- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторных процессов»
Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторных процессов»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Булдыгина О.С. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №104
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.С. ХАРЧЕНКО
ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
___________________________________________________________________________________
Рассмотрено
на заседании м/объединении
учителей начальных классов
19.06.2014
руководитель м/о
____________ Е.А.Самойлова
Рекомендовано
к использованию заседанием
Педагогического совета
протокол № от 23.06.2014
Утверждаю
приказ от 23.06.14 №
Директор ГБОУ школа .№ 104
имени М.С.Харченко
____________И.А.Добренко
Рабочая программа
«Коррекция и развитие психомоторных процессов»
для учащихся начальных классов (1-4)
Составитель рабочей программы:: учитель начальных классов Булдыгина О.С.
Согласовано
Зам.директора по УВР
М.В.Лебедева
___________ 2014
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
За основу рабочей программы «Коррекция и развитие психомоторных процессов» для учащихся начальной школы взята программа «Коррекционные оздоровительные мероприятия; разработка индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов» автора Эммануэль Т.С.
Цель программы: индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная на подготовку к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
-
Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятие, внимание, память, мышление, моторная деятельность)
-
Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности
-
Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности
Данная программа это курс специальных групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся. При организации коррекционно-развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям и индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно - развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:
-
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.
-
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
-
Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
-
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционно-развивающая работа с детьми осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Групповые занятия направлены на исправление недостатков психического развития детей. Группа формируется по результатам саногенетического мониторинга «Интокс» численностью до 10 человек. В группу входят дети разного возраста с 1 по 4 класс. В связи с этим, на занятиях могут быть использованы одни и те же игры, упражнения и методики, но при этом будет изменен уровень сложности. Универсальной формой коррекционных занятий будет игра.
Работа с группой детей проводится в течение одного полугодия. После чего формируется другая группа по результатам саногенетического мониторинга на второе полугодие.
Программа «Коррекция и развитие психомоторных процессов» для учащихся начальных классов рассчитана на 34 часа в полугодие, 2 занятия в неделю, продолжительностью 30 мин.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема блока
Кол-во часов
1
Коррекция двигательной сферы на основе упражнений общей и мелкой моторики
6
2
Координация эмоциональной сферы
7
3
Коррекция и развитие познавательных процессов
21
Итого:
34
Содержание программы
Коррекционно-развивающие занятия распределены по трем блокам.
I блок: Коррекция двигательной сферы на основе упражнений общей и мелкой моторики (6 часов)
Развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки.
Знакомство с предметом. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие общей моторики. Упражнения на развитие графомоторных навыков. Игры и упражнения на развитие сенсомоторных навыков.
II блок: Координация эмоциональной сферы (7 часов)
Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе младшего школьника зависит от уровня сформированности эмоциональной сферы, умения налаживать отношения с окружающими людьми. Эмоциональная сфера является важной состовляющей в развитии личности ребенка. Коррекционная работа связана с распознаванием эмоционального состояния человека и развитием умения отображать эти состояния с помощью мимики и жестов.
Игры на развитие эмоциональной сферы. Игры и упражнения на выражение удивления. Игры и упражнения на выражение радости, удовольствия. Игры и упражнения на выражение страдания, печали. Игры и упражнения на формирование эмоциональной сферы. Театрализованные игры. Игра-путешествие «Мир интересных движений».
III блок: Коррекция и развитие познавательных процессов (21 час)
Коррекционные занятия III блока начинаются с формирования восприятия. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Внимание учащихся характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала. В развитии мыслительной деятельности учащихся обнаруживается отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
Упражнения и игры на восприятия пространства. Упражнения и игры на восприятия времени. Упражнения и игры на восприятие формы, цвета и величины. Диагностика развития восприятия. Упражнения и игры на развитие устойчивости внимания. Упражнения и игры на развитие произвольного внимания. Развитие сенсорной памяти через упражнения и игры на развитие внимания. Упражнения и игры на умение распределять внимание. Упражнения и игры на умение переключать внимание. Диагностика развития внимания. Упражнения и игры на развитие зрительной памяти. Упражнения и игры на развитие слуховой памяти. Упражнения и игры на развитие моторной памяти. Диагностика развития памяти. Упражнения и игры на развитие умения сравнивать. Упражнения и игры на развитие умения находить предметы по заданным признакам. Упражнения и игры на развитие классификации предметов. Упражнения и игры на развитие логического мышления. Диагностика развития мышления. Заключительная диагностика.
Формы организации коррекционно-развивающей работы обучающихся и используемые технологии:
- Игры
- Беседы
- Тренинги общения
- Наблюдение и обсуждение событий
- Обсуждение проблемных ситуаций
- Ролевые игры и упражнения
- Чтение художественных произведений
- Сочинение историй
- Рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций, импровизации
- дискуссии
Основные требования к уровню подготовки учащихся
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся
должны научиться:
-
узнавать предметы по заданным признакам;
-
сравнивать предметы по внешним признакам;
-
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
-
составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
-
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
-
давать полное описание объектов и явлений;
-
различать противоположно направленные действия и явления;
-
видеть временные рамки своей деятельности;
-
определять последовательность событий;
-
ориентироваться в пространстве;
-
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
-
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
-
опосредовать свою деятельность речью.
Учащиеся должны уметь:
-
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога, составлять план действий;
-
выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
-
пользоваться элементами расслабления;
-
группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
-
конструировать сложные формы;
-
находить нереальные элементы нелепых картинок;
-
определять противоположные качества и свойства предметов;
-
самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
-
моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
-
определять возраст людей.
-
дорисовывать незаконченные изображения;
-
определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предмет
-
действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
-
определять время по часам.
Формы учета оценки планируемых результатов:
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика
- Анкетирование учащихся и родителей
Формы учета оценки планируемых результатов в конце учебного года:
- Диагностика
- Тест
Планируемые результаты Выделяется три уровня планируемых результатов.
1 уровень - ученики, которые все задания выполняют самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу, могут объяснять свои действия словами. Полученные знания и умения такие ученики, успешнее других, применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
2 уровень - в ходе обучения эти дети испытывают больше трудностей, чем ученики 1 уровня. Они в основном понимают задания, инструкции, но без помощи сделать самостоятельные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
3 уровень - ученики, которые нуждаются в различных видах помощи (словесно - логической, наглядной, предметно - практической). Успешность освоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила игр, инструкции заданий). Им трудно определить и выделить главное, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Они нуждаются в дополнительном объяснении и разъяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2 уровню. Значительная помощь им бывает нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников данной группы нужно постоянно организовывать. После этого дети уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
-
организация самостоятельной работы;
-
мини-исследования;
-
творческая деятельность;
-
развитие критического мышления;
-
организация группового взаимодействия;
-
рефлексивное обучение;
-
оценка достижений;
-
самоконтроль.
Материально - техническое обеспечение программы:
Электронно - програмное обеспечение:
-
Мультимедийные разработки
-
DVD диски
-
CD диски
Технические средства обучения:
-
Компьютер
-
Телевизор
-
Принтер
-
Музыкальный центр
Методические пособия для учителя:
-
Диагностический комплект для начальной школы.
-
Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001
-
Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У - Фактория, 2005
-
М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало «Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления - пособие для начальных классов», М., Антал, 1995
-
А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 - 9 лет», М., ТЦ Сфера, 2002
-
Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис - Пресс, Рольф, 2000