- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час Язык-живая душа народа
Классный час Язык-живая душа народа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кадушко Н.Н. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час посвящённый
-
Дню языков народов Казахстана
-
«Язык- живая душа народа»
-
Цель: Привитие интереса к знанию государственного языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа.
Задачи: 1. Формирование стремления к овладению казахского, русского и английского языков;
2. Изучение традиций и обычаев народов, населяющих территорию Казахстана;
3. Воспитание уважения и желания изучать, знать языки. -
Оборудование: плакаты, презентация.
-
Ход классного часа.
-
Учитель: Сәлеметсіздер ме!
-
Здравствуйте! Здоровеньки буллы! Гуд монин! Гутен таг! Буэнос диас!
-
Беседа:
-
22 сентября ежегодно отмечается «День языков народов Казахстана» наш Президент Н. Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня наш классный час мы посвящаем теме: «Язык - живая душа народа».
-
Акылбек Шаясменов
-
Земные языки.
Когда с природой я наедине, то различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине. Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у волн вдали, насвистывает что-то тихий ветер...
Мне не узнать всех языков Земли за краткий срок, отпущенный на свете.
Так тяжко на Земле без языка! Не высказать ни счастья, ни печали...
Безмолвны горы долгие года. О чём они, возвысясь, замечали?
Всё в языке: рожденье, первый шаг, любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.
И если вдруг исчезнет мой язык. То и меня вы больше не найдете! -
Прочитайте слова на казахском и русском языках:
-
«Тіл-достық көпірі», «Язык-мост дружбы».
-
- Как вы их понимаете?
-
Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка - передают свои мысли, желания, чувства.
-
Первые уроки русского языка в этом году были посвящены теме
-
« Язык - важнейшее средство общения».
-
1 ведущий: Казахстан многонациональное государство. Все народы, населяющие его равноправны, так как наш президент Н.А..Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру. Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.
-
Учитель:
-
Я люблю свой родной язык.
-
Он понятен для всех.
-
Он певуч...
Хочешь - песни, гимны пиши, -
Хочешь - выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч, -
Будто плоть земли, живуч.
-
Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.
-
Язык - это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово самое совершенное средство общения.
-
Ученик:
-
Ана тілім-ардағым.
-
Ана тілім? Ана сүті-жүрегім,
-
Қадір тұтып оны әркез жүремін.
-
Бойымдағы өнерімді аздаған,
-
Өз тілімнің қасиеті деп білімін.
-
Ана тілім-ең асылым, ардағым,
-
Ана тілім-бар байлығым, бар бағым
-
Халқым үшін арнасам ән-жырымды,
-
Ана тілі-өз тілімді арнадым.
-
2 ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок ещё не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки , прибаутки, песни- это тоже язык.
-
Ученик: Родной язык!
-
Он с детства мне знаком,
-
На нем впервые я сказал «мама»,
-
На нем я клялся я в верности упрямой,
-
И каждый вздох понятен мне на нем.
-
Родной язык!
-
Он дорог мне, он мой.
-
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
-
На нем впервые довелось услышать
-
Мне лепет птиц зеленою весной.
-
1 ведущий: В основном законе государства - Конституции Республики Казахстан - записано, что русский язык является языком межнационального общения. Во всех школах дети изучают кроме родного языка ещё и русский.
-
2 ведущий: Русский язык, один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.
-
Ученик:
-
Но как родной люблю язык я русский:
-
Он нужен мне, как небо, каждый миг.
-
На нем живые трепетные чувства открылись мне,
-
И мир открылся в них.
-
Текут две речки в сердце, не мелея,
-
Становятся единою рекой.
-
Забыв родной язык, я онемею.
-
Утратив русский- стану я глухой.
-
Учитель: В среднем звене вы будете изучать английский и немецкий языки, а мы с вами пока изучаем только казахский и русский языки. Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, турецком и других языках.
-
«Знаешь ли ты свою Родину?» (Решение кроссворда).
-
1. Крупный промышленный центр. (Караганда)
2. Исчезающее море на юго-западе Казахстана. (Аральское)
3. Сорт яблок, которым славится Алматы. (Апорт)
4.Самое большое озеро Казахстана. (Балхаш)
5. Город, в районе которого был расположен военный полигон. (Семипалатинск)
6. Одна из крупных рек в Казахстане. (Иртыш)
7. Выдающийся казахский писатель, автор романа "Путь Абая". (М. Ауэзов)
8.Что добывают на западе Казахстана. (Нефть) -
Сейчас мы послушаем стихотворение Е.Елубаева «Самый богатый человек».
