Конспект урока на тему: Цвет. «Живое письмо»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изобразительное искусство.

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 1-й класс. - М.: Баласс, 2011.

Уроки 3-5.

Тема. Чудо-радуга. Цвет. «Живое письмо».

Цели уроков по линиям развития:

1ЛР: Называть порядок цветов спектра. Иметь представление о живописи, дополнительных цветах, тёплых и холодных цветах.

2ЛР: Работать цветными карандашами, красками. Работать с цветом. Выполнять штриховку в заданном направлении. Работать по заданному алгоритму на примере работы над рисунком фазана. Согласованно работать в группе при выполнении коллективной работы «Чудо-дерево».

3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения живописи, выражать своё отношение к ним на примере пейзажа И. Левитана «Осень».

Обязательный минимум содержания: порядок цветов спектра, живопись, живописец (Н), насыщенность цвета, дополнительные цвета, тёплые и холодные цвета (П). (Н - необходимый уровень, П - повышенный уровень.)

Зрительный ряд: изображение спектра (семь цветов радуги в полосе), изображения радуги (в правильном порядке и нет), чёрно-белая фотография природы, И. Левитан «Осень», изображение разноцветных бабочек на радуге, схема работы над изображением фазана, изображение пар дополнительных цветов.

Этапы урока

Содержание

действия учителя

действия учеников

формирование УУД

1-й урок темы

I. Создание проблемной ситуации.

Учитель записывает тему урока: «Чудо-радуга. Живое письмо» и просит детей прочитать и ответить на вопросы:

- Что вас удивляет в названии темы?

П1, 2, К1

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

- То, что радугу называют чудом.

Познавательные действия (П)

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия (Р)

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия (К)

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты (Л)

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных и эстетических ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству - как своему, так и других людей.

6. Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели.

II.

Формулирование проблемы.

- Какой вопрос у вас возникает?

Если дети затрудняются, то учитель помогает сформулировать проблемный вопрос.

Р1, К1, 2

- Почему радугу называют чудом?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

III. Актуализация знаний. Выдвижение гипотез.

- Конечно, все вы не один раз любовались радугой. Расскажите о ней. Почему, как вы думаете, её называют чудом?

Р1, К1, 2

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

- Радуга красивая; возникает неожиданно.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с иллюстрациями.

Работа с текстом.

Работа с фотографиями и произведениями мастеров.

Практическая работа.

1. Учитель демонстрирует два изображения радуги. На первом цвета радуги расположены в правильном порядке, а на втором - неправильно.

- Рассмотрите два рисунка радуги. На каком из них радуга изображена точнее? Почему?

- Проверим ваши предположения. Прочитайте стихотворение на с. 8 учебника (с. 6 в рабочей тетради). Кто из вас догадался, как в нём «зашифрован» порядок цветов радуги?

- Итак, почему радугу называют чудом?

П1, 2, К1, 2, Р2

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

- На первом рисунке точнее, потому что цвета расположены в правильном порядке.

Дети могут затрудниться ответить.

- Первые буквы обозначают цвета радуги.

- Цвета радуги распределяются в определённом порядке.

2. - Как вы думаете, на каком изображении природа будет отображена более реалистично, жизненно - на фотографии или на картине?

Тогда учитель демонстрирует чёрно-белую фотографию природы и пейзаж И. Левитана «Осень».

- Теперь что вы скажете? Где более реалистично изображена природа? Почему?

- Искусству живописи подвластно всё: с помощью красок на холсте или бумаге живописец может правдиво изобразить людей, животных, красоту природы, окружающие нас предметы, сказочные или фантастические сцены, которые рождаются в его воображении, героические подвиги и повседневную жизнь. А ещё он может выразить своё отношение к тому, что изображает. Недаром живопись называют «живым письмом».

- С помощью чего художники-живописцы создают свои произведения?

- Почему радугу называют чудом?

П2, К1

- На фотографии.

Мнения могут разделиться.

- На пейзаже Левитана, потому что в жизни мы видим природу в красках.


- С помощью красок, цветов радуги.

- Используя цвета радуги можно нарисовать красивую природу.

V. Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него, используя фразу: «Радугу называют чудом, потому что, во-первых…, во-вторых…, в третьих…»

Р2, П2, К1, 2

Отвечают.

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

Учитель предлагает детям написать радугу красками (желательно использовать гуашь). Учитель показывает, как это делать, на листе бумаги, прикреплённом к доске.

- Вы тоже научитесь выражать свои мысли с помощью цвета, но для этого нужно много знать и уметь.

- Организуйте свои рабочие места для работы красками (с. 61 учебника). На с. 62 вы увидите, как нужно держать кисть.

- Откройте краски (красную, оранжевую, жёлтую, зелёную, голубую, синюю и фиолетовую).

- Смочите кисть (№ 8), снимите лишнюю воду, промокнув кисть о губку, наберите кончиком кисти красную краску и проведите широкую дугообразную полосу сверху листа бумаги.

- Обязательно промойте кисть, промокните, наберите оранжевой краски.

И под красной полосой проведите оранжевую. Промойте кисть.

- Подобным образом допишите остальные полосы радуги. Не забывайте каждый раз промывать кисть.

- Проверьте свою работу по стишку-подсказке.

Р2, Л4

Выполняют.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать цветные кружочки (красный - я молодец, зелёный - мне нужно ещё поработать, синий - сегодня не мой день и т.д.).

Р3, Л1, 5

Выполняют.

VIII. Домашнее задание.

- Принести рабочую тетрадь, альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши.

Этапы урока

Содержание

действия учителя

действия учеников

формирование УУД

2Дети ищуая фотография природы, И. карандаши..урока и предлагает детям ответить на него, используя фразу "131313131313131313131313131313131313131313-й урок темы

I. Актуализация знаний.

Учитель записывает тему урока: «Чудо-радуга. Цвет» и просит вспомнить или напоминает детям проблемный вопрос урока: Почему радугу называют чудом? Предлагает ответить на вопрос:

- Вспомните порядок цветов радуги.

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

Вспоминают порядок цветов.

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных и эстетических ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству - как своему, так и других людей.

6. Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели.

II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Практическое задание.

Работа с учебными рисунками.

Работа с текстом.

1. - Организуйте свои рабочие места для работы цветными карандашами (с. 57 учебника). На с. 58 (рис. 1 и 2) вы увидите, как нужно держать карандаш.

- Откройте рабочие тетради. Возьмите один карандаш любого яркого (своего любимого) цвета и выполните упражнение на штриховку. Старайтесь выдерживать одинаковый нажим карандаша на бумагу. Штриховку первого квадрата наносите в направлении стрелки. Штриховку второго квадрата выполняйте в два этапа: сначала по направлению одной, а потом - другой стрелок. Третий квадрат нужно заштриховать в три слоя, по направлениям всех трёх стрелок.

- Рассмотрите свою работу. Чем отличаются раскрашенные вами квадраты? Почему?

- Цвета могут быть бледнее или ярче. Художники называют это свойство «насыщенность цвета». Чем больше слоёв штриховки в разных направлениях вы наносите, тем темнее, ярче, насыщеннее становится цвет.

Выполняют.

Выполняют.


- Один светлый, другой темнее, третий ещё темнее. Светлее тот, на котором один слой штриховки, темнее тех, на которых больше слоёв штриховки.

2. - Оказывается, чтобы цвет выглядел ярче, можно использовать ещё один секрет радуги. Рассмотрите изображение разноцветных бабочек на радуге (учебник, с. 9) и ответьте на вопросы:

- Какая из бабочек выглядит ярче - оранжевая или голубая на синем фоне?

- Красная или синяя на зелёном?

- Художники, которые занимаются живописью, давно поняли, что некоторые цвета кажутся ярче, когда находятся рядом. Такие цвета называют дополнительными. Какие это цвета, вы можете прочитать на с. 9 учебника. Две пары цветов вы уже отыскали сами.

Хорошо читающий ученик зачитывает текст учебника на с. 9, другой ученик у доски раскладывает заданными в тексте парами листы цветной бумаги в качестве иллюстрации к прочитанному.

- Как вы думаете, как можно использовать это свойство цвета в работе художника?

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

- Оранжевая - на синем, и красная - на зелёном.

Выполняют.

