- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочие программы (внеурочная деятельность, 3 класс)
Рабочие программы (внеурочная деятельность, 3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ляшова Т.П. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Программа кружка
"Весёлая грамматика»
(2013 - 2014 учебный год)
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит факультативный курс "Занимательная грамматика", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса: Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
-
игровая;
-
теоретическая;
-
практическая.
Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Курс изучения "Занимательной грамматики" рассчитан для учащихся 3 класса.
Этапы реализации программы:
-
подготовительный;
-
непосредственно реализация (план прилагается);
-
оценка эффективности;
-
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
-
дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы:
-
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
-
анализ занятий проведенных по плану;
-
разработка рекомендаций.
Планируемые результаты
Личностные результаты
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
Учебно-тематический план программы "Весёлая грамматика"
«Занимательное словообразование»
3 класс (32 часа)
№
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
план
факт
1
Сказочное царство слов.
1
4.10
2-3
Путешествие в страну Слов.
2
11.11
18.10
4 - 5
Чудесные превращения слов.
2
25.10
8.11
6 -7
В гостях у слов- родственников.
2
8- 9
Добрые слова.
2
10
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
1
11- 12
Новые слова в русском языке.
2
13
Встреча с зарубежными друзьями.
1
14- 15
Синонимы в русском языке.
2
16
Слова- антонимы.
1
17
Слова- омонимы.
1
18
Крылатые слова.
1
19- 20
В королевстве ошибок.
2
21-22
В стране Сочинителей.
2
23-24
Искусство красноречия.
2
25
Праздник творчества и игры.
1
26- 27
Трудные слова.
2
28- 29
Анаграммы и метаграммы.
2
30- 31
Шарады и логогрифы.
2
32
Откуда пришли наши имена.
1
33
Занимательное слообразование.
1
34
КВН по русскому языку.
1
Итого 34 часа
Список литературы
-
Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: 1963 г.
-
Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. - М.: Новая школа, 1996 г.
-
Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. - М.: Новая школа, 1996 г.
-
Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994 г.
-
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. - М.: Просвещение, 1995 г.
-
Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 г.
-
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991 г.
-
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996 г.
-
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург: АРГО, 1996г.
-
Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. - М.: Владос, 1999 г.
-
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991 г.
-
Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. - Саратов: Лицей, 2004 г
-
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: Самовар, 1994 г.
-
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! - М.: Самовар, 1995 г.
-
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.: Самовар, 1994 г.
-
Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? - М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
-
Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. - Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
-
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. - М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
-
Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. - М.: Сфера, 2002 г.
-
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.
-
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. - М.: Просвещение, 1991 г.
5