- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка. Собственные и нарицательные имена существительные
Урок русского языка. Собственные и нарицательные имена существительные
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дядич В.Г. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ЛУУД:
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
- Способность к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные (МПР):
РУУД: 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. 3. Оценивать правильность выполнения действий.
ПУУД: 1. Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям. 2. Устанавливать причинно-следственные связи. 3. Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. 4. Строить сообщение в устной форме.
КУУД:
- Формулировать собственное мнение и позиции.
- Допускать возможность существования различных точек зрения.
- Задавать вопросы.
- Контролировать действия партнера.
Предметные (ЛР): Употреблять кавычки в письменной речи собственных и нарицательных имен существительных, . Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
Цель: Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению понятия - употребление кавычек при написании имен собственных и нарицательных, и отработке умения правильно писать собственные имена существительные.
Средства: ИТК, таблицы, схемы, алгоритмы
Формы работы: самостоятельная работа, групповая работа, работа в парах
Методы обучения:
- проблемный;
- частично-поисковый;
- словесно-логический;
Тип урока: формирование умений и навыков
Этап урока/
учебная ситуация
Оценка
результатов этапа
Цель этапа
Достижение планируемых результатов:
действия педагога
действия обучающихся
Самоопределение деятельности,
орг. момент
Актуализация знаний, мотивация
Постановка учебной задачи
Первичное закрепление (применение алгоритма на практике)
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.
Итог занятий, рефлексия деятельности
Домашнее задание
Формальная готовность к уроку: самоконтроль, самооценка.
Смайлик за самооценку готовности к уроку и оценку своему настроению.
Смайлик за умение находить лишние слова и объяснять свое мнение.
Вывод по алгоритму выполняют все группы.
Оценка деятельности групп от 1-5 балл (слайд № 3- 5)
Группы меняются своими работами (на листках указаны № групп)
Зачитывает задание одна из групп, другие группы корректируют деятельность по необходимости.
Презентация № 1
Оценка презентации №1
Смайлик за фрон-тальную работу
Смайлик за умение назвать тему урока, поставить цель урока.
Оценка презентации № 2.
Оценка презентации № 3.
Смайлик за умение пользоваться алгоритмом для постановки задач урока
Самопроверка слайд № 24
Самооценка
(Координаторы групп контролируют процесс выполнения работы)
Оценка деятельности
групп ,по слайду № 2
Самопроверка
Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.
Фронтальная работа
РУУД
Оценивать правильность выполнения действий.
ПУУД Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.
КУУД
Формулировать собственное мнение и позиции.
П(ЛР)
Научиться находить лишние слова и объяснять свое мнение.
Работа в группах
РУУД
1.Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
ПУУД 1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.
2.Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
КУУД
1. Формулировать собственное мнение и позиции.
2. Допускать возможность существования различных точек зрения.
3. Задавать вопросы.
4. Контролировать действия партнера. П(ЛР)
Вспомнить, что знаем об имени существительном.
Фронтальная работа
РУУД
1.Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
3. Оценивать правильность выполнения действий.
ПУУД 1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.
2.Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
КУУД
1. Формулировать собственное мнение и позиции.
2. Допускать возмож-ность существования различных точек зрения. П(ЛР)
Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
ЛУУД:
1.Учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
2.Способность к оценке своей учебной деятельности.
РУУД:
1.Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
3.Оценивать правильность выполнения действий.
ПУУД:
1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.
2.Устанавливать причинно-следственные связи.
3.Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
4.Строить сообщение в устной форме.
КУУД:
1.Формулировать собственное мнение и позиции.
2.Допускать возможность существования различных точек зрения.
3.Задавать вопросы.
4.Контролировать действия партнера.
ЛР:
1. Употреблять кавычки в письменной речи собственных имен существительных.
2.Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
Работа в парах.
ЛР:
1. Употреблять кавычки в письменной речи собственных имен существительных.
2.Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
РУУД:
Оценивать правильность выполнения действий.
КУУД:
Контролировать действия партнера.
Работа в группе
РУУД:
Принимать и сохранять учебную задачу.
ПУУД:
1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям.
2.Строить сообщение в устной форме.
КУУД:
Контролировать действия партнера.
Самостоятельная работа ЛУУД: 1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. 2.Способность к оценке своей учебной деятельности. РУУД: 1.Принимать и сохранять задачу. 2.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. 3.Оценивать правильность выполнения действий. ПУУД: 1.Проводить сравнение, обобщение по заданным критериям. 2.Осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. КУУД: 1.Формулировать собственное мнение и позиции. 2.Допускать возможность существования различных точек зрения. П(ЛР) Употреблять кавычки и заглавную букву в письменной речи собственных имен существительных. Работа в группах. ЛУУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. РУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. ПУУД: Осуществлять подведе-ние под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. КУУД: 1.Формулировать собственное мнение. 2.Контролировать действия партнера. (ЛР): Употреблять кавычки в письменной речи собст-венных имен существ. Самостоятнльная работа
Здравствуйте, ребята!
