Программа внеурочной деятельности Цветик-семицветик

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения г. Челябинска.

.


Утверждено приказом директора

МБОУ ЦПМСС

от__________________№_______

______________(Правосудова И.П.)


Принято педагогическим советом

МБОУ ЦПМСС

Протокол №______от_______2013г.




Образовательная программа «Цветик - Семицветик»


для детей начальной школы

срок реализации программы 4 года.







составитель

Гордеева Алла Викторовна

педагог дополнительного образования




г. Челябинск

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка ____________________________________ 3
Учебно-тематический план ________________________________ 7
Содержание изучаемого курса ______________________________ 13
Планируемые результаты __________________________________
Список использованной литературы _________________________ 34






























Пояснительная записка. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни. В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. В приоритетной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что сегодня особенно актуальной становиться задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Однако, эта задача не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Новизна программы состоит в том, что используя разные техники художественно-творческой деятельности: аппликации из гипса, бисера, стекла, бумаги, бросового и природным материалом, витраж, мозаика, барельеф из пластилина, c детьми изучаются быт, традиции, культура и история родного края. Программа знакомит с декоративно-прикладным искусством народов России (Жостова, Городца…), родного края, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Программа актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Педагогическая целесообразность: «Каждый ребёнок талантлив и талантлив по-своему». Программа доступна для детей любого уровня развития, позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение, художественные навыки. Цель: Создание условий для развития творческой активности и самореализации личности, формирование основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство. Задачи: Обучающие:

  • Обучение основам изобразительного искусства.
  • Обучение основам народного и декоративно-прикладного искусства.
  • Формирование навыков работы с разными материалами.
Развивающие:
  • Развитие художественно-эстетического вкуса детей.
  • Развитие творческого потенциала.
  • Развитие коммуникативных способностей ребёнка.
Воспитательные:
  • Приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
  • Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали.
  • Воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Главным принципом нашей деятельности является - любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития. В рамках нашей профессиональной деятельности мы реализуем следующие педагогические идеи:
  1. формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.
Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении;
  1. опора на личностно-ориентированный подход в образовании, игровые и проектные технологии.
  2. учет особенностей культуры своего народа, национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.


Место в учебном плане:
  • курс обучения длится 4 года. Программа рассчитана с 1 по 4 классы;
  • занятия проводятся по 2 часа в неделю;
  • на изучение каждого курса для 1 класса отводится 33 часа, 2, 3, 4 классов- по34 часа. Занятия рассчитаны на 33 учебные недели для 1 класса и на 34 учебные недели для 2-4 классов;
  • материалы по декоративно-прикладному искусству могут использовать учителя ИЗО, технологии и классные руководители младшего звена.

Данная программа - является результатом многолетнего опыта работы с детьми в системе дополнительного образования. При разработке данной программы учитывались «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». (письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003г.); технология игровой деятельности Л.А.Байкова, Л.К. Гребенкина. Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, используя разные техники: аппликация из гипса, бисера, стекла, бумаги, бросового и природного материала, витраж, мозаика, барельеф из пластилина. Организация, форма и тематика занятий обусловлена именно меж предметной связью ИЗО, декоративно-прикладного творчества и краеведения. Включает в себя экскурсии, поисковую деятельность, сбор и выставка старинных вещей, организация внеклассных мероприятий, праздников, в том числе с родителями по традиционным русским праздникам с особенностями конкретно взятой местности. Предлагаемая программа построена на принципах:
  • Принцип от простого к сложному;
  • Принцип доступности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности;
  • Принцип связи теории с практикой.
  • Принцип научности.
В работе необходимо использовать все виды деятельности: игру, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдать следующие правила:
  • Виды деятельности должны быть разнообразными, социально-значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы.
  • Деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовывать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чьё влияние благотворно.
  • Необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

