- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Наш Северный край ( 1-2 класс)
Рабочая программа Наш Северный край ( 1-2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фёдорова С.В. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование «Булунский улус (район)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Арктическая гимназия»
Рассмотрено и согласовано Утверждаю:
методическим объединением Директор
Протокол № Шагланова Н. С.
от «»________ 2014 г. от «» _________ 2014 г.
Принято на методическом
( педагогическом ) совете
Протокол №
от «» ________ 2014 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление Арктическое регионоведение
Наименование программы Наш северный край
Ф.И.О. педагога-разработчика программы:
Федорова С.В.,
учитель начальных классов
Тикси 2014
Программа «Наш северный край»
Пояснительная записка Программа предназначена для изучения младшими школьниками основ краеве-дения Республики Саха (Якутии). Богатейший материал о крае позволит расширить знания обучающихся о родных местах, привить им уважение к истории и культуре родного края. Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание и пронизывают все основные виды социальной практики. В программе предлагается вариант изучения родного края, основанный на принципах: интеграции, экологизации, демократии и гуманизма. Содержание материала интегрирует в себе информацию из области таких предметов как: история, биология, география, экология, культурология. Таким образом, это позволяет осуществить комплексный подход в изучении родного края, сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания. Цель программы: расширить и обогатить знания школьников о родном крае, привить любовь и уважение к истории и культуре народов Севера. Задачи: 1) параллельное изучение русской культуры и культуры народов Севера; 2) овладение навыками поисковой и исследовательской работы; 3) знакомство с жизнью земляков-героев и творчеством якутских писателей; 4) воспитание самостоятельности, стремления стать полезным для общества человеком. Данная программа рассчитана на работу с учащимися 1 - 2 классов начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю). В зависимости от содержания материала, целевых установок, форма и виды деятельности работы могут быть: лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы); экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов); научно-исследовательской (мини-исследования по определённой теме, работа с информацией, подготовка докладов и т. д.); литературно-творческой (дневники, сочинения на темы экскурсий); оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному крае- ведению, оформление выставок, подготовка экспонатов в школьный музей); организационно-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников на краеведческие темы, организация экскурсий по школьному музею, встречи с представителями коренного населения, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов); подготовка фотовыставок; создание презентаций. Успех работы во многом будет зависеть от умелого сочетания форм и видов деятельности. Составляя план работы, педагог и школьники должны представлять конечную цель, практический итог работы за год. Таким итогом может быть, например, участие в интеллектуальной игре «Мой северный край» (2 кл.).В ходе работы учащиеся овладеют следующими умениями и навыками: самостоятельно подбирать литературу по теме; работать в читальном зале библиотеки; готовить и выступать с мини-докладами и сообщениями; работать в семейных архивах; уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; сравнивать и обобщать факты; работать с атласом и контурной картой; бережно относиться к природе; испытывать чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков. Прогнозируемый результат: историко-литературный и природоведческий мате- риал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности, готовой к участию в общественной жизни, способной самостоятельно приобретать знания. Через знания о родном крае будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам нового. Ценные материалы, собранные ребятами, должны читаться на уроках, звучать на школьных концертах, отражаться на фотовыставках и в местной печати.
Содержание программы
1 класс
№
Тема
Кол-во часов на занятие
1-2
Тема. Наше Отечество - матушка Россия
Особенности географического положения России. Символика государства. Конституция. Понятие Родина (посёлок, район, родной
край).
2
3
Тема. РС(Я) - России младший брат
Территория края. Наш край на карте России. Субъект РФ. Символика
РС(Я).
1
4
Тема. «Живое» серебро Якутии
Труд людей нашего улуса.
1
5
Тема. Тикси - бухта встреч.
История родного посёлка.
Символика посёлка.
1
6, 7, 8
Тема. История нашего края.
Первое упоминание о Булунской земле. Первооткрыватели и путешественники.
3
9
Тема. В гости, в тундру!
Коренные жители Севера. Основные занятия коренных жителей.
Стойбище.
Кочевой образ жизни.
2
10-11
Тема. В краю оленьих троп
Оленеводство. Значение оленеводства для края, страны.
2
12-13
Тема. Северные мастерицы
Труд женщин в стойбище. Инструменты для выделки шкур. Орнамент. Национальная одежда.
2
14
Тема. Игры и игрушки якутских детей. Разучивание подвижных игр.
1
15
Тема. Копилка мудрости
Народные пословицы и поговорки. Приметы. Запреты жителей тундры.
Самобытность северных загадок.
1
16
Тема. Мудрые сказки якутов.
Сказки народов Севера.
1
17
Тема. Якутяне - герои Советского Союза
1
18
26 Тема. Богатства земли якутской.
Полезные ископаемые, их основные свойства. Как добывают, где используют. Значение для края и страны.
1
19
Тема. Кто в северном краю живёт?
Животный мир края. Разнообразие животных. Значение животных в
жизни человека. Промысел животных.
1
20
Тема. Красная книга.
Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего
края, перелетные и зимующие. Стерх. Охрана и животного мира.
1
21
Тема. Защита проектов. Интеллектуальная игра «Мой северный край»
1
Итого: 21 час