- Можно использовать в рисунке, а если нужно сделать его ярким, можно взять дополнительные цвета.

2. Учитель предлагает детям на основе полученных знаний выполнить задание 4 на с. 7 в рабочей тетради.

- Рассмотрите птиц на с. 7 в рабочей тетради. Птичка какого цвета будет лучше всего видна на красном фоне? На жёлтом? На голубом?

- Раскрась первую и вторую птичку так, чтобы они были хорошо заметны, а третью птичку «спрячь».

Отвечают (возможные варианты ответов):

- Зелёного - на красном, фиолетового - на жёлтом, оранжевого - на голубом.

Выполняют.

III. Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него, используя фразу: «Радугу называют чудом, потому что, во-первых…, во-вторых…, в третьих…». Необходимо использовать термины «насыщенность цвета», «дополнительные цвета».

Отвечают.

IV. Применение знаний (продуктивные задания).

- А теперь на основе полученных знаний пусть каждый из вас нарисует красивую разноцветную чудо-птицу на листе белой бумаги по схеме на с. 8 в рабочей тетради.

ПОРЯДОК РАБОТЫ:

1. Обвести свою руку.

2. Дорисовать птицу.

3. Выполнить штриховку получившегося рисунка, используя пары дополнительных цветов.

4. Обвести птицу ярким фломастером.

Выполняют.

V. Итог урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность по следующему алгоритму:

- Что тебе нужно было сделать? Какое было задание?

- Ты справился с заданием? Полностью?

- Самостоятельно или с чьей-то помощью? С чьей?

- Ты доволен своей работой или хотел бы что-нибудь изменить?

Можно использовать цветные кружочки (красный - я молодец, зелёный - мне нужно ещё поработать, синий - сегодня не мой день и т.д.).

Для первого раза нужно выбрать ученика, который не испугается оценивать себя перед всеми учениками.

Отвечают (возможные варианты ответов):

- Нарисовать чудо-птицу по схеме и раскрасить, используя дополнительные цвета.

- Да, справился.

- Самостоятельно.

- Я доволен своей работой.

VI. Домашнее задание.

- Эту птичку нужно будет вырезать и принести на следующее занятие. На следующем уроке все желающие участвовать в коллективной работе изготовят большую картину «Чудо-дерево», на которое слетятся все ваши птички. Если кто-то хочет изготовить картину со своей птичкой самостоятельно, это можно сделать по схематическим рисункам на с. 9. Сегодня нам нужно решить, кто хочет работать в группе, а кто - самостоятельно.

- Поднимите руки, кто будет работать вместе со всеми! А теперь - те, кто изготовит собственную картинку!

Примечание: если желающих работать в группах слишком много, их нужно разделить на группы, не больше 10 чел. в каждой. Ствол и ветви дерева заранее готовит сам учитель или ученик, который может и хочет это сделать. Листочки для дерева можно вырезать из сложенной в «гармошку» цветной бумажной полоски высотой 4-5 см.

Три-пять листочков может изготовить каждый ребёнок.

- Принести альбом, рабочую тетрадь, фломастеры, клей, ножницы, цветную бумагу, вырезанную птицу.

Выполняют, записывают задание.

Этапы урока

Содержание

действия учителя

действия учеников

формирование УУД

3-й урок темы

I. Актуализация знаний.

Учитель записывает тему урока: «Чудо-радуга», предлагает детям вспомнить проблемный вопрос прошлых уроков: Почему радугу называют чудом?

- Давайте вспомним всё, что мы узнали нового о цвете.

- Из каких цветов состоит радуга?

- Какой цвет идёт в радуге после жёлтого? Какой - перед голубым?

- Назовите первый и последний цвета радуги.

- Что обозначают первые буквы стихотворения-подсказки? Расскажите его и назовите по порядку цвета радуги.

- Расскажите, как вы понимаете, что такое насыщенность цвета и как можно её усилить.

- Я буду называть цвет, а вы назовите дополнительный ему.

Красный -…

Оранжевый -…

Фиолетовый -…

- Для чего художники используют дополнительные цвета?

Отвечают.

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных и эстетических ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству - как своему, так и других людей.

6. Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели.

