Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21 г. Кострома









Методическая разработка урока






Предмет: Русский язык



Тема урока

«Правописание мягкого знака в середине и на конце слова»

(2 класс)






Работу выполнила:Неверова Наталия Ивановна

Учитель начальных классов

МОУ СО школы № 21

г. Костромы

Адрес: м/р-он Паново-9

Тел: 53-19-92




















Кострома 2014 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока русского языка

2 класс


Тема: Правописание мягкого знака в середине и на конце слова


Ц е л и : Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова. Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать. Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности. Используемые методы:

  1. Наглядные;
  2. Частично-поисковые;
  3. Практические;
  4. Проблемные.
Наглядность:
  1. карточки в форме солнышка и тучки;
  2. карточки для словарной работы;
  3. карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
  4. карточки со схемами позиций мягкого знака;
  5. наглядность значений слова «соль»











Ход урока
I. Организационный момент - У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними. - Сейчас урок русского языка, - наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
II. Цели урока (психологическая минутка). - Вы любите преодолевать трудности? - Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. - Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. - А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? - Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка? - У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. - Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучками. - Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока. Мягкий знак в середине и в конце слова. - Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке? - Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни. - Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.
III. Чистописание: Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки: Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака. - Ребята, когда в слове пишется мягкий знак? - Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна) - Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без) - Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова) - Где может стоять второй знак (в конце слова) - Итак, сначала все пропишем в воздухе. - А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут) - А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет) - Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют) - Верно, а теперь посмотрите в свои тетради - верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки. - Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы. - Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали - талантливая? - у неё нет собственного звука, - но может влиять на звук, стоящий перед ней, - не может стоять в начале слова - не имеет заглавной буквы.
- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов: Мягкий знак - хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь? Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак!
- Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать). - Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать) - Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь) - Давайте эти слова запишем на второй строчке. уголь ск_зать - скажешь
IV. Словарная работа - Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить) - Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные) - Почему (проверяем по словарю). - Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки). - Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте. - А слова с мягким знаком в середине? Назовите. - Запишем эти слова в два столбика - в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй - на вопрос Что? У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

кто? учитель девочка медведь мальчик что? тетрадь пальто морковь коньки
- Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек). - Какие слова отвечают на вопрос Кто? - Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий) Аналогичная работа со словами из второго столбика. - Какой вывод мы можем сделать? Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко. - Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка) - Почему? (без мягкого знака чк-чн - мягкий знак не пишется) - Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила. - Давайте восстановим это правило полностью. ЧК ЧН Ь НЧ ЩН НЩ В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.
V. Физминутка. Вот заинька маленький. Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд. Он подпрыгнул десять раз.
- Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький) - Почему в этих словах пишется мягкий знак? - А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и действие) Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.
VI. Звуко-буквенный анализ слова. - Итак, соль нашего урока, нашего дня - научиться писать слова с мягким знаком. - А почему говорят «Соль дела, соль урока»? - Верно, это значит - самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам. Звуко-буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски. Соль - 1 слог, 2 согл., 1 гл. [ с ] - согл., тверд., глух., парн. [ о ] - гл., уд. [ л ] - согл., мягк., зв., непарн. [ - ] . 4 б., 3 зв.
- Почему букв здесь больше, чем звуков? Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков. Физминутка (вправо, влево, вверх, вниз)

VII. Работа с предложением. - Ребята, а просто слово «соль» - что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка) - Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд - про ноту; второй - про полезное ископаемое, а третий - про пищевую добавку. - Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо. - А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль.» (комментирует один ученик) Вывод: Одно слово - много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.
VIII. Работа в парах. - А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова. - У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где - нет. 1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке 2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_ Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово. Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно - ставят +, не всё - исправляют ошибки) - на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами: Игорь поймал на речке пять окуньков. На улице началась сильная метель. - Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему? - А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?
Физминутка «Надуваем шарик» (надуваем - большой, перестали - маленький)
- В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький) - Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)
IX. Итоги урока. - Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось? - А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак) - Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно? - Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению. - Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком. - Спасибо всем. Урок закончен.


© 2010-2022