Программа нацелена на результаты: Успешный, высоконравственный, духовно богатый человек с хорошо развитыми художественно-эстетическими творческими способностями. По окончании обучения обучающиеся получают следующие знания и умения: 1. Технические: - знание техники безопасности; - знание художественных материалов и различных техник работы с ними, умелое их сочетание для реализации творческого замысла. 2. Средства выразительности: - умение использовать цвет как средства передачи настроения, состояния, выделения главного; - умение применять цветовой и тоновой контрасты, контрасты величин; 3. Композиционные:
  • владение средствами выразительности: самостоятельный выбор совокупностей выразительных средств, наилучшим образом раскрывающих замысел;
- умение передавать пространственное положение объектов;
  • умение составлять композицию на заданную тему, выбор формата, масштаба, выразительности и правильности компоновки, целостности композиции, выделение сюжетно-композиционного центра;
- умение работать с таблицей, чертежом. 4. Декоративные: - умение создавать декоративный образ, стилизовать его;
  • умение использовать линии, силуэт, цвет, пропорции, формы в процессе проектирования объектов.
5. Мыслительные: - умение создавать яркие, выразительные образы (образное мышление); - умение фантазировать, самостоятельно создавать новые оригинальные образы; - умение анализировать, давать оценку (аналитическую оценку); - владение словарем по предмету. Свободное владение понятиями: симметрия, гармония, колорит, контраст, ритм, символ, знак, стилизация и т.д.
Этапы реализации:
1 этап -1 год обучения «Мир искусства» Цель: Обучение основам изобразительного искусства. (Дети знакомятся со свойствами красок, композицией, декоративно-прикладным искусством)
2 этап - 2 год обучения «Искусство вокруг нас» Цель: Знакомство с техниками декоративно-прикладного творчества. (Ознакомление детей с техникой папье-маше, аппликации из бумаги, изготовление барельефов из гипса, витраж и торцевание.)
3 этап -3 год обучения « Мастера своего дела». Цель: Усложнение изученных техник. (Изготовление панно, картин, используя изученные технологии)
4 этап - 4 год обучения « Наш край». Цель: Учить применять приобретённые знания и умения в своём творчестве.


Учебно-тематический план.

первый год обучения

«Мир искусства».

Тематическая направленность

теория

практика

всего

1.

Волшебные краски

1

8

9

Вводное занятие

1

1

2

Свойство красок

-

1

1

Рисование с натуры

-

1

1

Рисование по представлению

-

1

1

Живопись

-

1

1

Цветоведение

-

2

2

Композиция

-

1

1

2

Основные средства художественной выразительности

2

5

7

Графический рисунок

1

1

2

Светотень

1

1

2

Форма изображаемого предмета

-

1

1

Практические занятия по рисунку

-

2

2

3

Декоративное рисование

1

8

9

«Сказочная гжель»

Изучение элементов росписи.

1

2

2

Составление узора в круге

-

1

1


Изготовление и роспись декоративных панно.

-

1

1

«Дымковская игрушка»

Изучение элементов росписи

-

1

2


Лепка роспись дымковских игрушек.

-

1

1

Коллективная работа «Дымковская сказка»

-

2

2

4.

«Городецкая роспись»

2

6

8

Изучение элементов росписи.

1

1

2


Изготовление и роспись декоративных панно

-

2

2

«Жостовские подносы»

Изучение элементов росписи.

1

2

3

Составление узора в круге.

-

1

1

ИТОГО:

6

27

33

Учебно-тематический план

Второй год обучения

«Искусство вокруг нас»

1.

Технология выполнения аппликации из бумаги

1

5

6

Вводное занятие. Техника безопасной работы с ножницами.

1

-

1

Плоскостная аппликация

-

1

1

Аппликация из разных видов бумаг

-

1

1

Аппликация из конфетти (изготовление конфетти при помощи дырокола)

-

1

1

Аппликация из самоклеющейся бумаги

-

1

1

Объёмная аппликация

-

1

1

2.

«Технология изготовления гипсовых барельефов»

1

5

6

Материалы и приспособления. Свойства гипса. Техника безопасности при работе с гипсом.

1

-

1

Изготовление гипсовых барельефов.

-

2

2

Роспись гипсовых барельефов.

-

3

3

3.

Технология изготовления изделий из папье-маше.

1

8

9

Вводное занятие.

1

-

1

Изготовление предметов условно-плоскостной формы: блюдца, тарелочки, подносы.

-

1

1

Изготовление изделий сложной формы: вазы, кувшины.

-

2

2

Изготовление изделий по своему эскизу:

  1. Лепка изделия из пластилина;

  2. Придание формы в технике папье-маше;

-

4

4

Роспись изделий.

-

1

1

4.

«Витраж»

1

8

9

Вводное занятие. Материалы, приспособления. Свойства витражных красок. Техника безопасности при работе со стеклом.

1

-

1

Работа контуром по готовому эскизу.

-

1

1

Роспись заготовки.

-

2

2

Самостоятельное рисование эскизов к росписи.

-

2

2

Практические упражнения рисования витражными красками.

-

3

3

5.

«Торцевание»

1

3

4

Вводное занятие. Знакомство с материалом.

1

-

1

Аппликация в технике торцевание.

-

1

1

Объёмные работы в технике торцевание

-

2

2

ИТОГО:

5

29

34

Учебно-тематический план

третий год обучения

«Мастера своего дела»

1.

Технология выполнения аппликации из бисера, стекла, пайеток, природного и бросового материалов.

1

6

7


Вводное занятие. Знакомство с материалом. Техника безопасности при работе с инструментами.

1

-

1


Аппликация-вышивка из бисера.