II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

- Вот сколько чудесного в цветах радуги мы открыли, но есть ещё один секрет у радуги. В каждой паре дополнительных цветов один цвет - тёплый, а другой - холодный.

- Попробуйте определить какой из них теплый, а какой - холодный. Объясните, почему вы так думаете.

Учитель демонстрирует детям пары дополнительных цветов:

Красный - зелёный

Оранжевый - синий

Фиолетовый - жёлтый

Отвечают (возможные варианты ответов):

- Красный - тёплый, зелёный - холодный, оранжевый - тёплый, синий - холодный, фиолетовый - холодный, жёлтый - тёплый.

- Красный, оранжевый и жёлтый цвета присутствуют в огне, солнечных лучах, от которых исходит тепло, а остальные цвета навевают прохладу. Синяя вода, фиолетовые тучи, из которых идёт холодный дождь, прохладная зелёная травка.

III. Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него, используя фразу: «Радугу называют чудом, потому что, во-первых…, во-вторых…, в третьих…». Необходимо использовать термин «тёплые и холодные цвета».

Отвечают.

IV. Применение знаний (продуктивные задания).

Творческая коллективная или индивидуальная работа (по выбору).

- Молодцы! А теперь приступим к творческой работе. Скоро в нашем классе вырастет настоящее чудо-дерево, на которое слетятся волшебные разноцветные птицы!

Пусть каждый из вас достанет свою птицу (она должна быть вырезана; кто не успел, может сделать это сейчас).

Те ребята, которые будут работать отдельно, могут приступать к работе по схематическим рисункам на с. 9 в рабочей тетради. Внимательно рассмотрите рисунки и составьте по ним план действий, а потом - работайте по плану.

ПОРЯДОК РАБОТЫ:

1. Вырезать птицу и листочки.

2. На белом листе нарисовать ветку (можно использовать фломастер).

3. Приклеить к ветке листочки и птицу.

- А мы приступаем к общей работе. Все ли её участники подготовили (нарисовали и вырезали) птичек и листочки? Если кто-то отсутствовал на прошлом уроке - не беда, постарайтесь выполнить это здание сейчас, руководствуясь схемой на с. 8 в рабочей тетради.

Сейчас вы будете участвовать в создании общей композиции. Вот наше дерево без листочков. Мы заранее подготовили его.

- Как вы думаете, что нужно наклеить сначала - птиц или листья дерева?

- Конечно, листочки, потому что они - часть дерева, а птицы прилетают и садятся поверх веток и листьев.

-Теперь несите свои листочки, будем располагать их на ветках.

- Вот теперь очередь дошла и до птиц.


Выполняют.


Дети располагают листочки на «ветках», обсуждая результаты, и когда найдут наилучшее их расположение, наклеивают листья.

Затем в том же порядке располагаются и наклеиваются птички. Все этапы работы обсуждаются всеми участниками работы. Хорошо, если в процессе работы определятся лидеры из числа детей.

V. Итог урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу. Сначала оценивает себя ученик, который работал индивидуально, нужно выбрать того, который не побоится оценить себя перед одноклассниками.

Вопросы ученику:

- Что тебе нужно было сделать? Какое было задание?

- Удалось тебе выполнить свою работу? Полностью?

- Самостоятельно или с чьей-то помощью? С чьей?

- Ты доволен своей работой или хотел бы что-нибудь изменить?

Учитель предлагает одной из групп работавших коллективно оценить свою работу. Отвечает лидер группы или кто-либо из ребят, остальные дополняют. Вопросы группе:

- Что вам нужно было сделать? Какое было задание?

- Удалось вам выполнить свою работу? Полностью?

- Кто был лидером группы?

- Все ли ребята из группы выполнили свои задания? Самостоятельно или кому-то пришлось помогать? Кто помогал?

- Вы довольны своей работой или хотели бы что-нибудь изменить?

Выполняют.

VI. Домашнее задание.

- Принести рабочую тетрадь, альбом, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.

Выполняют.

* Метапредметные и личностные результаты можно обозначать цифрами соответствующего цвета или буквами и цифрами

(П1, Р2, К1, 4, Л1, 2) или выделять нужные умения в 4-м столбце.

© ООО «Баласс», 2013 Страница 13


© 2010-2022