Конспект по литературному чтению. Н. Носов Живая шляпа (1 урок)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»

учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Н. Н. Носов. «Живая шляпа» (1-ый урок)
Цель: познакомить учащихся с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи урока:

  • продолжить знакомство с творчеством Н. Носова;
  • формирование умения работать с текстом, выстраивать логические цепочки;
  • развитие связной устной речи, навыка чтения, логического мышления;
  • создание условий для формирования интереса к чтению, воспитание чувства дружбы, взаимопомощи.

Основные виды учебной деятельности: определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. Планируемые результаты освоения материала: знание творчества Н.Н Носова. Умение определять тему и находить главных героев. Уметь: прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать своё мнение; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.

Универсальные учебные действия:

делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс (2-я часть).

  • Диафильм

  • Презентация к уроку

  • Портрет Н. Носова
  • Выставка книг

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Слайд 2

- Сегодня мы познакомимся с очень интересным произведением, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи. Я всем вам желаю хорошего настроения.


  1. Проверка домашнего задания.

Слайд 3 - 4 1)игра «Филворд» (у детей распечатки, работа в парах). Найдите слова. Можно ли их объединить? Если да, то почему? сказка три поросёнка одеяло волк магазин домик затейники - Кто автор данного произведения? (Николай Носов)
- Какие у него рассказы? (Веселые, радостные. Смешные, юмористические. Жизнерадостные, забавные, поучительные.)
- Что появлялось на ваших лицах, когда вы их читали? (Улыбка.)
- Веселые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех - дело серьезное. Совсем несмешно, если ребенок смеется над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.
2) пересказ рассказа в парах - Как зовут героев рассказа? (Валя, Петя.)
- Что главное в этом рассказе? (Дети сами могут организовать свой досуг.)
- Как автор относится к детям? (Они ему нравятся как книголюбы, как затейники, как фантазёры. Он не осуждает их за мимолётную трусость, надеясь, что они в другой игре покажут себя отважными.) - Какими ты представляешь героев рассказа? (Весёлыми, осторожными, книголюбами, немного опасливыми, с хорошо развитой фантазией). - Хорошие затейники Валя и Петя? - Только они так заигрались, что мы увидели ребят какими? (Трусливыми, осторожными, встревоженными, дёрганными.)

- Можно ли сказать, что «Затейники» - поучительный рассказ? Почему?

Слайд 5 3) игра «Слово в слове»

КОМНАТА (ком, Ната)
КРОВАТЬ (ров)

ЗАВЕСИЛИ (вес, ил)
ПРОГОНИМ (рог)
СПРАШИВАЮ (ива)
ТРОГАЛ (рог)


Слайд 6

4) игра «Наборщик» ЗАТЕЙНИКИ ((кий, кит, таз, низ, нитка, кинза)


3. Работа над новым материалом 1)Беседа. Вступительное слово учителя. Слайд 7 - Ребята, сегодня нас ждет ещё раз приятная встреча с Николаем Николаевичем Носовым. Портрет его вы видите. Есть писатели, произведения которых намного переживают их самих. К их числу принадлежит и Н.Н.Носов. Несмотря на то, что писатель умер более 35 лет назад он остается одним из самых популярных и любимых детьми авторов. -А что знаете вы о Н.Н. Носове?


- Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома. Слайд 8 - Отгадайте, как называется этот рассказ? (Живая шляпа.) - Как догадались? (Прочитали справа налево.) Послушайте этот рассказ.

2)Первичное знакомство с произведением (аудиозапись) 3)Проверка восприятия -Н. Носов назвал рассказ «Живая шляпа». Как вы думаете почему? (Из-за того, что под ней был котенок, шляпа действительно казалась живой. Она двигалась как живая.)
Слайд 9

Словарная работа

Объясните значение слов:

Плюхнулось - тяжело упало

Трястись (от страха) - дрожать, бояться

Соскочить (с дивана) - спрыгнуть вниз

Швырять - бросать с силой

Фыркать - с шумом выпускать воздух
Слайд 10 - 11

Упражнение в чтении

Со-сос-соскол-соскользнула

об-обе-обер-оберулся

ра-рас-раскра-раскраши-раскрашивали

ос-оста-остано-останови-остановилась

об-обра-обрадо-обрадова-обрадова-обрадовались

Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем (дети встают)
И немножко отдохнём (потягиваются).
Вправо, влево повернитесь, (повороты)
Наклонитесь, поклонитесь! (наклоны)
Руки вверх и руки вбок (движения руками),
И на месте прыг да скок! (прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку (бег на месте),
Молодцы вы, ребятишки!