-

2

2


Аппликация-вышивка из стекляруса, пайеток.

-

2

2


Аппликация из природного материала.

-

1

1


Аппликация из бросового материала.

-

1

1

2

Технология изготовления картин и скульптур из солёного теста.

1

6

7


Вводное занятие. Знакомство с материалом.

1

-

1


Изготовление изделий из соленого теста.

-

2

2


Роспись изделий из солёного теста.

-

2

2


Составление коллективных композиций из солёного теста с использованием тканей и подручного материала .

-

2

2

3.

Технология изготовления кукол из папье-маше

-

7

7


Изготовление объёмной головы куклы

-

2

2


Пошив платья для куклы.

-

2

2


Изготовление сказочных героев для кукольного театра.

-

3

3

4.

«Многослойный витраж»

-

6

6

Витраж

-

1

1

Многослойный витраж

-

1

1

Витраж с использованием декоративных элементов: бисера, пайеток…

-

4

4

5.

Технология изготовления игрушек в технике торцевание.

1

6

7

Вводное занятие.

1

-

1

Изготовление изделий в технике торцевание.

-

6

6

ИТОГО:

3

31

34



Учебно-тематический план.

четвёртый год обучения.

«Наш край».

1.

«Природа нашего края».

Совершенствование технологии аппликации из различных материалов.

-

5

5


«Цветы», аппликация из бисера.

-

1

1


«Уральские леса, поля, леса», аппликация из природного материала

-

2

2


Работа над проектом: «Природа нашего края».

-

2

2

2.

«Животные и птицы нашего края». Совершенствование навыков изготовления игрушек из солёного теста.

-

5

5


Изготовление коллекции игрушек и композиций из соленого теста

-

5

5

3.

«Памятники старины». Проектная деятельность.

-

6

6


Разработка творческих проектов.

-

6

6

4.

«Обычаи нашего края». Проектная деятельность.

-

6

6


Разработка творческих проектов.

-

6

6

5.

«Урал», витражная техника

-

5

5


Создание витражей с Уральской тематикой.

-

5

5

6. «Итоговая выставка».

1

6

7


Подготовка к персональным выставкам. Оформление работ.

1

6

7


ИТОГО:

1

33

34



Содержание курса.

Первый год обучения: «Мир искусства».

Цель: Обучение основам изобразительного искусства.


Ведущие темы:

1.Волшебные краски.

Вводное занятие.

Свойство красок.

Рисование с натуры.

Рисование по представлению.

Живопись.

Цветоведение.

Композиция.


2.Основные средства художественной выразительности.

Графический рисунок.

Светотень.

Форма изображаемого предмета.

Практические занятия по рисунку:

  • Рисование предметов условно-плоскостной формы;

  • Рисование фруктов.


3.Декоративное рисование.

«Сказочная гжель».

Изучение элементов росписи.

Составление узора в круге.

Изготовление и роспись декоративных панно:

  • Панно из папье-маше;

  • Коллективные работы.

«Дымковская игрушка».

Изучение элементов росписи.

Лепка и роспись дымковских игрушек:

  • Уточки;

  • Лошадки;

  • Барышни;

  • Кавалера.

Коллективная работа: «Дымковская сказка».

«Городецкая роспись».

Изучение элементов росписи.

Изготовление и роспись декоративных панно:

  • Круглых панно;

  • Разделочных досок;

  • Панно необычной формы.

«Жостовские подносы».

Изучение элементов росписи.

Составление узора в круге:

  • Узор в центре;

  • «Венок»;

  • Узор с боку.

  • Варианты бордюров.

Изготовление подносов из папье-маше.

Роспись подносов.

«Золотая хохлома».

Изучение техники росписи хохломских мастеров.

Составление узора в полосе и круге.

Изготовление и роспись декоративных панно:

  • Роспись блюдца;

  • Роспись вазы;

  • Роспись сахарницы.

Дети первого года обучения должны знать:

  • Основные средства художественной выразительности: линию, светотень;

  • Использование цветовых контрастов;

  • Приёмы декоративного рисования;

Дети должны уметь:

  • Владеть гуашевыми и акварельными красками, графическими материалами, пластилином.

  • Изображать особенности разных времён года (выбор соответствующей техники, средств выражения)

  • Наблюдать, изображать и лепить явления окружающей жизни.

  • Различать росписи различных мастеров декоративно-прикладного направления.


Второй год обучения: «Искусство вокруг нас».

Цель: Знакомство с техниками декоративно-прикладного искусства.


Ведущие темы:

1.Технология выполнения аппликации из бумаги.

Вводное занятие. Техника безопасной работы с ножницами.

Выполнение образца плоскостной аппликации.

Аппликация из цветной бумаги.

Аппликация из конфетти (изготовление конфетти с помощью дырокола)

Аппликация из самоклеящейся бумаги.