Сейчас наша задача, проверить готовность к уроку, и определить, ваше сегодняшнее настроение, используя смайлики.
Зима, январь, Петрова, мороз, вьюга, заяц, Максим, собака, снег, Павловна, ребята, синички, пушистые, медведь, Денис.
(Слайд 1)
- Найдите лишнее слово.
Поясните, почему так думаете?
- Определите, к каким частям речи относятся данные слова?
- Как вы считаете, на сколько групп можно распределить имена сущ.?
- Вспомним, что знаем об имени существительном, для этого воспользуемся, алгоритмом № 1 и набором слов.
Алгоритм 1.
1.Имя существительное - это служебная или самостоятельная часть речи?
2.Можно ли к самостоятельным частям речи поставить вопрос?
3. Имя существительное обозначает предмет, признак предмета или действие предмета.
4. Назовите вопросы имен существительных : кто? что? или какой? какая? какое? какие? что делать? что сделать?
5. Назовите вопрос одушевленных и неодушевленных имен сущ..
6.С какой буквы пишутся имена собственные и нарицательные?
( Слайд 3-5)
Обратите внимание на презентацию № 1и выделенные в данном тексте собственные географические наименования, назовите их Презентация № 1
Поселок Черлак находится в 150 км к юго-востоку от города Омска и 48 км к северо-западу от государствен ной границы с Республикой Казахстан и на границе
Барабинской низменности, которая является частью Западно-Сибирской равнины. Большая часть поселка расположена на правом берегу реки Иртыш. Ближайшая железнодорожная станция расположена в 42 км к юго-востоку от посёлка. Реликтовое озеро под назва-нием Ульжай, находится на северо-западной стороне Курумбельской степи, Черлакского района Омской области, и в 20-ти километрах от посёлка Черлак, через посёлок проходит федеральная трасса Омск - Павлодар. (Слайд 6)
Плакаты с наборами слов, появляются, после того, как дети назовут слова из текста, расположенные на экране.
- Скажите, как назвать существительные, выделенные другим цветом?
- Давайте дополним этот список именами собственными существительными.
Итак, что именно добавим к этому списку?
- Существительные, какого столбика относятся к именам нарицательным?
-Существительные, какого столбика относятся к имена собственным?
- Как принято писать имена существительные собственные и нарицательные?
Назовите тему нашего урока и
личностную цель.
(Слайд № 10)
Сейчас мы просмотрим презента-цию 2 группы, оценим работу.
(Слайд № 11-14)
-А сейчас давайте вспомним, какие знаки препинания мы знаем?
- Какой знак препинания вы увидели при просмотре презентации?
Ответить на этот вопрос нам поможет 3 группа.
История возникновения кавычек.
Что такое кавычки?
Виды кавычек.
Применение их в русском языке.
Используя схему к алгоритму № 2 и вышеизложенные факты, назовите задачи урока.
Научиться использовать……….
Выработать умение…..
Формулировать…..
Уметь ……
Оценивать…… (Слайд № 18-19)
Запишите число, классная работа
Сейчас выполним задания в парах.
Соедини стрелками название литературного произведения с автором.
Стихотворение «Береза»
Басня «Стрекоза и муравей»
Рассказ «Акула»
Сказка «Аленький цветочек"
Используя, алгоритм и слайд сделаем вывод. Алгоритм № 3. 1.Скажите, пишутся ли названия художественных произведений с большой буквы?
2.Заключаются ли в кавычки названия художественных произведений?
3.Сокращаются ли имя и отчество автора до одной (начальной) буквы?
4.Называются ли первые буквы имени инициалами?
- Чтобы выполнить упр.25,нужно рассмотреть рисунки к упр. 24 и образец ,данный к первому рис.
Письменно ответьте на один вопрос. К какому произведению дан каждый рисунок?
Образец. Первый рисунок дан к стихотворению С. А. Есенина «Берёза».
Прочтите вывод, данный в учебнике, сравните с выводом по алгоритму. (Слайд № 23)
- Вернемся к слайдам группы 2 .
Вспомните и запишите имена собственные с использованием кавычек либо инициалы художника и название картины, либо наименование одного из предприятий.
Сейчас выполним задание упр.26 - Прочитайте. - Какие ещё названия звёзд и созвездий вы знаете? - Выпишите имена собственные. - Подчеркните в них заглавную букву.
Вселенная... Какое красивое и величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной множество звёзд. Самая близкая - Солнце. Самая яркая на зимнем небе - Сириус. Её название обозначает «блестящий», « сверкающий ». Украшает небо зимой созвездие Орион. Его название - это имя охотника из древнегреческих мифов. (А. Плешаков) - Итак, ребята, смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему и задачи, которые перед нами стояли, для этого вспомним:
1. Пишутся ли названия художественных произведений с большой буквы?
