленькой буквы.



В справочнике Розенталя, главе 3,сказано, что с прописной буквы пишутся собственные географические наименования.

поселок Черлак

город Омск

Республика

Казахстан

река Иртыш

озеро Ульжай

город Павлодар

равнина - Западно-Сибирская

степь Курумбельская

район Черлакский

область Омская

Собственные географические наименования.

Имена, фамилии, отчества,

клички животных.

Свои примеры

(Слайд 7,8,9)

- Существительные левого столбика обозначают названия предметов, каких много и относятся к именам нарицательным.

- Существительные правого столбика обозначают названия единичных предметов и относится к именам собственным.

- Все имена собственные при-нято писать с заглавной бук-вы, нарицательные -со строчной.

- Собственные и нарицательные имена существительные.

- Писать имена собственные с большой буквы.

Журнал «Мурзилка »

Журнал «Веселые картинки»

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Детский сад « Сказка»

ПО « Полет»

Группа предприятий « Омский бекон»

Финансовая компания « Капитал»

Транспортная компания « Точно в срок»

перечисляют




1.Первые кавычки упоминаются славянским ученым Константином Философом в XV веке, в главе 17 трактата «О письменах». Они выглядели фактически так же, как и современные ёлочки. Славянские кавычки имеют своё происхождение из практики написания греческих рукописей того времени.

2.Кавы́чки - парный знак препинания, который употребляется для выделения названий предприятий, литературных произведений, газет, журналов и в других случаях.


3.По своему рисунку различают следующие виды кавычек: Французские кавычки -

«ёлочки»

Немецкие кавычки -

"лапки" Английские двойные кавычки

- "английские двойные"

Английские одиночные кавычки-

'английские одиночные'

Шведские обратные кавычки-

»шведские«

4. В русском языке в печатных текстах традиционно применяются французские «ёлочки», при письме от руки - немецкие "лапки".

(Слайд № 16-17)

Вывод по алгоритму 2.

Научиться использовать новый знак препинания.

Выработать умение писать правильно собственные

имена существительные.

Формулировать собственное мнение

Уметь работать в паре, в группе, самостоятельно.

Оценивать свою работу и работу товарища.

(Задания на партах)

С.Т. Аксаков

А.Н. Толстой


С.А. Есенин

И.А. Крылов

(Слайд для проверки № 20)

Вывод по алгоритму № 3 1.Названия художественных произведений пишутся с большой буквы.

2.Названия художественных произведений заключаются в кавычки.

3.Имя и отчество автора сокращаются до одной(начальной) буквы.

4.Первые буквы имени называются инициалами?

(Слайд № 21-23)


Второй рисунок дан к

басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Третий рисунок дан к сказке С.Т. Аксакова « Аленький цветочек»

Четвертый рисунок дан к рассказу А.Н. Толстого « Прыжок». (Слайд № 24) Названия художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки:

рассказ А. П. Чехова «Каштанка»


  • Оба вывода похожи между собой.

Журнал «Мурзилка »

Журнал «Веселые картинки»

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Детский сад « Сказка»

ПО « Полет»

Группа предприятий « Омский бекон»

Финансовая компания « Капитал»

Транспортная компания « Точно в срок»

(Слайд № 25)








Марс, Юпитер, Кассиопея, Большая Медведица, Змея, Андромеда и др.


Земля, Вселенная, Солнце, Сириус, Орион.

(Слайд № 26)




© 2010-2022