Урок русского языка на тему: Непроизносимые согласные (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок русского языка для 3 класса Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: научиться грамотно, писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов. Планируемые УУД Регулятивные УУД: постановка целей урока; контроль; самооценка и самопроверка. Познавательные УУД: отбор и структурирование необходимой информации: постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: работать в паре, умение слушать и слышать друг друга: взаимопроверка; умение полно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формой речи. Личностные УУД: вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя. Оборудование: Ход урока

  1. Орг. момент (самоопределение к деятельности)
Психологический настрой Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Закройте глаза, настройтесь и повторяйте за мной. Я уже много знаю Вокруг меня много неизвестного. Я хочу узнать больше! Я готов работать! Откройте глаза.
  1. Минутка чистописания
Назовите третью букву русского алфавита? (в) Буква, обозначающая последний звук в слове сад? (д) Буква следующая за буквой К? (л) С этой буквы начинается третий слог слова «лопата» (т) -Какие четыре буквы вы сейчас назвали? (в д л т) Записываем эти буквы, сначала заглавные, затем строчные - Дайте характеристику этим звукам. Что в них общего? (все звуки согласные) - Какие орфограммы о согласных звуках мы уже знаем? ( парный согласный в корне слова) - Эти согласные подходят к этому правилу? (нет) - Почему? (л нет пары) -Назовите главную часть слова? (корень) - Как называется опасное место в слове? (орфограмма) -Как выдумаете, о чём мы будем говорить на уроке? 3. Открытие нового знания Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. У доски работают 2 человека - Запишите слова в столбик: 1) День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук.(сердце) 2)Когда я сосульку ел, Было очень вкусно. А когда я заболел Стало очень …(грустно) -Проверяем на доске, сравниваем. Почему написали по - разному, ведь я диктовала для всех одинаково? 4. Поиск решения учебной задачи -Сколько мнений в нашем классе? (два) Какие? - А почему получились разные мнения? Как вы думаете? Кто не написал согласную? Почему? Произнесите (не слышим при произношении) -Как нам решить эту проблему? -Назовите главную часть слова? (корень) -Что мы знаем о правописании корней? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково) -Подберите однокоренные слова к слову сердце? (сердечко) Что заметили? (звук [д] есть в слове) - Так надо писать букву д в слове сердце? (да) Выделите корень. - Придумайте однокоренное слово к слову грустно? Произносим? Проверяем? (Грусть грустить)- Запишите, сколько букв и звуков в этих словах. -Надо ли писать здесь букву т? Иногда согласные Играют с нами в прятки Они не произносятся, И что писать, не ясно нам. - Как бы вы назвали эти согласные? (неслышимые, скрытые) Раз эти звуки не произносятся, то, как они называются? 5. Постановка темы урока -Какая тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова) -Какую цель вы перед собой поставите? (научиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными) Откройте учебники на стр. 117 и сравните свои выводы с научными. Что ещё узнали из учебника? Какие согласные могут быть непроизносимыми? (дтвл) - Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (когда есть сочетание трёх или четырёх согласных звуков) стн, здн, рдц, лнц, вств Физминутка 6. Словарная работа -Какие слова мы записываем в словарь? (которые не можем проверить) - Есть ли в нашем словаре слова с непроизносимыми согласными в корне? (есть) -Праздник, здравствуй. - Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами - Как называется ряд ступеней или перекладин, предназначенных для подъёма или спуска. (лестница) Произноси орфоэпически и орфографически. Запись в словарь слова лестница. 7. Подводящая беседа к формулированию правила Первичное закрепление (коллективная работа) Учебник стр. 117 упр. 223 (устно) Произносим орфоэпически и орфографически. Проверяем. -Как проверить непроизносимые согласные в корне слова? (подбираем однокоренное слово) - Любое однокоренное слово подойдёт? (нет) -Кто поможет сформулировать правило? Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова…. Поверим свои выводы учебник стр. 118 (читаем правило) 8. (работа в парах) -Найдите пары однокоренных слов и ответьте, какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным: Поз.ний - звезда Мес.ный - опоздать Чес.ный - ненастье Звёз.ный - место Ненас.ный -честен - Записываем в столбик парами, выделяем корень, подчёркиваем орфограмму. Поздний - опоздать Местный - место Честный - честен Звёздный - звезда Ненастный - ненастье -Обменялись тетрадями взаимопроверка. Оцените работу. 9. Самостоятельная работа Какие орфограммы с согласными мы уже знаем? (непроизносимые согласные, парные согласные) Из данных слов выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков в словах. Вестник, трубка, тростник, зарядка, участник, соседка, яростный. Самопроверка Проверяем. Устно подбираем проверочные слова. Вестник- 7. б.,6 зв., тростник - 8 б. 7 зв., участник - 8 б., 7 зв., яростный - 8 б., 7 зв. Оцените себя. Кто получил 5? 4? 3? 10. Подведение итогов урока - Что нового узнали? -Какую задачу ставили перед собой? -Кому удалось её решить? Оцените свою работу на уроке ( смайлики)


3


© 2010-2022