Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторных процессов»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №104

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.С. ХАРЧЕНКО

ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

___________________________________________________________________________________


Рассмотрено

на заседании м/объединении

учителей начальных классов

19.06.2014
руководитель м/о

____________ Е.А.Самойлова

Рекомендовано

к использованию заседанием

Педагогического совета

протокол № от 23.06.2014

Утверждаю
приказ от 23.06.14 №

Директор ГБОУ школа .№ 104

имени М.С.Харченко

____________И.А.Добренко





Рабочая программа

«Коррекция и развитие психомоторных процессов»

для учащихся начальных классов (1-4)










Составитель рабочей программы:: учитель начальных классов Булдыгина О.С.



Согласовано

Зам.директора по УВР

М.В.Лебедева

___________ 2014



Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

За основу рабочей программы «Коррекция и развитие психомоторных процессов» для учащихся начальной школы взята программа «Коррекционные оздоровительные мероприятия; разработка индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов» автора Эммануэль Т.С.

Цель программы: индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная на подготовку к усвоению ими учебного материала.

Задачи программы:

  • Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятие, внимание, память, мышление, моторная деятельность)

  • Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности

  • Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности

Данная программа это курс специальных групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся. При организации коррекционно-развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям и индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно - развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

  • Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.

  • Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.

  • Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.

  • Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционно-развивающая работа с детьми осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Групповые занятия направлены на исправление недостатков психического развития детей. Группа формируется по результатам саногенетического мониторинга «Интокс» численностью до 10 человек. В группу входят дети разного возраста с 1 по 4 класс. В связи с этим, на занятиях могут быть использованы одни и те же игры, упражнения и методики, но при этом будет изменен уровень сложности. Универсальной формой коррекционных занятий будет игра.

Работа с группой детей проводится в течение одного полугодия. После чего формируется другая группа по результатам саногенетического мониторинга на второе полугодие.

Программа «Коррекция и развитие психомоторных процессов» для учащихся начальных классов рассчитана на 34 часа в полугодие, 2 занятия в неделю, продолжительностью 30 мин.

Учебно-тематический план

п/п

Тема блока

Кол-во часов

1

Коррекция двигательной сферы на основе упражнений общей и мелкой моторики

6

2

Координация эмоциональной сферы

7

3

Коррекция и развитие познавательных процессов

21

Итого:

34


Содержание программы

Коррекционно-развивающие занятия распределены по трем блокам.

I блок: Коррекция двигательной сферы на основе упражнений общей и мелкой моторики (6 часов)

Развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки.

Знакомство с предметом. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие общей моторики. Упражнения на развитие графомоторных навыков. Игры и упражнения на развитие сенсомоторных навыков.

II блок: Координация эмоциональной сферы (7 часов)

Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе младшего школьника зависит от уровня сформированности эмоциональной сферы, умения налаживать отношения с окружающими людьми. Эмоциональная сфера является важной состовляющей в развитии личности ребенка. Коррекционная работа связана с распознаванием эмоционального состояния человека и развитием умения отображать эти состояния с помощью мимики и жестов.

Игры на развитие эмоциональной сферы. Игры и упражнения на выражение удивления. Игры и упражнения на выражение радости, удовольствия. Игры и упражнения на выражение страдания, печали. Игры и упражнения на формирование эмоциональной сферы. Театрализованные игры. Игра-путешествие «Мир интересных движений».

III блок: Коррекция и развитие познавательных процессов (21 час)

Коррекционные занятия III блока начинаются с формирования восприятия. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Внимание учащихся характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала. В развитии мыслительной деятельности учащихся обнаруживается отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.


Упражнения и игры на восприятия пространства. Упражнения и игры на восприятия времени. Упражнения и игры на восприятие формы, цвета и величины. Диагностика развития восприятия. Упражнения и игры на развитие устойчивости внимания. Упражнения и игры на развитие произвольного внимания. Развитие сенсорной памяти через упражнения и игры на развитие внимания. Упражнения и игры на умение распределять внимание. Упражнения и игры на умение переключать внимание. Диагностика развития внимания. Упражнения и игры на развитие зрительной памяти. Упражнения и игры на развитие слуховой памяти. Упражнения и игры на развитие моторной памяти. Диагностика развития памяти. Упражнения и игры на развитие умения сравнивать. Упражнения и игры на развитие умения находить предметы по заданным признакам. Упражнения и игры на развитие классификации предметов. Упражнения и игры на развитие логического мышления. Диагностика развития мышления. Заключительная диагностика.

Формы организации коррекционно-развивающей работы обучающихся и используемые технологии:

  • Игры
  • Беседы
  • Тренинги общения
  • Наблюдение и обсуждение событий
  • Обсуждение проблемных ситуаций
  • Ролевые игры и упражнения
  • Чтение художественных произведений
  • Сочинение историй
  • Рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций, импровизации
  • дискуссии


Основные требования к уровню подготовки учащихся

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся

должны научиться:

  • узнавать предметы по заданным признакам;

  • сравнивать предметы по внешним признакам;

  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

  • давать полное описание объектов и явлений;

  • различать противоположно направленные действия и явления;

  • видеть временные рамки своей деятельности;

  • определять последовательность событий;

  • ориентироваться в пространстве;

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;

  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

  • опосредовать свою деятельность речью.

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога, составлять план действий;

  • выполнять точные движения при штриховке двумя руками;

  • пользоваться элементами расслабления;

  • группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;

  • конструировать сложные формы;

  • находить нереальные элементы нелепых картинок;

  • определять противоположные качества и свойства предметов;

  • самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;

  • моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

  • определять возраст людей.

  • дорисовывать незаконченные изображения;

  • определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предмет

  • действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

  • определять время по часам.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика
  4. Анкетирование учащихся и родителей

Формы учета оценки планируемых результатов в конце учебного года:

  • Диагностика
  • Тест

Планируемые результаты Выделяется три уровня планируемых результатов.

1 уровень - ученики, которые все задания выполняют самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу, могут объяснять свои действия словами. Полученные знания и умения такие ученики, успешнее других, применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

2 уровень - в ходе обучения эти дети испытывают больше трудностей, чем ученики 1 уровня. Они в основном понимают задания, инструкции, но без помощи сделать самостоятельные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

3 уровень - ученики, которые нуждаются в различных видах помощи (словесно - логической, наглядной, предметно - практической). Успешность освоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила игр, инструкции заданий). Им трудно определить и выделить главное, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Они нуждаются в дополнительном объяснении и разъяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2 уровню. Значительная помощь им бывает нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников данной группы нужно постоянно организовывать. После этого дети уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

  • организация самостоятельной работы;

  • мини-исследования;

  • творческая деятельность;

  • развитие критического мышления;

  • организация группового взаимодействия;

  • рефлексивное обучение;

  • оценка достижений;

  • самоконтроль.


Материально - техническое обеспечение программы:

Электронно - програмное обеспечение:

  • Мультимедийные разработки

  • DVD диски

  • CD диски

Технические средства обучения:

  • Компьютер

  • Телевизор

  • Принтер

  • Музыкальный центр

Методические пособия для учителя:

  • Диагностический комплект для начальной школы.

  • Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001

  • Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У - Фактория, 2005

  • М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало «Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления - пособие для начальных классов», М., Антал, 1995

  • А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 - 9 лет», М., ТЦ Сфера, 2002

  • Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис - Пресс, Рольф, 2000


© 2010-2022