«Обучение правилам орфографии на уроках русского языка в начальных классах посредством реализации проблемного обучения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы и формы работы над формированием орфографической зоркости в начальных классах


Часть 1. Начало:
Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребенка,
характеризующийся сменой вида деятельности. На смену игре приходит учебная деятельность. Это новый и неизвестный вид деятельности, который может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствующим формированию заниженной самооценки. Зачастую ребенку в школе отводится роль не "учащегося", а "обучаемого", т.е. пассивная роль "незнайки" и "нумейки", которого знающие и умеющие взрослые всему научат, только добросовестно выполняй все указания учителя. И неудивительно, что через некоторое время у части детей интерес пропадает. Они изнывают за парой. Невнятно бормочут у доски, пустыми глазами смотрят на учителя. Но как только прозвенит звонок с урока, такие дети преображаются. Здесь тебе и голос, и решительность, и смекалистость, и изобретательность. А секрет прост: ребенок из объекта деятельности превращается в субъекта, которому дана свобода творчества, изобретательности, выдумки. А ведь это именно то, без чего ребенок не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно - потребностная сфера. Мотивация правописания в начальном обучении определяется не только целями, но и интересом к самому процессу обучения. Трудность в том, что орфография своим содержанием мало привлекательна, трудна для детей. Зачастую в тех классах, где отмечаются трудности в правописании возникает нервозная обстановка, растерянность перед трудностями. Там уже не остается места ни для усвоения выразительной системы языка, ни для творческой деятельности учащегося. Это неизбежно сказывается на общем развитии и языковой культуре детей. Для мотивации правописания важно, чтобы учащиеся поняли его систему, его целесообразность. Думаю, что логику орфографической системы, ее стержень, можно дать учащимся благодаря: 1. Коммуникативному подходу: а) к обучению вообще (продуктивному взаимоотношению учителя и ученика); б) к обучению языку как средству общения, что включает в себя:
- обучение средствам языка; - обучение частноречевым умениям и навыкам; - обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (чтении, письме, говорении, аудировании); - обучение умениям и навыкам на языке.

  1. Выбору метода с учетом педагогической ситуации.
Академик М.P .Львов, ссылаясь на работы Скаткина считает, что наиболее
приемлемыми являются: а) догматический метод - моторное заучивание, без понимания;
б) репродуктивный (воспроизведение усвоенного); в) объяснительно - иллюстративный (понимание - примеры);
г) продуктивный (применение полученных знаний); д) частично - поисковый (моменты поиска); е) проблемный; ж) исследовательский.
Часть 2.


Хотелось бы поделиться опытом по формированию у младших школьников орфографической зоркости. Я давно и много работаю над этим: что помогает ребёнку включать в процесс запоминания зрительную память, материализовать орфографические понятия, развивать механическую и тактильную память. Орфографические понятия позволяют развивать наблюдательность, формируют умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В процессе работы я пришла к более сжатым опорам-карточкам орфограмм. Они изготовлены из картона и цветной бумаги. Цвет кружочков знаком детям по периоду обучения грамоте. Эти карточки я начала вводить сразу с появлением орфограмм в "Прописи". Ученики быстро запоминают трудные понятия, включают их в словарный багаж. У них быстрее формируется алгоритм ответа при комментированном письме.

Значение карточек-орфограмм:



  1. Проверяемая безударная гласная


2.Непрперяемая безударная гласная




  1. Заглавная буква



  1. Ь - показатель мягкости







5. Сочетание жи-ши

Ча-ща

Чу-щу




  1. Сочетания ЧК-ЧН




7. Предлог



8. Ъ - разделительный знак













9. Парный согласный




10. Непроизносимый согласный













После постепенного знакомства с карточками можно вводить их в подбор, сопоставление в виде дидактических игр. Дети очень любят работать в разных вариантах, например: - соедини мелом слово с карточкой - найди лишнее слово или карточку - подбери слова к карточкам - найдите в тексте слова с этими орфограммами.
Так же может быть и опрос, и «тихий ответ» индивидуального задания.
Часть 3. Еще один прием работы для формирования орфографических заданий дома, а на первых порах при совместной работе с родителями. Это задание такого типа: - на заданную тему подобрать слова на определенные правила, например, тема: «Животные», «А.С. Пушкин», «К. Чуковский», «Времена года» и т.д.
Часть 4.
Можно использовать и тематические таблицы, которые развивают у учащегося познавательный интерес, ответственность, усидчивость, умение использовать дополнительную литературу и различные словари. На первых порах эта работа выполняется в классе на примере любого текста на уроке чтения. Далее дети выполняют это дома, внося в эту работу творчество. Проведенные исследования доказывают, что разработанная мною система формирования правописной и речевой грамотности на уроках русского языка более адаптирована к психологическим особенностям учащегося данной возрастной группы. Результаты позволяют предположить, что в среднем звене ученики смогут на более высоком качественном уровне решать проблемы, связанные с изучением русского языка и литературы.
