2.Заключаются ли в кавычки названия художественных произведений?
3.Сокращаются ли имя и отчество автора до одной (начальной) буквы?
4.Называются ли первые буквы имени инициалами?
-Научиться использовать новый знак препинания.
-Выработать умение писать правильно собственные имена существительные.
-Формулировать собственное мнение
-Уметь работать в паре, в группе, самостоятельно.
Оценивать свою работу и работу товарища.
27. Посмотрите вечером на звёздное небо.
- Расскажите, каким вы его увидели. Какие звёзды или созвездия узнали? Что представили, когда смотрели на них? О чём захотелось помечтать?.-
-Составьте текст на тему «Звёздное небо». Подготовьтесь его рассказать.Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте самостоятельность подготовки, настроя на работу.
Ответы детей
Все слова отвечают на вопрос кто? что?, лишнее слово отвечает на вопрос - какие?
Имена существительные, имя прилагательное.
Имена существительные можно распределить на 3 группы. (Слайд № 2)
Вывод по алгоритму
Имя существительное -это самостоятельная часть речи.
К самостоятельным частям речи можно поставить вопрос.
Обозначает предмет.
Отвечает на вопросы кто? или что? Вопрос кто? относится к одушевленным именам сущ., вопрос - что? относится к неодушевленным именам сущ..
Имена собственные пишутся
с большой буквы, имена нарицательные пишутся
с маленькой буквы.
В справочнике Розенталя, главе 3,сказано, что с прописной буквы пишутся собственные географические наименования.
поселок Черлак
город Омск
Республика
Казахстан
река Иртыш
озеро Ульжай
город Павлодар
равнина - Западно-Сибирская
степь Курумбельская
район Черлакский
область Омская
Собственные географические наименования.
Имена, фамилии, отчества,
клички животных.
Свои примеры
(Слайд 7,8,9)
- Существительные левого столбика обозначают названия предметов, каких много и относятся к именам нарицательным.
- Существительные правого столбика обозначают названия единичных предметов и относится к именам собственным.
- Все имена собственные при-нято писать с заглавной бук-вы, нарицательные -со строчной.
- Собственные и нарицательные имена существительные.
- Писать имена собственные с большой буквы.
Журнал «Мурзилка »
Журнал «Веселые картинки»
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»
И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Детский сад « Сказка»
ПО « Полет»
Группа предприятий « Омский бекон»
Финансовая компания « Капитал»
Транспортная компания « Точно в срок»
перечисляют
1.Первые кавычки упоминаются славянским ученым Константином Философом в XV веке, в главе 17 трактата «О письменах». Они выглядели фактически так же, как и современные ёлочки. Славянские кавычки имеют своё происхождение из практики написания греческих рукописей того времени.
2.Кавы́чки - парный знак препинания, который употребляется для выделения названий предприятий, литературных произведений, газет, журналов и в других случаях.
3.По своему рисунку различают следующие виды кавычек: Французские кавычки -
«ёлочки»
Немецкие кавычки -
"лапки" Английские двойные кавычки
- "английские двойные"
Английские одиночные кавычки-
'английские одиночные'
Шведские обратные кавычки-
»шведские«
4. В русском языке в печатных текстах традиционно применяются французские «ёлочки», при письме от руки - немецкие "лапки".
(Слайд № 16-17)
Вывод по алгоритму 2.
Научиться использовать новый знак препинания.
Выработать умение писать правильно собственные
имена существительные.
Формулировать собственное мнение
Уметь работать в паре, в группе, самостоятельно.
Оценивать свою работу и работу товарища.
(Задания на партах)
С.Т. Аксаков
А.Н. Толстой
С.А. Есенин
И.А. Крылов
(Слайд для проверки № 20)
Вывод по алгоритму № 3 1.Названия художественных произведений пишутся с большой буквы.
2.Названия художественных произведений заключаются в кавычки.
3.Имя и отчество автора сокращаются до одной(начальной) буквы.
4.Первые буквы имени называются инициалами?
(Слайд № 21-23)
Второй рисунок дан к
басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Третий рисунок дан к сказке С.Т. Аксакова « Аленький цветочек»
Четвертый рисунок дан к рассказу А.Н. Толстого « Прыжок». (Слайд № 24) Названия художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки:
рассказ А. П. Чехова «Каштанка»
-
Оба вывода похожи между собой.
Журнал «Мурзилка »
Журнал «Веселые картинки»
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»
И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Детский сад « Сказка»
ПО « Полет»
Группа предприятий « Омский бекон»
Финансовая компания « Капитал»
Транспортная компания « Точно в срок»
(Слайд № 25)
Марс, Юпитер, Кассиопея, Большая Медведица, Змея, Андромеда и др.
Земля, Вселенная, Солнце, Сириус, Орион.
(Слайд № 26)