4)Анализ произведения. а) работа над текстом. -Почему, когда слушали этот рассказ, вы смеялись? А ведь мальчикам, героям рассказа было не до смеха. Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем первую часть рассказа, до слов «…что-то плюхнулось - упало на пол».

б) чтение учащимися первой части рассказа («цепочкой» до слов «...что-то плюхнулось на пол»). - Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет.)

- А читатели? (Да.) - Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котенок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчики или трусишки?

Дети дают разные ответы.

  • Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

в) чтение второй части рассказа (чтение по ролям до слов «Ай - прыг на диван. Володя - за ним».)

- Что же испугало мальчиков? (Шляпа, которая двигалась.) - Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? (Да.) - Найдите в тексте слова, которые говорят об этом. Ответы детей. - Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведет себя странно, непонятно? (Да.)
г) чтение третьей части рассказа (читает один ученик до слов «...прибежали на кухню».)
- Какими словами говорит автор о состоянии мальчиков? (Трясутся от страха.)
- Герои очень испугались, они тряслись от страха. Что же они предприняли?

д) чтение учащимися четвёртой части рассказа (чтение по ролям до слов «...и стали швырять ее в шляпу».)

- Кто из мальчиков, Володя или Вадик, вам больше нравится? Кто из них посмелее? (Вадик посмелее.)

Ответы детей. - Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?

е) чтение рассказа до конца (пятая часть) - (самостоятельное чтение) - Что испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы? (Облегчение.) - Почему Вадик стал обнимать котенка, ласкать его? (Ребята обрадовались, что прошел страх. Им стало стыдно, что они испугались котенка. Стало жалко Ваську, которому зря попало.)

- Как вы теперь ответите на вопрос: смелые мальчики Володя и Вадик или нет? (Смелые.)

- Как автор относится к своим героям? (С симпатией.) - Это веселый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Рассмотрите иллюстрации к рассказу.
- К какому моменту действия они относятся?
- Как вы думаете, кто из этих ребят - Вадик, а кто - Володя? Докажите свое мнение.

Ответы детей. - Как художник передает, что мальчики «тряслись от страха»? Сравните, как сидят мальчики на первой и на второй картинках. Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет.) - Художник должен «перевести» язык писателя - слово - на свой язык, язык красок. Итак, и писатель, и художник каждый по-своему передают характер героя, его настроение. А мы - читатели - постараемся передать характеры героев в чтении.


  1. Закрепление изученного.

Слайд 12 - 13

1)работа с пословицами (работа в парах, найти начало и конец пословицы)

Волков бояться - в лес не ходить.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У страха глаза велики.

Слайд 14

2)Восстанови слова из текста, добавив гласные!

кмд Влд Вдк

шлп стл двн

кхн кмнт крз

Слайды 15 - 20

3)пазлы (работа в группах)

- Собрав картинку, определите к какому моменту в рассказе она подходит.

Слайды 21 - 25

4)ребусы

Шляпа, муха, Васька, комод, кочерга, картошка, Вадик, Володя, ребята, корзина, котёнок.

Слайд 26

5) игра «Наборщик»

КАРТОШКА (кара, ток, кот, рот, арка, шок, рок, карта, кошка, шар)

Слайд 27

6)игра «Четвёртый лишний»

Васька, Володя, Котька, Вадик

Кочерга, веник, лыжная палка, картошка

Комод, диван, стол, буфет


7)Игра "Блицопрос".

- Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова "Живая шляпа"(Дети отвечают на вопросы быстро):

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?

3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?


  1. Рефлексия.

Слайд 28

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

6. Подведение итогов урока.

- Как вы поняли название рассказа?

- Почему шляпа оказалась «живой»?

- На протяжении нескольких уроков мы учились не только читать, но и думать над прочитанным. Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем? Что для этого нужно?

7 . Домашнее задание.

с.54 - 58 (подготовить чтение по ролям)

5


© 2010-2022