Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение знаний об имени существительном (ОС Школа России, 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном» (ОС «Школа России» 2 класс)

Цель: обобщить и систематизировать знания об имени существительном Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой
-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте -Я, в свою очередь, также желаю вам успешной работы на уроке
  1. Целеполагание
1)……………………………………. 2)Удивительное, замечательное 3)Называет, превращает, показывает 4)Наиболее употребительная часть речи 5)Волшебник -Рассмотрите внимательно эти пять строчек на доске. Это синквейн -Как вы думаете, какое слово пропущено в первой строке? (Существительное) - Какова тема сегодняшнего урока? (Имя существительное)
  1. Актуализация знаний
-Вспомните, что вы знаете о существительном и предположите, чем будем заниматься на уроке (высказывают свои предположения: *Выделять в речи, находить имена существительные *Определять их род, число, падеж *Классифицировать (распределять по группам) на одушевлённые и неодушевлённые, нарицательные и собственные) -Я думаю, вы уже многое знаете . Давайте проверим ваш запас знаний. Поиграем в игру «Светофор». Внимательно слушайте высказывания, если согласны с ним, поднимаете зелёный сигнал, нет - красный. Игра "Светофор" (да - зелёный, нет - красный) 1)Имя существительное обозначает признак предмета. (Да)
2) Имя существительное отвечает на вопросы Кто?Что? (Да)
3)Имя существительное изменяется по родам. (Нет)
4) У него 8 падежей ? (Нет)
5) Склонение - это изменение существительных по падежам? (Да)
6) Имя существительное бывает собственное и несобственное. (Нет)
7)Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное. (Да)
8)В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом. (Нет)
-Кто попробует полностью рассказать всё, что знает об имени существительном? - Мы повторили определение имени существительного Лист самооценки Ф.И.О.__________________
Род Число Падеж Нарицательные и собственные Одушевлённые и неодушевлённые Определение





-В течение всего урока будем заполнять лист самооценки. После каждого выполненного задания будем ставить +, если хорошо справились с заданием; -, если ещё есть затруднения. 4.Работа по теме урока Изменение имени существительного по числам -Сегодня отправимся в гости к героям сказочной повести Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». -В какой деревне они жили? (Простоквашино).Отправимся и мы туда. -Отгадайте, куда же мы попали? Перед вами слово в «звуковом» костюмчике. Выберите для него «буквенную» одежду. Докажите свой выбор. ограда город [АГАРОТ ] огород загар Задание: Запиши слово огород, покажи орфограммы, поставь слово в форму множественного числа и запиши его Самоэкспертиза по эталону: огород - огороды -Что повторили, выполняя это задание? - У кого это хорошо получилось? У кого ещё есть затруднения? -Найдите в лице самооценки колонку «число» и поставьте знак + или - Повторение имён собственных и нарицательных -Действительно, мы попали на простоквашинский огород.(Этимологическая справка) -Огород- участок земли, обычно вблизи дома, для выращивания овощей. Образовалось от слова «городить». Является родственным слову город, ограда, огороженный. Итак, огород- место, обнесённое забором. -Ребята, на досках забора огорода в Простоквашино висят какие-то объявления. Я буду вам их читать, а вы должны угадать автора этого объявления, который является героем произведения Э.Успенского:
  1. «Организую курсы разговорного русского языка. Обучаю фразам «Кто там? Это я - почтальон Печкин» (Галчонок Хватайка)
  2. «Продаю ружьё для фотоохоты. Недорого».(Пёс Шарик )
  3. «Предлагаю почтовые услуги: разнос газет, журналов, посылок, вручение телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами». (Почтальон Печкин)
  4. «Реализую молокопродукты высокого качества. Производитель: ферма «Мурка-LTD». (Кот Матроскин)
  5. «Подам сигнал не хуже любой электрички. Обладаю замечательным голосом».(телёнок Гаврюша)
  6. «Очень добрая тётушка, в прошлом - полковник по хозяйственной части. Посвящу оставшуюся жизнь воспитанию мальчиков».( Тётя дяди Фёдора - Тамара Семёновна)