Объёмная аппликация.


2.Технология изготовления барельефов из соленого теста.

Материалы и приспособления. Свойства соленого теста.

Изготовление барельефов и соленого теста.

Роспись барельефов.


3.Технология выполнения изделий из папье-маше.

Вводное занятие.

Изготовление предметов условно-плоскостной формы: блюдца, тарелочек, подносов.

Изготовление изделий сложной формы: вазы, кувшины.

Изготовление изделий по своему эскизу:

  • Лепка изделия из пластилина;

  • Придание формы в технике папье-маше.

Роспись изделий.


4.«Витраж».

Вводное занятие. Материалы, приспособления. Свойства витражных красок. Техника безопасности при работе со стеклом.

Работа с контуром по готовому эскизу.

Роспись заготовки.

Самостоятельное рисование эскизов к росписи.

Практические упражнения рисования витражными красками.


5.«Торцевание»

Вводное занятие. Знакомство с материалом.

Аппликация в технике «Торцевание».

Объёмные работы в технике: «Торцевание».


Дети второго года обучения должны знать:

- Технологию выполнения аппликаций из бумаги

- Технологию выполнения гипсовых барельефов

- Технологию выполнения изделий из папье-маше

- Искусство витража

- Технологию выполнения торцевания.


Дети должны уметь:

- Использовать в своём творчестве различные техники декоративно прикладного искусства.

Третий год обучения: «Мастера своего дела».

Цель: Усложнение изученных техник.


Ведущие темы:




1.Технология выполнения аппликации из бисера, стекла, пайеток, природного и бросового материалов.

Вводное занятие. Знакомство с материалом. Техника безопасности при работе с инструментами.

Аппликация из бисера.

Аппликация из стекла.

Аппликация из природного материала.

Аппликация из бросового материала (с использованием промышленных и бытовых отходов).


2..Технология изготовления композиций из солёного теста.

Изготовление изделий из солёного теста.

Роспись изделий из солёного теста.

Составление коллективных композиций из солёного теста .


3.Технология изготовления кукол из папье-маше. Изготовление объёмной головы куклы из папье-

маше.

Пошив платья для куклы.

Изготовление сказочных героев для кукольного театра.


4.«Многослойный витраж».

Витраж.

Многослойный витраж.

Витраж с использованием декоративных элементов: бисера, пайеток.


5.Технология изготовления игрушек в технике «Торцевание».

Вводное занятие.

Изготовление игрушек в технике: «Торцевание».


Дети третьего года обучения должны знать:

- Технологию выполнения аппликации из бисера, стекляруса и других материалов,

- Технологию выполнения фигур из солёного теста,

- Технологию изготовления кукол из папье-маше,

- Искусство выполнения многослойного витража,

- Технологию изготовления игрушек в технике: «Торцевание»


Дети должны уметь:

- Применять различные материалы в своём творчестве,

- Заливать и расписывать гипсовые скульптуры,

- Делать игрушки и панно в различных техниках.

Четвёртый год обучения: «Наш край».

Цель: Учить применять приобретённые знания и умения в своём творчестве.


Ведущие темы:

1.Природа нашего края».

Совершенствование технологии аппликации из различных материалов.

«Цветы», аппликация из бисера.

  • Букет

  • Розы

  • Ромашки

  • (Выбор детей)

«Уральские леса, поля, леса», аппликация из природного материала

Работа над проектом: «Природа нашего края».


2.«Животные и птицы нашего края». Совершенствование навыков изготовления игрушек из солёного теста.

Изготовление коллекции игрушек и композиций из солёного теста.


3.«Памятники старины». Проектная деятельность.

Разработка творческих проектов.


4.«Обычаи нашего края». Проектная деятельность.

Разработка творческих проектов.


5.«Урал», витражная техника.

Создание витражей с Уральской тематикой.


6.«Итоговая выставка».

Подготовка к персональным выставкам.

Оформление работ.


Дети четвёртого года обучения должны знать:

- Техники работы с разными материалами и применять их в своём творчестве.

Дети должны уметь:

- Самостоятельно разрабатывать творческие проекты.



Методическое обеспечение.

Методы, формы, этапы реализации.


На занятиях успешно реализуются технологии проектного и проблемного обучения, которые позволяют использовать различные приёмы, формы и методы организации учебного процесса: занятия - фантазии, творческие путешествия, защита творческих проектов, ролевые игры и т.д. В зависимости от поставленных задач педагог на занятиях использует различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще сочетая их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практическая работа включает выполнение графических зарисовок в альбоме (эскизы, рисование с натуры и по представлению), изготовление поделок, аппликаций, игрушек - сувениров . Педагогу необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки. Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремиться выбирать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в выполнении изделий. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и возможного разнообразия в оформлении игрушек. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность детей, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением педагогом графических работ на доске и на большом листе бумаги, прикрепленном к доске. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешним виде, форме, декоративном оформлении. Готовясь к занятиям, педагог особенно тщательно должен продумывать методику показа наглядного материала, как и в какой последовательности проводить показ и объяснения, на что обратить внимание. Принципы обучения:

  • Принцип от простого к сложному;
  • Принцип доступности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности;
  • Принцип связи теории с практикой.

