Собственные и нарицательные имена существительные

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Пелевская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района РТ

Методическая разработка урока русского языка

во 2 классе по теме:

Собственные и нарицательные имена существительные

Разработчик:

Ахатова Эндже Заудатовна

учитель начальных классов

Цели: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:
Личностные- формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД)- организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

  • Познавательные УУД- умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

  • Коммуникативные УУД- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.


Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл.

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Москва, «Просвещение», 2012.

Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки, презентация к уроку.

Технические средства: ноутбук, видеопроектор

Ход урока

I.Организационный момент.

Ребята, все ли готовы к уроку? Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое. Приступим. Не будем терять ни минуты.

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!(2 слайд)

Cегодня мы отправимся с вами в путешествие на поезде.

II. Актуализация знаний.

  1. Первая наша станция «Словарная работа» (3 слайд)

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)



  1. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

  1. Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она? (Ворона.)

  1. Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (Сорока.)

  1. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)

  1. Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла. (Лисица.)

  1. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц.)

  1. Станция «Проверяйка»: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка. 10 слайд )

III. Постановка учебной задачи

С давних времен существует страна под названием « Части речи». Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Мы только начали знакомиться с одной из ее частей - именем существительным. Вспомним, что нам известно об имени существительном.(11 слайд)

IV. Самоопределение к деятельности.

Работа в парах «Лови ошибку» (Работа по карточкам)

Улетел орёл за город орёл.

Хороши груши в корзине у груши.

Коля арбузов купил шесть арбузов.

- Назовите в исправленном тексте слова, которые вы написали с заглавной буквы? (Орёл, Груши, Коля Арбузов)

- Какие существительные написаны со строчной буквы?

- Откройте учебник на с. 51 и прочитайте тему урока.

V. Работа по теме урока.

  1. Мы с вами попали на станцию «Наблюдайка» (13 слайд)

Как вы думаете, какие качества нам потребуются на этой станции?

  • Рассмотрите таблицу. Что нас может тут насторожить? Почему?

  • Как нужно писать эти существительные? ( С большой буквы)

Такие существительные мы будем называть собственными.

  • Как вы думаете, почему они так называются?

14 слайд

  • Посмотрите, какие существительные являются собственными. Сделайте вывод.

15 слайд

Существительные собственные обозначают имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.

  1. Вернемся к нашей табличке. Рассмотрите существительные, записанные в 1 столбике. Будут ли они собственными? Почему?

  2. Такие существительные называются нарицательными. (слайд16-17)

  3. Попробуйте сами привести примеры собственных и нарицательных имен существительных. Запишите их в тетрадь.

Клички животных:

Учебные предметы: …

Имена: …

Реки: …

VI. Мы подъехали к станции «Отдыхайка» А теперь немного отдохнем.(19 слайд)

Физкультминутка по аудиозаписи «Солнышко»

VII. Закрепление изученного материала.

Мы прибываем на следующую станцию - «Закрепляйка»

Упражнение 89 (с. 52)

(Индивидуальная проверка)

VIII. Рефлексия.

- Работа по карточкам.

Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужную букву и запишите предложения без ошибок.

В небе летит воздушный ( Ш, ш)арик.

Дом охраняет (Ш,ш)арик.

На девочке надета (Б,б)елая блузка.

Мы плывем по реке (Б,б)елая.

( Самопроверка по образцу на доске, самооценка с помощью «сфетофора»)

IX. Домашнее задание.

Выполнить упражнение 90 (п),с. 53.

Выучить правило на с. 54

X. Подведение итогов урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итоги урока.

  • Что нового узнали мы на уроке?

  • - Какие существительные называются собственными?

  • - Какую орфограмму повторили на уроке?

  • -С какой буквы они пишутся?

  • - Какие существительные называются нарицательными ?

XI. Самооценка

  • Мы сегодня хорошо поработали в целом. А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке на шкале самооценки.

  • Спасибо всем за урок (Слайд 11).



© 2010-2022