Рабочая программа кружковой работы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа по работе с одаренными детьми

кружок « Эврика»

секция « Кубановедение»


« Кубанская азбука»


1. Пояснительная записка


Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Любовь к родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос. Программа кружка «Кубанская азбука» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся расширить и углубить знания, понять, полюбить малую родину, сделать его лучше и живописнее. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы. Основу содержания программы составляет «Обязательный минимум содержания общего образования по КУБАНОВЕДЕНИЮ».
Цель программы:

  • Формирование будущих граждан города, знающих и любящих свой край, физически здоровых, способных решать трудные практические задачи.
  • Воспитание патриотизма и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей города Лабинска.

Образовательные задачи:

  • знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Многочисленные практические занятия позволят детям понять взаимосвязь природных явлений, оценить значение и важность мер по охране природы, помогут воспитать доброе отношение ко всему живому, развить интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города, края, сформировать начальные навыки исследовательской работы. Программа адаптирована на возраст детей 7 - 11 лет, органично вливается в курс «Кубановедение», «Окружающий мир», т.к. эти курсы связаны с изучением родного города, края, природы. Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Сроки реализации: 1 год Возраст детей: 7 - 8 лет Набор детей: свободный Состав группы: постоянный Занятия: групповые
Итоги реализации программы Выставки работ учащихся, соревнования, исследовательская работа
К концу обучения в кружке дети должны знать: - название своего края; - названия городов, станиц края; - названия рек, озер края; - растения и животных края; - элементы истории города - проводить простейшие исследования, работать над совместными проектами, обрабатывать собранные материалы; - инсценировать различные легенды, сочинять новые легенды, сказки.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

30-40 мин

1 раз

1 занятие

30ч

2. Тематическое планирование

1 год обучения

Наименование

разделов, блоков, тем

Всего часов


количество

часов


Теоретические учебные занятия

Практические

учебные занятия

Экскурсии

1.

Комплектование.

Вводная часть.

1

1



2.

Земля Кубанская

16

11

5


3.

Растительный мир

3

2

1


4.

Животный мир

3

2

1


5.

Историческое прошлое нашего края

5

2

2

1

6.

Люди нашего города

4

2

1

1


Итого

33

18

9

9



3. Содержание программы


1 год обучения


  1. Комплектование. Вводная беседа. (1 ч.)
Подготовка помещения. Инструктаж по технике безопасности. Задачи и содержание работы краеведческого кружка. Организация занятий. Значение работы.
  1. Земля кубанская. ( 16 ч.)

Положение на карте. Границы. Реки, озера и моря края. Города и станицы. Подземные богатства края. Поверхность края. Практическое занятие: зарисовка.
  1. Растительный мир. (3 ч.)
Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения. Практическое занятие: зарисовка, игра «Отгадай растение». Экскурсия в рощу.
  1. Животный мир. (3ч.)
Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые. Практическое занятие: Викторина о животных. Экскурсия в Староминский краеведческий музей.
  1. Историческое прошлое нашего края. ( 3ч.)
Староминская-сердцу близкая.. Родная школа.. Библиотеки. Музеи. Предприятия. Практические занятия: Моя станица (зарисовка.) Экскурсии в библиотеку, школьный музей.
  1. Люди нашего края. (7 ч.)
Профессии родителей. Знаменитые люди Кубани. Знаменитые жители Староминской Герои - земляки. Практические занятия: Конкурс сочинений «Моя семья», «Кем я стану», утренник «Все профессии важны».

4. Методическое обеспечение
При составлении календарно - тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально изучают все вопросы краеведения. Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи. Целесообразно наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д. Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка. При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача. Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы. При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро. Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.