Новые нетрадиционные техники рисования. 1. Рисование перышком. Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: бумага, гуашь, перышко, обернутое ниткой так, чтобы остался только мягкий кончик для рисования. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на перышко и прорисовывает нужные элементы. Для изменения цвета меняется мисочка и перышко. 2. Рисование нитками на клейкой бумаге. Средства выразительности: линия, штрих. Материалы: бумага клейкая, разной фактуры нитки (нитки белого цвета разной фактуры: швейные, ирис, мулине, для вязания и плетения), тесьма, шнур, ножницы. Способ получения изображения: ребенок берет клейкую бумагу клейкой стороной вверх, отстригаем нужного размера нитки, тесьму, шнур и узором приклеивает их на клейкую бумагу. 3. Рисование цветным клеем. Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: клей ПВА разводится темперными красками в разной пропорции, в зависимости от нужного насыщения цвета. Способ получения изображения: ребенок берет тюбик цветного клея и рисует, путем выдавливания из тюбика клея, осуществляя задумку.
Правила рисования краской. 1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами. 2 . При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии. 3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге. 4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти. 5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом). 6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз. 7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь. Правила рисования карандашом. 3. Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сильно не сжимая, не близко к отточенному концу. 4. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия. 5. линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз. 6. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше. 7. Предметы круглой формы надо рисовать одним движением руки туда- обратно. 8. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда- обратно. 9. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой. 10. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета. 11. Закрашивать рисунок без просветов. 12.з акрашивая рисунок. Нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо нажать, если нужно закрасить посветлее. Этапы работы с глиной. I этап Изделие вылепливается и высушивается; II этап Высушенное изделие тщательно оправляется (заглаживается) влажной салфеткой; III этап Оправленное изделие обжигается, грунтуется, расписывается. Основные способы лепки. 1. Конструктивный способ - лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. 2. Пластический способ - лепка из целевого куска глины. 3. Комбинированный способ - лепка с применением пластического и конструктивного способов. 4. Ленточный способ - служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т.д.). 5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины. 6. Способ выбирания глины стекой. При присоединении частей изделия используются приёмы: прижать, примазать, вдавить, загладить.
Как получить шарообразную, цилиндрическую форму и преобразовать их. Как получить шарообразную форму. 1. Раскатать кусочек глины круговыми движениями; 2. Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности; 3. Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев; при таком способе получаются очень маленькие шарики.
Как получить цилиндрическую форму. 1. Раскатать кусочек пластилина (глины) в ладонях продольными движениями туда - обратно; 2. Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями; 3. Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики. Как преобразовать форму шара. 1. Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать в овоид или эллипс; 2. Оттянуть с одной стороны; 3. Раскатать и при необходимости согнуть; 4. Сплющить между ладонями в диск; 5. Раскатать в конус; 6. Сплющить с одной стороны в полусферу; 7. Сделать углубление пальцами или карандашом. Как преобразовать форму цилиндра. 1. Свернуть в кольцо; 2. Скрутить в спираль; 3. Сплющить с ленту; 4. Раскатать в конус; 5. Свить или сплести 2-3 колбаски.
