Статья Здоровье на кончиках пальцев

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект

« Здоровье на кончиках пальцев»

Учитель начальных классов Ващенко Зоя Ивановна

МКСКОУ - С(К)ОШ VIII вида № 10 города Асино Томской области

Тема проекта: «Здоровье на кончиках пальцев»

Тип проекта: «Исследовательский, творческий; групповой, долгосрочный»

Введение. Младший школьный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления.По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований дают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики) .Ученики , которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении.

Актуальность. Основная цель - снижение заболеваемости детей.Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т. к. мозг напрямую связан с работой пальцев и двигательной активностью ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони находится около 1 тыс. важных биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать деятельность органов человека.В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной.

Цель проекта:

Педагогическая:

Ученическая:

Сохранять и укреплять здоровье детей; развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики.

Принять участие в проекте «Здоровье на кончиках пальцев»

Задачи проекта:

Педагогическая:

Ученическая:

Познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;развивать речь детей, расширять словарный запас.Развивать коммуникативные компетенции,познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Научиться самостоятельно развивать мелкую моторику пальцев рук ,развивать свои речевые способности.

Этапы проекта:

1. Пдготовительный.(подбор литературы и т.д.)

2.Основной.

3.Заключительный.

Примерное содержание проекта:

Мероприятие

Задачи

Ожидаемый результат

1

Беседа-игра «Если хочешь быть здоров!»:пальчиковые гимнастики: «С добрым утром»; «Пальчики здороваются»; «Как живешь»;

Развивать умение внимательно слушать, формировать представления о пальчиковой гимнастике Умение рассуждать, обсуждать, доказывать свою точку зрения

2.

Беседа-игра, включающая прибаутки, потешки, используемые в развитии культурно-гигиенических навыков:«Мышка мыла лапки», " Этот пальчик дедушка» и т.д.

Развивать умение внимательно слушать, формировать представления о пальчиковой гимнастике Умение рассуждать, обсуждать, доказывать свою точку зрения

3

«Зачем нам нужны руки»- пальчиковые гимнастики: «Дружные пальчики»; «Помощники»; Пирожки»; «Строим дом»; «Сказочка о пальчиках»;

Развивать умение внимательно слушать, формировать представления о пальчиковой гимнастике Умение рассуждать, обсуждать, доказывать свою точку зрения

4

Сказка-беседа «Мойдодыр»

Развивать умение внимательно слушать, формировать представления о пальчиковой гимнастике Умение рассуждать, обсуждать, доказывать свою точку зрения

5

"Как ухаживать за руками»-пальчиковые гимнастики: «Варежки»; «Моем ручки»;

Развивать умение внимательно слушать, формировать представления о пальчиковой гимнастике Умение рассуждать, обсуждать, доказывать свою точку зрения

6

Зачем нам нужны руки»- пальчиковые гимнастики: «Дружные пальчики»; «Помощники»; Пирожки»; «Строим дом»; «Сказочка о пальчиках»;

Развивать умение внимательно слушать, формировать представления о пальчиковой гимнастике Умение рассуждать, обсуждать, доказывать свою точку зрения

7

Конкурс рисунков «На что это похоже?»

Развивать художественный вкус, чувство композиции, воспитывать навыки сотрудничества Умение взаимодействовать с партнёрами, корректно отстаивать свою точку зрения, выполнять рисунок в соответствии с заданной темой

8-9

Подготовка и проведение спектакля по произведению русской народной сказки «Репка»

Развивать у детей навыки планирования совместной деятельности, развивать творческое мышление, умение создавать правдивый образ. Развивать интонационную сторону речи. Развивать навыки работы с материалом. Воспитывать умение работать в коллективе, считаться с мнениями товарищей Способность определять цель деятельности, умение распределять между собой объём работы, способность самостоятельно действовать в рамках обозначенных задач. Владеть способами управления своим поведением. Умение использовать бумагу в конструировании декораций и персонажей, добиваясь качественного выполнения работы. Задачи для родителей:учитывать опыт детей, приобретенный в школе;создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.Средства достижения поставленных задач: применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;использование пальчиковой гимнастики в образовательной деятельности;информационные листы для родителей;разучивание стихов, потешек;использование атрибутов к пальчиковой гимнастики. Предполагаемый результат: Дети: -развита двигательная активность;проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной. Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь. -Учитель: -повышение теоретического уровня и профессионализма;-внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;-самореализация. Родители: родители стали единомышленниками с учителем по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома. Виды деятельности: I . Ежедневная профилактика 1. Утренняя гимнастика (использование пальчиковой гимнастики перед выполнением общеразвивающих упражнений) 2. Самомассаж рук резиновыми мячиками, крупами, пуговицами разного размера и формы, камешками, бусинками. 3. На физминутках разминка для пальцев: -хватательные движения (сжать пальцы в кулапк, расжатьть; -сюжетные пальчиковые и гры «Пальчики здороваются», «Коготки»; -самомассаж кисти рук с помощью пальцев другой руки «Надеваем перчатку»; 4. Игры Игры - манипуляции: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?. », Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Елка», «Распускается цветок», «Грабли» и др. Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек» Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др. «Мозаика»;«Пирамидки»;«Разноцветные бусы»;«Найди клад» (поиск предметов в сухом бассейне) ;«Чудесный мешочек»;«Пазлы» Игры - манипуляции: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?. », Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Елка», «Распускается цветок», «Грабли» и др. Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек» Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др. «Мозаика»;«Пирамидки»;«Разноцветные бусы»;«Найди клад» (поиск предметов в сухом бассейне); «Чудесный мешочек»;«Пазлы»; Театрализованные игры (пальчиковый театр). II . Родительское собрание «Знакомство с проектом «Здоровье на кончиках пальцев». III. Картотека пальчиковых гимнастик. IV .Оформление фотовыставок: «Пальчиковые сказки»; «Говорящие пальчики» V. Информационная корзина «Шкатулка вопросов». VI. Анкеты. VII. Анализ проделанной работы Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

© 2010-2022