Конспект урока по познанию мира Путь познания (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познание мира 4-1-3

Дата «___»________ 20__г Класс 4-«__»

Тема урока: Путь познания.

Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.

Задачи урока:

1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.

2. Сформировать понятие о роли обстоятельств и некоторых способностей человекообразной обезьяны при ее превращении в человека; значение превращения передних конечностей в орган труда в процессе передвижения обезьян на двух ногах и в вертикальном положении тела. Довести до учащихся понимание смысла высказывания «Труд сделал человека человеком».

3. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО:

Этапы и структура урока.

Базовые знания: Значительные различия между трудом человека и «трудом» обезьяны. Труд человека имеет цель, поскольку трудится человек не только для своей семьи, но и для других; понимание утверждения «Человек - дитя общества».

Опорные знания: Понятия о труде человека, действиях животных, усвоенные в процессе жизни либо из изученного материала в предыдущих классах.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.

Сообщение темы и целей урока.

3.

Проверка домашнего задания.

Примерные вопросы:

  • Кто наши дальние родственники?

  • Кто из животных сходен с людьми по строению тела?

  • Какие особенности строения тела свойственны только человеку?

  • Чем отличается рука человека от руки обезьяны?

  • Главное отличие людей от животных.

б) - Пока учащиеся готовятся по карточкам, мы с вами повторим все то, что изучали на предыдущем уроке, разгадав кроссворд: (ключевое слово уже дано в кроссворде)

Конспект урока по познанию мира Путь познания(4 класс)

1. Чего не было у древесных жителей для общения? (речи)

2. Кто является нашими предками? (обезьяна)

3. . Как общаются животные? (сигналами)

4. Как передвигались наши предки на открытых поверхностях?

(с помощью ног)

5. Почему предков назвали древесные жители? (жили на деревьях)

6. Каким видит окружающий мир обезьяна? (цветной)

7. Какие конечности развиты лучше у древесных жителей? (руки)

Почему?

(Собрать индивидуальные карточки)

4.

Подготовка к восприятию нового материала

  • Какие особенности тела свойственны только человеку?

  • Почему современного человека называют разумным?

  • Что помогало людям расселяться по стране?

( ребята озвучивают ответы на поставленные вопросы)

-Есть ли вопросы, на которые вы не ответили?

Проблемная ситуация

-Если человек произошел от обезьяны то это что значит, что все обезьяны со временем станут людьми? (нет)

-Почему? (ответы детей)

-Посмотри на кроссворд и прочти ключевое слово (ЧЕЛОВЕК)

-Что происходило с древним человеком в течение некоторого периода времени? (он развивался)

-Так значит, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке? (развитием человека)

5.

Работа по теме урока. Как труд создал человека разумного.

С-24. Как люди перешли от присвоения к производству?

(Ответы учащихся)

- Древний человек брал у природы то, что она давала, и то, что мог взять. В поисках пищи он был вынужден часто переходить с одного места на другое. Даже удачная охота не могла надолго обеспечить человека пищей. Ведь мясо быстро портилось. Да и переносить его на большие расстояния было трудно. Сбор плодов, семян и кореньев диких растений требовал больших усилий. К тому ж человек не мог уходить далеко от воды. Голод и жажда были его главными врагами.

Наблюдая за растениями, человек обратил внимание на то, что они растут в определенных условиях, и научился обрабатывать землю так, чтобы брошенные в нее семена стали давать урожай. Это позволило ему дольше жить на одном месте.

C-25. Но жизнь человека изменилась только тогда, когда он приручил диких животных, которые обеспечили его молоком и мясом и стали сопровождать его при переселении с одного места на другое. Собранные семена можно было хранить многие годы, что почти избавило человека от опасности голодной смерти.

Наполненные водой во время дождя скорлупа ореха, следы животных, лужи, подтолкнули человека к созданию посуды. Обожженные в огне глиняные горшки и кувшины улучшили его быт.

Так человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему. Ни одно животное на земле не прошло этот путь.

C-26. Путь пройденный человеком Чарльз Дарвин назвал эволюцией.

С-27. Сравните внешние особенности современного человека и древнего.

- Древнейший человек и современный человек.

  • По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче.

  • Так же как и современный человек древний ходил прямо.

  • В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу.

  • По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши.

  • Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса.

  • Кроме развитой челюсти, еще развит орган обоняния.

  • В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга..

С-31. Как природа подсказывала человеку? Подумайте и ответьте, какие наблюдения подтолкнули человека к изобретениям?

С-32, С-33. Соотнесите внешний вид людей и орудия труда.

С-34. Выберите предмет, который помог человеку первоначально использовать огонь.

С-35. Назовите те предметы, которые нельзя сделать без использования огня.

С-36. Соотнесите древние и современные способы получения огня.

С - 37 Как использовал человек прирученных животных?

- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями.

В словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование слова «человек»:

Человек - это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.

  • Итак, человек - часть природы, ее живого мира, и относится к царству людей. Докажите, что человек - часть живой природы. (Человек дышит, питается, развивается, растет, у него рождаются дети, умирает.)

  • И все же человек отличается от других объектов живой природы. Чем? (Ответы детей.)

  • Отличие огромно. Человек - разумное существо.

Выставляется опора «разумное существо». На доске схема:

Человек

-*

разумное существо

  • Среди животных тоже немало сообразительных, например, дельфины, собаки и др., но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир - современные города, дороги, фабрики, заводы и др.