По ходу отгадывания открывается запись: (г,Г)алчонок (х, Х)ватайка; (п,П)ёс (ш, Ш)арик; (п,П)очтальон (п, П)ечкин; (к, К)от (м, М)атроскин;( т, Т)елёнок (г, Г)аврюша; (т, Т)ётя (т, Т)амара -Это слова какой части речи ? -Какая работа предстоит?(распределить на собственные и нарицательные, записать в 2 столбика) Взаимопроверка (в парах) по эталону: Нариц. Собств. галчонок Хватайка пёс Шарик почтальон Печкин кот Матроскин телёнок Гаврюша дядя Фёдор тётя Тамара - Что повторили о именах существительных, выполняя это задание? -Какие существительные относят к именам собственным? -Нарицательным? Поставьте знак на листе самооценки в колонку «Собственные и нарицательные» 5.Физминутка - Какие ещё бывают существительные? (одушевлённые и неодушевлённые) -Я предлагаю вам поиграть. Я буду называть имена существительные. Вы внимательно слушаете каждое слово, думаете, к какой группе оно относится. Если это одушевлённое существительное - хлопаете 1 раз, если неодушевлённое - топаете. Итак, внимание: Телёнок, посылка, печь, почтальон, корова, галчонок, шкаф, фоторужьё, бобрёнок, велосипед, дядя Фёдор, весна. -Что повторили, выполняя зарядку? (Одушевлённые и неодушевлённые существительные) -Какие существительные относят к одушевлённым? К неодушевлённым? -Поставьте знак на оценочном листе в колонке Одушевлённые и неодушевлённые Словарная работа (КОЗ) - Какое время года наступило? (Весна) -Какие заботы появятся у наших огородников с наступлением весны? (Готовить рассаду). В этот ответственный момент дядя Фёдор получает письмо от своей тётушки Тамары Семёновны и посылку с семенами. Семена были упакованы в одном мешке, чтоб меньше места занимали. Нашим героям нужно их рассортировать, выбрав овощи. Будем помогать? - Я предлагаю вам провести мини- исследование. (Работа в четвёрках) Задание 1.Отсортируйте семена только овощей - Какие овощи вы отобрали? 2.Определите, какие овощи сажают раньше, какие - позже - Где можно получить эту информацию? (На обороте пакетика) 3. Выясните условия выращивания (Каждая группа - один овощ: капусту, морковь, томат, кабачок, редис) - Заслушаем каждую группу 4. Найдите в названиях семян на упаковках существительные-названия овощей. Назовите их вслух. Как по-другому назвать томат? Кто знает, откуда произошло это название? Запишите итальянское название этого овоща, перечислите письменно другие, запишите их в тетрадь; определите род имён существительных - Что у вас получилось? -Существительных какого рода не оказалось? (среднего) -Почему? (В русском языке нет таких овощей) 5. Заполни пропуски в предложениях, используя слова: А) капуста Б) помидоры В) редис Г) морковь В начале марта сеют на рассаду … . …высевают в начале апреля в парники. В мае на грядках сажают … и … . -Прочитайте получившиеся предложения. - У вас получился краткий посевной календарь для огородника. Проверка по эталону - Ребята! А для садоводов и огородников есть специальный посевной календарь. (Демонстрация). В нём можно получить информацию по условиям выращивания различных культур. -Какой постоянный признак имени существительного вспомнили, выполняя это задание? (Род) -Как определить род имени существительного? -У кого это уже хорошо получается? Кто испытывает затруднения? -Поставьте знак на листе самооценки 6. Рефлексия -Давайте вспомним все выполненные задания на уроке и оценим свою работу. Положите перед собой оценочный лист. -Давайте наши знания оформим на грядке (на доске - макет) - Те ребята, у которых за большинство заданий - +, «посадят» овощи красного цвета, те, у кого ещё остались вопросы - зелёного. (При помощи магнитов оформляют на доске грядку) 7. Домашнее задание -Ребята, а какое задание сегодня на уроке мы не выполняли? Что мы ещё знаем об имени существительном? (Оно изменяется по падежам) -Оказывается, вместе с семенами в посылке тёти дяди Фёдора находились ещё советы по выращиванию овощей. Вот они : Морковь надо сажать по стойке смирно. Капусту - в шеренгу через одного. Тыкву - по команде вольно, желательно около старой помойки. Подсолнух хорошо растёт на солнечном полигоне подальше от забора (чтобы не съели соседи). Помидоры надо сажать с палками наперевес. Огурцы и чеснок требуют усиленного спецпитания в виде удобрения. - Это задание вы выполните дома (Определение падежей имён существительных, задание по уровням сложности). Попробуйте «перевести» советы тётушки дяди Фёдора с военного языка на понятный всем нам. - Где нам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке? - Ценные советы тётушки дяди Фёдора вы изучите дома и, надеюсь, примете к сведению, когда будете работать на собственном огороде. -Сегодня 15 марта. Кто-нибудь из вас знает, чем знаменателен этот день? -15 марта - Всемирный день защиты прав потребителя. А кто такой потребитель?(Ответы детей, словарная статья) -«Потребители - это все мы» - такую характеристику этому понятию дал 35-й президент США Джон в конгрессе США 15 марта 1961 года. Позднее эта речь стала основанием для создания Всемирного дня защиты прав потребителя. По крайней мере два из них - право на выбор и право на удовлетворение базовых потребностей (в еде) мы сможем удовлетворить, выращивая на огороде экологически чистые продукты- овощи. -Спасибо за урок! Литература:
  1. В.И.Даль. «Толковый словарь русского языка для детей». М.: Эксмо, 2005
  2. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», Астрель, 2010
© 2010-2022