Рабочие программы (внеурочная деятельность, 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка

"Весёлая грамматика»

(2013 - 2014 учебный год)

Пояснительная записка


Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит факультативный курс "Занимательная грамматика", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса: Обучающие:
  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:
  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.


Курс изучения "Занимательной грамматики" рассчитан для учащихся 3 класса.


Этапы реализации программы:

  • подготовительный;

  • непосредственно реализация (план прилагается);

  • оценка эффективности;

  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;

  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);

  • анализ занятий проведенных по плану;

  • разработка рекомендаций.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.



Учебно-тематический план программы "Весёлая грамматика"

«Занимательное словообразование»

3 класс (32 часа)

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1

Сказочное царство слов.

1

4.10

2-3

Путешествие в страну Слов.

2

11.11

18.10

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

25.10

8.11

6 -7

В гостях у слов- родственников.

2

8- 9

Добрые слова.

2

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

16

Слова- антонимы.

1

17

Слова- омонимы.

1

18

Крылатые слова.

1

19- 20

В королевстве ошибок.

2

21-22

В стране Сочинителей.

2

23-24

Искусство красноречия.

2

25

Праздник творчества и игры.

1

26- 27

Трудные слова.

2

28- 29

Анаграммы и метаграммы.

2

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

32

Откуда пришли наши имена.

1

33

Занимательное слообразование.

1

34

КВН по русскому языку.

1

Итого 34 часа



Список литературы


  1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: 1963 г.

  2. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. - М.: Новая школа, 1996 г.

  3. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. - М.: Новая школа, 1996 г.

  4. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994 г.

  5. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. - М.: Просвещение, 1995 г.

  6. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 г.

  7. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991 г.

  8. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996 г.

  9. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург: АРГО, 1996г.

  10. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. - М.: Владос, 1999 г.

  11. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991 г.

  12. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. - Саратов: Лицей, 2004 г

  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: Самовар, 1994 г.

  14. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! - М.: Самовар, 1995 г.

  15. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.: Самовар, 1994 г.

  16. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? - М.: Астрель, АСТ, 2000 г.

  17. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. - Чебоксары: КЛИО, 1997 г.

  18. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. - М.: АСТ-Пресс, 1995 г.

  19. Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. - М.: Сфера, 2002 г.

  20. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

  21. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. - М.: Просвещение, 1991 г.

5



© 2010-2022