Последовательность лепки народных глиняных игрушек. Последовательность лепки гжельской собачки. 1. Скатывание шарика. 2. Превращение шарика в толстую лепёшку. 3. Наметить головку путём легкого нажатия пальцами на глину. 4. С противоположной стороны намечаем туловище и хвост. 5. Под головкой одним движением пальца намечаем лапы. 6. С двух сторон головы вытягиваем ушки и нос собачки. 7. Вытягиваем лапы сидящей собаки, формируем хвост и уши. 8. Осматриваем фигурку. Мокрыми пальцами сглаживаем неровности на поверхности фигурки. Последовательность лепки гжельской кошечки. 1. Скатывание шарика. 2. Скатывание лепёшки с выделением головы. 3. Вытягивание лапок. 4. Вытягивание хвоста и ушей. 5. Подворачивание хвоста и его плотная примазка к туловищу. 6. Уточнение деталей. Последовательность лепки Полкана - кентавра (каргопольская игрушка). 1. Выполнить верхнюю часть туловища (торс) и плоскую голову на толстой шее. 2. Лепить туловище коня. 3. Торс соединить с туловищем коня, а потом прилепить руки, головной убор и другие предметы, сопровождающие игрушку Последовательность лепки каргопольской барышни. 1. Сначала слепить туловище с головой (торс). 2. Насадить торс на юбку-колокол, слепленную отдельно. 3. Закрепить на заготовке руки, головной убор, придать положение рукам и дать ей в них чашку, коромысло, каравай хлеба. Фигурка барыни приземистая, крепкая. 4. Роспись. Кофта расписывается в яркий кирпично-красный, жёлтый цвет, передник обязательно белый, с узором, юбка - более тёмная (кирпичного, темно-зелёного, синего, чёрного цвета). Головной убор - в тон кофты или юбки.
Последовательность лепки дымковской барышни. 1. Приступая к выполнению барышни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку или ступку (широкий у основания пустотелый корпус), всё время, вертя её в руках для выравнивания стенок. 2. Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею. 3. На шее укрепляют шарик - голову. 4. К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно сгибают и складывают на талии. Последовательность лепки дымковского коня. 1. Начинают лепку с большой колбаски, надрезают её с двух сторон. Формируют ноги коню. 2. Налепляют на заготовку туловища голову и шею. 3. Делают конусообразные уши и крученым жгутом - гриву и хвост. 4. Конь готов. Можно посадить на коня всадника - и готова новая игрушка. Последовательность лепки дымковского индюка. 1. Основу игрушки лепим в форме овала, формируем ноги. 2. Выполняем хвост. Из большого комка глины катаем шар и затем расплющиваем его в лепёшку, толщина которой около 1 см. Примазываем хвост-лепёшку к туловищу. 3. Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху (как делали руки барышне). 4. Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву. 5. Оформляем оборками крылья и хвост. Последовательность лепки Птицы- Сирина (каргопольская игрушка). 1. Исходная форма - удлиненный овоид или широкий цилиндр. 2. Концы полученной формы неравномерно загибаем вверх: для шеи повыше, для хвоста пониже. 3. Легким движением формируем ноги. 4. Шею слегка изгибаем, формируем на ней головку - слегка оттягиваем и закругляем. 5. Вытягиваем клюв, формируем хвост. 6. Вытягиваем крылья и украшения для головы.
Последовательность лепки филимоновской птички. 1. Берем кусок глины. 2. Лепим два глиняных шарика: один (побольше) для туловища, другой - для подставки. 3. Раскатываем колбаску, сгибаем ее. 4. Вылепляем голову, клюв, бородку, гребешок. Соединяем с подставкой.
Последовательность лепки коргопольского медведя пластическим способом. 1. Раскатываем глину в форме овоида. 2. С помощью стеки нижний край делим пополам для лепки лап. 3. Вытягиваем лапы и формируем голову. 4. Выделяем мелкие детали (хвост и уши). 5. Придаем изделию форму и заглаживаем неровности.
Последовательность лепки каргопольского коня пластическим способом. Заготавливаем цилиндрик шириной с ладонь. Затем начинаем постепенно изгибать заготовку под прямым углом. Короткая вертикальная часть превратиться в голову коня и шею. 1. Более длинную часть изгибаем дугой - это туловище фигурки. 2. Стекой делаем глубокие надрезы с двух сторон туловища. 3. Из надрезов формируем передние, задние ноги коня и хвост. 4. Вытягиваем голову и гриву. Формируем ушки. 5. Готовую фигурку сушим и расписываем темперными красками. Последовательность конструирования и раскрашивания дымковской барышни - франтихи. 1. Вырезать детали барышни по контуру. 2. Раскрасить две половинки верхней части. 3. Отделить линией шляпу и закрасить переднюю и заднюю ее части, нарисовать волосы и части лица: брови - тонкие дужки, глаза - черные точки, рот - красная точка, щеки - небольшие красные кружки. 4. Простым карандашом разделить половинку круга на четыре части - провести линии от центра к краю круга и нарисовать в каждой части кольца нижнего ряда, потом на линиях нарисовать кольца второго ряда меньшей величины. 5. Дорисовать мелкие детали украшения юбки. 6.Намазать клеем не закрашенную половину круга и свернуть так, чтобы закрыть ее узорчатой половиной. Обжать верхушку конуса. 