-
«Самый богатый человек».
-
Знать язык сегодня стало
-
Лишь один, не скрою, мало.
-
Если два- вопросов нет,
-
Ты для всех - авторитет.
-
Тех, кто три прекрасно знают,
-
Все за гениев считают.
-
Ну, а, если все четыре-
-
Нет людей богаче в мире.
-
1 ведущий: В Северо-Казахстанской области осуществляется трансляция польского телевидения "Полония", в Южно-Казахстанской области - узбекского телевидения. В эфире национального телеканала "Казахстан" и Казахского радио выходят программы на корейском, уйгурском, немецком языке. В целом в республике издаются газеты и журналы, выходят в эфир теле- и радиопередаче на 11 национальных языках, в том числе на украинском, польском, английском, немецком, корейском, уйгурском, турецком, дунганском, узбекском и других языках.
-
О, туған жер! Қасиетіңнен айналайын
-
Тамсанамын, қарап тұрып аыртыңа
-
Шыққан балаң, қазақ деген халықтан
-
Нәр аламын, жер- анадан алыптан.
-
Учитель: На земном шаре много языков: Русский, казахский, английский, немецкий, французский и др. Особую роль в развитии человечества сыграли так называемые мировые языки. Таких языков 6: английский, французский, русский, испанский, китайский, арабский. На любом из этих шести языков проводятся международные встречи, совещания на мировом уровне.
-
Итак, ребята, каждый язык-это целый мир. Язык-это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.
-
Давайте немного заглянем в гости к представителям разных национальностей, проживающих в нашем многонациональном государстве.
-
Просмотр презентации «22 сентября - День языков народов Казахстана».
-
Учитель: Народ не может быть большим и малым. Это количественное измерение.
Родной язык таким измерениям не подлежит. Он всегда великий.
Он - образ колыбели, родного очага, родного отечества. Неуважительное отношение к родному языку никого не украшает. -
Кто путь забыл к родительскому дому.
-
Тот не заслуживает сам любви большой.
Кто равнодушен к языку родному, -
Тот и к чужому холоден душой.
-
Главное богатство любой страны - человек. У каждого народа свой характер, и он определяет лицо страны. Русский характер - это удаль, великая сила, стремительный бег тройки, широта души.
Казахский характер - это бескрайние степи, байга и гостеприимство.
Хотите принять участие в нашей «байге»? -
Конкурс «Байга»
-Столица Казахстана? (Астана)
- Герой русских сказок (Иванушка-дурачок)
- Источник знаний (Книга)
- Какой день 16 декабря 1991 года (День Независимости) -
-Какой язык является государственным в нашей стране? (казахский)
-
И в итоге нашего классного часа я хочу рассказать вам один случай:
-
«Маленький мальчик однажды спросил у мамы, что означает слово «всегда», ему объяснили. Мальчик запрыгал по садовой дорожке и начал повторять это слово, прибавляя к нему другие. Так получились стихи: Пусть всегда будет солнце, небо, мама, я!» Об истории создания этих строк рассказал в своей книжке известный русский писатель К. Чуковский. Рассказ прочитал художник и нарисовал плакат- детский рисунок со словами мальчика. На этом не кончилась история детского стишка. Она попала на глаза поэту Льву Ошанину и композитору Аркадию Островскому.
-
Родилась песня. Зазвенела она детскими голосами. А потом перешагнула границы, запели её дети всего мира. Припев этой песни стал символом дружбы детей всех стран. Давайте вместе исполним припев этой песни: « Солнечный круг»
-
Исполнение припева учащимися.
-
Учитель: Вот и подошёл к концу наш классный час, посвященный Дню языков! Желаем всем всего вам доброго и прекрасного! И в заключение мне хотелось бы прочесть следующие строки:
-
У русских и казахов общий путь -
-
Путь дружбы - и с него нельзя свернуть!
-
Народы вместе сквозь века прошли,
-
В пути друзей надежных обрели.
-
Объединяет много наций Казахстан
И Президент наш утверждает: "Нужно,
Чтоб был один язык народов разных стран,
И это, несомненно, - язык Дружбы". -
-Мира, благополучия, единения нашим народам!