  • Посмотрите на с.13 учебника и назовите предметы, сделанные человеком. (телевышка, гостиница «Казахстан» в Алматы, дома из железа, бетона и стекла…)

- А где же у человека находится разум ? (В головном мозге.)
Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Благодаря головному мозгу каждый из нас носит целый мир. В любую минуту, никуда не выходя из комнаты, мы можем представить и звездное небо, и густой туман, и любого человека, которого знаем. Разве это не удивительно?

Все эти картины, которые рисует мозг, отражает наши знания о мире.

Если добавить к ним еще переживания (радость, восторг, сочувствие, сожаление и др.), вы поймете, как сложен внутренний мир человека.

На доске -схема:

воображение, мечты

-

Внутренний мир человека

-

знания, мышление


характер

память


чувства, восприятие

Не случайно великий русский писатель Ф.М.Достоевский писал: «Сложен всякий человек, и глубок, как море». Как вы понимаете это выражение? Внутренний мир человека называют душевной жизнью, его изучает особая наука - психология (от греческих слов «психе» - душа и «логос» - наука).

Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познает мир. Как же человек получает знания? Познание начинается с органов чувств.

  • Какие органы чувств вы знаете?

  • Отгадайте загадку:

Один говорит,

Двое глядят,

Двое слушают.

(Язык, глаза, уши)

- О каких органах чувств говорится в загадке?(Глаза, уши.)

6.

Физкультминутка

Комплекс для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение - сидя на стуле. И раз, и два - голову отвести назад и плавно наклонить назад. И три, и четыре - голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

Повторить 4-6 раз.

2. Исходное положение - сидя, руки на поясе. Раз - поворот головы направо. Два - исходное положение. Три - поворот головы налево. Четыре - исходное положение.

Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

3. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. Раз -
правую руку вперед, левую - вверх. Два - сменить положение рук.

Повторить 6-8 раз.

4. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. Раз - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. Два - исходное положение. Три - четыре - то же правой рукой.

Повторить 4-6 раз в медленном темпе.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

  2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

7.

Ступени познания

Органы чувств посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так мы воспринимаем окружающий мир, так происходит восприятие - это первая ступень познания.

Сохранить полученную информацию помогает память. Память -это вторая ступень познания. Благодаря памяти человек накапливает в своем мозгу знания. Когда говорят: «вспомни», значит надо «достать» что-нибудь нужное из памяти.

На доске появляется схема:

Знания

1. восприятие

2. память

3. мышление

4. воображение

Но человек не только запоминает сведения об окружающем мире. Он их обдумывает, сравнивает, классифицирует, устанавливает связи между предметами, явлениями, делает выводы. Это называется мышлением. Это третья ступень познания.

С мышлением связано еще одно свойство человека - способность представлять себе то, чего нет перед ним. Эта способность называется воображением или фантазией. Без воображения невозможно творчество. Это четвертая ступень познания.

Благодаря восприятию, памяти, мышлению, воображению человек познает мир во всем его многообразии!

8.

Беседа как человек учится у природы

Ученики могут привести множество примеров о том, как человек учится у природы. Необходимо использовать сведения, приведенные в тексте.

Можно также привести свои примеры…

Наблюдая за насекомыми люди придумали различные средства защиты...

Видя, что рыбы плавают, человек научился плавать, наблюдая за птицами, человек изобрел способы передвижения в воздухе.

Замечая различные полезные свойства растений, человек придумал лекарства, например пеницилин...

Работа крыльев вертолёта была сконструирована по образу и подобию крыльев стрекозы.

Еще один пример торжества природы - перо птицы. По удельной прочности оно превосходит лучшие материалы, используемые в авиации! Но жесткость пера существенно меняется по длине.

Его кончик очень мягок и мешает возникновению обратных потоков воздуха во время стремительного полета вниз.

Благодаря этому птицы могут то, что недоступно самолетам: садиться и взлетать без пробега, поворачивать под углом, немыслимым для современного летательного аппарата. Человечеству есть чему поучиться.

9.

Итог урока.

- Отгадайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

(Человек)

- Что нового вы узнали сегодня о человеке?

- Подведем итог нашего урока.

- Что нового узнали на уроке? что является главным условием исторического развития человека?

(Ответы учащихся)

Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала,
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,
След в глине превратил в горшок,
Кувшины, чашки, плошки,
А чтоб не набивать живот,
Корзины сплел, лукошки.
Всю Землю он преобразил,
Везде следы оставил,
Работал, не жалея сил,
Царем Землею правил.
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался,
А человек, меняя мир,
Сам в мире изменялся.
Придумал чудо- инструмент,
Держал его в секрете,
Теперь уже владеют им
И взрослые, и дети.
А как давно летать мечтал!
Все крылья подводили!
Но вот загнал огонь в металл -
Померяйся с ним в силе!
Чтоб мысли, думы передать,
Словами сделать звуки,
И нам, чтоб прошлое понять,
Взять нужно книги в руки.

Домашнее задание.

Стр. 13 ответить на вопросы и выполнить задания.

Рефлексия

Урок:

  • привлек меня тем…

  • показался интересным…

  • взволновал…

  • заставил задуматься…

  • навел меня на размышления…

Конспект урока по познанию мира Путь познания(4 класс)

Конспект урока по познанию мира Путь познания(4 класс)

Конспект урока по познанию мира Путь познания(4 класс)

Конспект урока по познанию мира Путь познания(4 класс)

Орудия труда первобытных людей

Конспект урока по познанию мира Путь познания(4 класс)

Получение огня



© 2010-2022