7. Намазать клеем верхнюю часть игрушки и прикрепить ее (от талии) на обжатую часть конуса. Изделия декоративно-прикладного искусства. Народные игрушки. Богородская резная игрушка: «Мужик и медведь», Мастера», «Гусар», «Охотник с собакой», «Веселая минутка», «Генерал Топтыгин». Дымковская (вятская) игрушка: Барыня, водоноска, всадник, лошадка, козел, баран, индюк, гусь, собачка. Филимоновская игрушка-свистулька: Барыня, мужик, всадник, медведь, козёл, петух, курица, коровка, олень, лошадка. Каргопольская игрушка: Барышня, мужик, птица-сирин, кентавр, медведь, корова, олень. Русская матрешка: Загорская, полхов-майданская, семеновская, разновидности матрешек: матрешка - барыня, матрешка - боярин, витязь и другие. Декоративная роспись. Гжельская керамика: Чайная пара, ваза, масленка, фигурки). Городецкая роспись по дереву. (тарелка, шкатулка, емкости для сыпучих, стульчик). Жостовская роспись на металлических подносах. (подносы с разным построением узора и разной формы). Хохломская роспись по дереву. (ложки, тарелки, половник, горшок, ковш, шкатулка, блюдо, солонка, ваза детский стульчик, стол и другие изделия). Другие виды изделий. Вологодское кружево. Павлово-посадские платки и шали. Изделия и одежда народов ханты и манси. Демонстрационные материалы. Берестов В. Д. Матрешкины потешки. Книжка-игрушка Дорофеева А. Наглядно-дидактические пособия. Наглядно-дидактические пособия. Гл. ред. Дорофеева А. Дрожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Рабочие тетради по основам народного искусства. Орловский П. История костюма. Книжка-раскраска. Нелюбин Ф. Ф. Альбомы для раскрашивания. Орлова Л. В. Рабочие тетради по основам народного искусства. Дорофеев Ю. Птушкина О. Русский праздничный народный костюм. Книжка-раскраска. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Рабочие тетради по основам народного искусства. Дрожин Ю. Г. , художник Т. Носова. Рабочие тетради по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2005. Папки с силуэтным моделированием. Таблицы с элементами росписей. Таблицы с последовательность рисования элементов и узоров. Алгоритмы последовательности создания изделий. Иллюстрации и фотографии с изображением изделий народных промыслов России. Дидактические игры. Наглядные пособия: Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала .Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком - либо образце или выполнении определённого задания, способствуют более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы. К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся красочные таблицы графического изображения. Наглядным пособием служит и различный иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о видах народной игрушки, её истории, о декоративно - прикладном искусстве.
Материалы, инструменты: Для выполнения работ необходимы определённые материалы, инструменты, приспособления. Природные материалы: листья, овощи, сухие ветки , шишки, ягоды рябины и калины, ракушки, яичная скорлупа, камушки, глина, листья рогоза… Другие материалы: восковые мелки, пластилин, цветная бумага, тесто, картон, нитки, проволока, воск (или свеча), ткань, фанера, гуашь, краски, альбом, мел, тушь, солёное тесто… Инструменты: ножницы, иголки, стеки, клей, кисточки. Материалы для занятий (в том числе для рисования нетрадиционными техниками). Белая и цветная бумага формата А3. Белая бумага формата А3, А4, А1. Белый и цветной картон формата А4. Простые карандаши. Цветные карандаши. Восковые карандаши. Фломастеры. Воздушные фломастеры. Пастель. Пастель масляная. Кисти беличьи №6, №5, №4, №3, №2. Палитра. Краска гуашь. Краска темперная. Белила. Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий). Глина. Пластилин. Стеки. Баночки с водой. Ткань цветная. Баночки из-под крема. Куклы. Картонная мебель для кукол. Кольца от счет. Клейкая бумага разного цвета. Свеча. Тушь цветная. Шампунь. Печатки разные. Различные «тычки». Ватные палочки. Перышко. Поролон. Штампы. Трафареты. Зубная щетка. Фломастеры для процарапывания. Нитки разной фактуры. Тесьма. Цветной клей. Фольга. Карандашный штрих. Оборудование. Столы для творчества. Фартуки. Салфетки бумажные и матерчатые. Аудиокассета с записью русских народных песен. Подставка под кисти и инструменты. Музыкальный центр. Видеокассета с записью фильмов о русских народных промыслов.
Оборудование для праздников и открытых занятий. Работы, выполненные детьми по народным художественным промыслам. Костюмы для участников. Ширма с аппликацией матрешек. Демонстрационный материал. Оформление класса.
Критерии эффективности.