Список используемой литературы:


  1. Богоявленский Д.Н. «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах». М. 2007.
  2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М. 2001.
  3. Львов М.Р. «Обучение орфографии в начальных классах», журнал «Начальная школа» №7, 1986.























ТАБЛИЦА ОРФОГРАММЫ (Обезьяны)

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ «Ь» ЗНАК

БОЛЬШОЙ

ЗАПАХ

ВОДИТЬСЯ

УГОСТИТЬ

УГРОЖАЮЩИЙ

ДЕРЖАТЬ

СОХРАНЯТЬ

«Обучение правилам орфографии на уроках русского языка в начальных классах посредством реализации проблемного обучения»

АКРОБАТКА

ДРУГ

ЗАПАС

ЗООПАРК

ТРУД

ОБРАЗ

«Обучение правилам орфографии на уроках русского языка в начальных классах посредством реализации проблемного обучения»ЛОВКОСТЬ

СТРЕЛЕЦ

СЕМЬЯ

ПОПРЫГУНЬЯ

ШАЛУНЬЯ

ЖИЛЬЕ

ОБЕЗЬЯНА

ОЖИВЛЕНИЕ

«Обучение правилам орфографии на уроках русского языка в начальных классах посредством реализации проблемного обучения»

ЧК-ЧН

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,

ЖИ-ШИ

ШУТОЧНЫЙ

КРОШЕЧНЫЙ

МОЛОЧКО

ИГРУШЕЧКА

ПРИВЫЧКА

ОЧКИ

ОТЛИЧНО

«Обучение правилам орфографии на уроках русского языка в начальных классах посредством реализации проблемного обучения»


АГРЕССИВНЫЙ

АКРОБАТ

БАНАН

ВИТАМИН

ВНИМАНИЕ

ВОЖДЬ

ВОСПИТЫВАЮТ

«Обучение правилам орфографии на уроках русского языка в начальных классах посредством реализации проблемного обучения»


ШИМПАНЗЕ

ВЫЖИТЬ

ЖИВОТНЫЕ

КРИЧАТ

КАЧАЮТ

ЧАДО

УЧУЯЛ

«Обучение правилам орфографии на уроках русского языка в начальных классах посредством реализации проблемного обучения»

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

ОБЕЗЬЯНА

БАНАН

ВОЖАК

ДЕТЕНЫШ

МАЛЫШИ

БАСНЯ

ДЕТИ

«Обучение правилам орфографии на уроках русского языка в начальных классах посредством реализации проблемного обучения»


ХРАБРЫЙ

ВКУСНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ИНТЕРЕСНЫЙ

МАЛЕНЬКИЙ

КРАСИВЫЕ

ЛОВКИЕ

«Обучение правилам орфографии на уроках русского языка в начальных классах посредством реализации проблемного обучения»



ЖИВЕТ

ЕСТЬ

ОХРАНЯЕТ

ШАЛЯТ

НРАВИТСЯ

ИГРАЮТ

ПРЫГАЮТ

«Обучение правилам орфографии на уроках русского языка в начальных классах посредством реализации проблемного обучения»


ТЕМАТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА (ОБЕЗЬЯНЫ)


Значение слова.

Истоки.

Обезьяна, млекопитающее отряда приматов. Живут семейными группами или стадами. Иерархическая система подчинения.

Однокоренные слова.

Обезьяна - обезьянка, обезьяний, обезьянник, обезьянничать, собезьянничать, обезьянство, обезьянничество, обезьянина.

Сочетаемость слов.

Широконосые обезьяны. Узконосые обезьяны.

Синонимы.

Обезьяна - кривляка, гримасник, обезьянничать.

Антонимы.

Нет

Пословицы и поговорки.

  1. Всякое дыхание хвалит господа.

  2. Божья тварь, богу работает.

  3. Вбою дракона с тигром, побеждает обезьяна.

Загадки.

Чьи ужимки без труда

Повторяет детвора.

Кто живет среди лиан,

Стая диких ... (обезьян)

Когда так говорят.

... Как обезьяна. (человек, склонный к подражанию другим, гримасник, кривляка).

Мартышкин труд. (бесполезная работа, напрасные старания ненужная работа).

Предложение и текст.

«Зеркало и Обезьяна» (басня И.Крылова)

«Обезьяна в горах» (басня Л.Толстого)

«Обезьяна и очки» (басня И. Крылова)


«Обучение правилам орфографии на уроках русского языка в начальных классах посредством реализации проблемного обучения»





© 2010-2022