- Преподавателю
- Начальные классы
- План-конспект урока по русскому языку
План-конспект урока по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сулейманова З.Г. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Алабердинская СОШ»
Тетюшского муниципального района РТ
План-конспект урока
по русскому языку
Тема урока: «Творительный падеж имён существительных» Класс - 4
Учитель - Сулейманова З.Г.
Урок проведен-2.12.13.
Тема урока : «Творительный падеж имён существительных» Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
- Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.
- Вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже.
- Учить правильно употреблять имена существительные в творительном падеже.
- Научить детей самостоятельно мыслить, обобщать; развивать логическое мышление.
- Повторение и закрепление полученных знаний, орфограмм.
Задачи:
-образовательные: на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, умения различать безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и расширять словарный запас; актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного.
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес, ответственное отношение к учебному труду, расширение кругозора учащихся. Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. Материально-техническое обеспечение: слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык».
Ход урока:
1.Организационный момент
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (объединяемся в группы для работы на уроке)
Вводно - мотивационный этап
- Давайте улыбнёмся друг другу. Поприветствуем своего соседа по лицу, по плечу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Проверьте готовность.
Ручка, книжка и тетрадка
Всё у вас лежит в порядке.
. (Проверка готовности класса к уроку, записать число, классная работа)
2. Актуализация знаний. Модель ФРЕЙЕР.
Задание1.
- Сейчас мы должны вспомнить все о существительном. Участник№1 берет листы А4, раздает своим соседям. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать определение, вопросы, примеры и противоположные примеры. Для этого сначала сгибаем лист попалам, затем опять сгибаем попалам, находим закрытый угол и сгибаем треугольник. Открываем листочки, по линиям сгиба проводим отрезки. Дается время- 3 минуты.
- Кто готов, покажите это.( Закончить работу фейерверком.)Проверку начинаем с участника№2, стол №1
- Сейчас вы вспомнили определение, вопросы имени существительного. Применим это на практике. Работаете с партнером по лицу.
Модель КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. (Обсуждение вопроса в команде по очереди более одного круга)
Задание2. Игра «Четвёртое лишнее». Назовите 4-е лишнее слово (слова - на листочках). Затем поменяйтесь с партнерами листочками . Объясните, почему оно лишнее? Дается время- 1 минута.
-
Зима, холодный, небо, снежинка.
-
Мальчик, играют, дом, улица.
-
Я, кормушка, птица, холод.
-
Ветер, снег, земля, белым.
-
Праздник, весело,танец, игра.
Составьте предложения из данных слов. Дается дополнительное время.
Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание .
Отгадайте загадки:
1) В немецком языке их 4, в английском языке 2, а в русском и на татарском яз.-6. Каждый имеет свои вопросы. Что это?
-падежи.
-Назовите, какие?(ответы учащихся)
2) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже(им.п.)
3) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа(винит. п.)
3 .Подготовка к изучению нового материала.
Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.
-Ребята, назовите предметы, которыми пользуемся на уроках труда? (иголка с ниткой, ножницы, клей, пластилин, цветные бумаги, ткань, крючок)
- А что мы делаем с этими предметами?
-Шьем, вяжем, вышиваем, режим, клеем и т.д.
- Значит, что мы делаем?
-Мастерим, творим.
- А на уроках рисования что делаем?
- Тоже творим.
Давайте, ребята, попробуем подобрать родственные слова к слову творить.(творчество, творение, творец, творительный).Слайд№1
Как вы думаете ,о каком падеже на уроке будем говорить?( о творительном падеже) .
4.Изучение новой темы.
Слайд№2 «Тема урока»
Творительный падеж от слова творю. Самым своеобразным значением творительного падежа в русской грамматике -это: значение орудия, которым что-нибудь делают.
Но кроме этого смысла творительный падеж выражает много разных других значений.( время, место) Слайд№3 «Творительный падеж»
Задание3
Работа по учебнику. Открываем 57 страницу учебника.Упр.92
Физкультминутка. Модель МИКС -ПЭА-ШЭА. Смешиваются под музыку, образовывают пару, обсуждают вопрос, используя КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД(опроси-опроси-обменяйся карточками)
-Какие существительные относятся к 1склонению?-(отвечает тот, у кого день рожд. ближе)
-Какие существительные относятся к 2склонению?-(тот,у кого рост выше)
-Какие существительные относятся к 3склонению?-(тот, у кого волосы светлее)
-На какие вопросы отвечает Р.п.?-(тот, у кого размер обуви меньше)
-На какие вопросы отвечает В.п.?-(тот, у кого глаза темнее)
Задание4.
-- За окном зима. В воздухе медленно кружились первые снежинки, неся радостное сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение. Слайд№4
Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.
Проверяем -Слайд№5 Зима укрыла землю белым пушистым ковром.
Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Найдите в предложении существительное в Т.п.
- Каким членом предложения является слово стоящее в Т.п.? (второстепенным)
-Как употребляется существительное в Т.п.в данном предложении с предлогом или без предлога?
- Выделите орфограммы (Зима, ковром -безударные гласные в корне слова, пушистым - правописание - жи, - ши).
- Как проверить безударную гласную в корне слова?(Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) - зимы, зимушка, зимний; коврик.
Задание5.Слайд№ 6. Найдите в предложении существительное в Т.п.
Тепло хлебам под пушистым снегом.
-Как употребляется существительное в Т.п.в данном предложении? ( с предлогом)
- Какой вывод можем сделать о существительном в Т.п.? (употребляется с предлогом и без предлога, является в предложении второстепенным членом ) Слайд№7
Задание5. Слайд№8-Составьте предложения и запишите.(или устно)
Задание6 Слайд№9
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН.(Подумай-запиши-обсуди в команде)
5.Закрепление.
- На какие вопросы отвечает творительный падеж им. сущ.? (кем? чем?), с какими предлогами он употребляется? ( над, перед, за, под, с, между).
-Какие окончания имеют существительные 1склонения в творительном падеже?
-2скл., 3скл.?
- Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа? (второстепенным). Слайд№10
6. Рефлексия
-Тебе понравился урок?
-Что нового узнал?
Модель КОНЭРС(углы)
Каждый из вас должен выбрать 1из 2 ответов на вопрос
-Как ты думаешь, что тебе больше помогло сегодня на уроке?
-Дружба (взаимопомощь) ?
-Знание? Идите к вашим углам и обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол?
-Садитесь на свои места , я раздаю вам билетики на выход. Перед вами лежат смайлики, они разного настроения, выберите тот, который соответствует вашему настроению от урока и приклейте под вашим ответом.
-Вы все молодцы! Спасибо за урок.