1.Правильное расположение предметов на листе. Композиция.

2.Соблюдение пропорций и передача формы изображаемого предмета.

3.Умение передачи объёма предмета.

4Умение пользоваться основными цветами для получения новых оттенков.

5.Умение наблюдать и переносить увиденное на бумагу. Рисование с натуры.

6.Умение рисовать по представлению, вспоминая важные детали, форму, цвет изображаемой композиции.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Год обучения

Вид контроля

Методы диагностики результата

1

вводный

Исследование воспитанника


промежуточный

Выставка рисунков.


итоговый

Письменный опрос (тесты)

2

вводный

Панно: «Осеннее настроение» (занятие-обобщение по блоку программы: «Работа с природным материалом».


промежуточный

Выставка:

Тема: «Весенние мотивы».


итоговый

Защита персональных мини-выставок.

3

вводный

Самостоятельное выполнение заданий.


промежуточный

Творческий проект.


итоговый

Зачёт, контрольный опрос.





Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству: • Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие; • Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи; • Умеет самостоятельно провести анализ изделия; • Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов); • Выделяет элементы узора и составляет из них композицию; • Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи; • Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе; • Использует несколько нетрадиционных техник; • Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность; • Оригинальность.

Диагностические критерии технических навыков и умений оценки детских работ по декоративно-прикладному искусству: • Способность рисования по замыслу; • Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков; • Отсутствие изобразительных штампов; • Уровень воображения, фантазии; • Использование в работе разных способов лепки.

Словарь. Акварель - краски на водяной основе. Барельеф - скульптура на стене с рельефом на небольшой высоте. Горельеф - скульптура, выступающая почти целиком из плоскости фона, но все равно составляющая с ним единое целое. Горизонт - (как термин, применяемый в искусстве) - это условная линия уровня глаз рисующего, пересекающая воспринимаемый объект или идущая поверх него или снизу. Гравюра - изображение, оттиснутое на бумаге с гравировальной основы - металла, дерева или линолеума. Графика - один из видов изобразительного искусства, в котором изобра- жение дается в виде рисунка, нанесенного на какую-либо плос- кость в линейных формах. Грунт - защитный слой, наносимый перед росписью стены для вырав- нивания фона. Гуашь - краска тестообразной консистенции, разводимая водой и сме- шанная с камедью. Для яркости в нее добавляют белила. Колорит - общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согла- сованном единстве с другими. Композиция - это определенное расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами. Литография - оттиск, получаемый перенесением рисунка с плоской доски на бумагу. На литографскую доску наносится рисунок краской. Мазок - нанесение на полотно кистью порции смеси порошкового кра- сителя (пигмента) с маслом. Масляные краски - краски, состоящие из цветных пигментов, растертых с растительным маслом. При необходимости в них добавляют бензин и масло. Перспектива - это вспомогательная наука, изучающая изменения формы и цвета предмета, расположение его в пространстве при изобра- жении с определенной точки зрения. Светотень - это изображение на рисунке соотношения света и тени, для передания объема и особенности формы. Темпера - растворимая в воде краска, в которой пигменты растерты с яйцом. Тушёвка - сплошное покрытие одним тоном без нажима. Фреска - настенная живопись, исполненная водными красками по сырой штукатурке, в которую впитываются краски. Цвет - выразительное средство, отражающее материальные свойства предметов, передающее многообразие окружающего мира в его цветовом звучании. Штриховка - покрытие закрашиваемой поверхности линиями (штрихами).

Список литературы.



  1. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». В.Б. Косминская
Москва «Просвещение», 1981 г.
  1. «Весёлые игры». Р. Гибсон
Москва «Росмен», 1997 г.
  1. «Калейдоскоп чудесных ремёсел». Ю.Б. Гомозова
Ярославль «Академия, К», 1999 г.
  1. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина». В.С. Горичева
Ярославль «Академия К», 1998 г.
  1. «Роспись по дереву». Х.И. Махмутова
Москва «Просвещение», 1987 г.
  1. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры». М.И. Нагибина
Ярославль «Академия К», 2000 г.
  1. «Игрушки из бумаги». С. Афонькин
Санкт- Петербург, 2000 г.
  1. «Народные художественные промыслы». О. Попова
«Лёгкая и пищевая промышленность», 1984 г.
  1. «Мир культуры» (энциклопедия) О. Чернякевич
Смоленск «Русич», 2001 г.
  1. «Учимся рисовать». Г.П. Шалаева
Филологическое общество «Слово», 2004 г.
  1. «Искусство». К. Ноден
Москва «Астрель», 2001 г. 12. «Сказочная гжель». Ю.Г. Дорожин Москва «Мозаика - Синтез».
  1. «Городецкая роспись». Ю.Г. Дорожин
Москва «Мозаика - Синтез». 14. «Филимоновские свистульки». Ю.Г. Дорожин Москва «Мозаика - Синтез».
  1. «Жостовский букет». Ю.Г. Дорожин
Москва «Мозаика - Синтез.
  1. «Дымковская игрушка». Т.Я. Шпикалова
Москва «Мозаика - Синтез».
  1. «Хохломская роспись». Л.В. Орлова
Москва «Мозаика - Синтез».
  1. «Народные умельцы». В. Амоков
Верхне-Волжское издательство, 1990 г.
  1. «Русская народная живопись» С.К. Шегалова
Москва, 1984 г.







© 2010-2022