5. Литература


  1. Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению

  2. Программы для дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма»

  3. Р.Д. Болдырев, М.И. Ковальский «Наш край»

  4. Л. Гринь «Природа родного края»

  5. И.И. Степанов «Краснодарский край»

  6. И.П. Лотышев «Путешествия по родному краю»

  7. Н.В. Ходырева «Казачий семейный альбом»

  8. М.В. Мирук, Т.А. Науменко «Введение в историю Кубани»

  9. Г.Т. Чучмай «Лабинск»

  10. Г.И. Плотников «Животный мир Краснодарского края»

  11. С.Койдан «Лесной жемчуг»

  12. М.Ф. Харакоз «Лекарственные растения Краснодарского края»

  13. «Красная книга Краснодарского края» составитель Н. Нагалевский

  14. А Костенков, К. Обойщиков, И. Савченко «Кубани славные сыны»

  15. Боржов В. Занимательное краеведение.

  16. « Кубанская азбука» О . Хамцова


Календарно-тематическое планирование занятий

№п.п

Тематическое планирование

дата

Характеристика деятельности учащихся

инструментарий

план

факт

1

Комплектование . Вводная беседа.

Учащиеся осваивают первоначальные умения:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -оценивать результаты своей работы Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина», характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна.

2

«А»-Анапа. Горгипия.

Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет. Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал.

3

«Б»-Брагина Людмила. Люди прославившие край.

Характеризовать нравственный смысл понятий «Гордость страны»,. Составлять сообщение об одном из выдающихся земляков. Объединив статьи одноклассников, создать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках)

4

« В»-водопад. Водоемы краснодарского края

Перечислять названия известных водоемов, описывать занятия людей у водоемов. Описывать Черное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоемы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоемов.

5

«Г»-горы. Поверхность края

Характеризовать рельеф Краснодарского края. Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края.

6

«Д»-дольмены

Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена

7

«Е»-Екатерина Вторая

Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц. Рассказывать историю основания своего населенного пункта.

8-9

«Ё»-ёжик. Животный мир края

Описывать растительный и животный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространенные на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора.

10

«Ж»-железная дорога. Административное деление края

Перечислять районы Краснодарского края, выделяя среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рас сказ об одном из районов.

11

«З»-зубр. Кавказский биосферный заповедник.

Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своем любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией Анализировать, какую пользу приносят животные человеку.

12

«И» -Иль .Древние стоянки человека.

Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная»

13-14

«Й»-йод. Подземные богатства края

Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение накарте (нефть, газ, глина, песок, мергель,гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи.

15

«К»- Краснодар. Административный центр края.

Определять местоположение Краснодарского края на карте по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы - соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной, воздушной) с другими регионами нашей страны.

16

«Л»-литература. К. Обойщиков, И. Варавва.

Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант

17

«М»-море. Черное и Азовское моря.

Называть и показывать на карте водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей ( перевозка людей, грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей) Определять ползу водоёмов. Находить и обсуждать причины которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень участия в очистке водоёмов.

18

«Н»-Новороссийск. Города-герои.

Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы»..

19

«О»-Орленок. Детские курорты края.

Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет).

20

«П»-подсолнух. Сельскохозяйственное производство.

Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные н дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками.

21

«Р»-Россинский. Радетели земли кубанской.

Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант

22

«С»- степь. Скифские поселения.

Сопоставлять предметы быта различных эпох. Находить различия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей

23

«Т»- Тамань.

Сопоставлять предметы быта различных эпох. Находить различия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей

24

«У»-урожай. Праздник Урожая.

Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные н дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками

25-26

«Ф»- Фелицын. Краеведческий музей. Экскурсия.

Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант

27

«Х»-хор. Кубанский казачий хор.

Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве

28

«Ц»-цемент. Полезные ископаемые.

Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение накарте (нефть, газ, глина, песок, мергель,гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи.

29

«Ч»-черкесы. Адыгея.

Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал.

30

«Ш»-школа. Экскурсия в школьный музей.


Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения традиций и обычаев народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе.

31

«Щ»-Щербина Федор Андреевич.

Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант».

32

«Э»-Экология.

Осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, обосновывать свою точку зрения; действовать по плану, адекватно оценивать свои достижения.

33

«Ю»-Южный Федеральный округ.

«Я»-кубанец!

Итоговое занятие.

Характеризовать народные обычаи н традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная».


© 2010-2022