Поделитесь с коллегами:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла
Степанова Марина Ангиевна
- Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность
Учитель начальных классов КГУ СШ №2, Республики Казахстан, города Петропавловска - Предмет
Литературное чтение, внеклассная работа
- Класс
2 класс
- Название материала
Урок внеклассного чтения. «Русская народная сказка Морозко». - Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)
Разработка открытого урока по внеклассному чтению
- Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)
Цель: знакомство и анализ сказки Морозно. Задачи: Развитие умения читать выразительно, целыми словами, анализировать содержание текста по вопросам; выделять главную мысл; Совершенствование мыслительной деятельности: операции обобщения, сравнения; Подбор смысловых пар; установление причинно-следственных связей; Развитие речи учащихся, обогащение и уточнение словаря. - Краткое описание, методические рекомендации по использованию
Данный урок проведён в разделе «Мы и природа». Задания урока предполагают развитие критического мышления учащихся. Используется диалогическое обучение, групповая работа; самостоятельная работа; работа с учебником. Использовались информационно-коммуникативные технологии. -
Список использованной литературы.
К.Х.Жаданова, Е.Д. Бражникова 2 класс. Алматы: Алматыкітап баспасы, 2013
Тема: Урок внеклассного чтения. «Русская народная сказка Морозко». Цель: знакомство и анализ сказки Морозно. Задачи: Развитие умения читать выразительно, целыми словами, анализировать содержание текста по вопросам; выделять главную мысль; Совершенствование мыслительной деятельности: операции обобщения, сравнения; Подбор смысловых пар; установление причинно-следственных связей; Развитие речи учащихся, обогащение и уточнение словаря. Тип урока: комбинированный. Наглядные пособия: Иллюстрации к русской народной сказке "Морозко";презентация Методы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.
Ход урока:
- Организационный момент (слайд №1)
- Ребята сегодня мы с вами знакомимся с русской народной сказкой «Морозко» (работа в группах)
Сегодня мыс вами будем работать над сказкой, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказках, а для этого мы составим кластер. У вас на партах есть всё необходимое для составления кластера Сказка
Авторская
Народная
О животных
Бытовая
Волшебная
Концовка
Основная часть часть
Зачин
Присказка
- Работа над новым материалом
На что похож наш кластер? Давайте, используя кластер, разберём нашу сказку. Итак, начнём! К какому жанру относится, то произведение, с которым мы будем знакомиться? Слово «сказка» вызывает у каждого человека (и маленького, и взрослого) приятные чувства, тепло в душе. Как вы думаете, почему? (Так как в сказках добро всегда побеждает зло). Действительно, с детства мамы, отцы, бабушки и дедушки вводили нас в удивительный мир, в котором добро обязательно побеждало зло. Кто автор этой сказки? Значит она какая? Группа І Группа литературоведов докажет нам, что эта сказка народная Сказка - повествовательный жанр устного народного творчества, преимущественно небольшой по размеру, в котором речь идет о выдуманных событиях. Особенности народной сказки: - автор - коллективный (народ);
- существовала в устной форме;
- может иметь много вариантов.
К какому виду мы можем отнести эту сказку? Те, в которых происходят фантастические преобразования, есть волшебные предметы, называются ... (волшебными или фантастическими). (просмотр вставки в гостях у сказки) К какому элементу построения сказки можно отнести этот фрагмент? (присказка) Почему? Она не раскрывает содержание сказки, а подводит слушателя к прослушиванию, вызывает интерес и любопытство. Сегодня на нашем уроке часто будут встречаться слова Қыс - зима Аяз - мороз Кемпірдің қызы - старухина дочь Шалдың қызы - старикова дочь Ит - собака Шырша - ёлка Қар - снег К какому времени года относится сказка с которой мы сегодня будем знакомиться? Просмотрите ещё один фрагмент. На экране зачин сказки из фильма «Морозко». Как называется этот элемент сказки? Зачин - начало сказки. В нем указывается место действия, которое всегда неопределенно, перечисляются действующие лица. Кто главные герои сказки? Следующий этап сказки «основная часть» - Чтение сказки учащимися.
- Фронтальная беседа после чтения сказки.
- Понравилась ли вам сказка? - Кто главные герои сказки? - Кто из героев вам больше всего понравился и почему? - Как жилось дочке старика? - Почему старик повез свою дочь в лес? - Найдите в сказке слова, как жилось падчерице и старухиной дочери. - Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/. - Почему Морозко сжалился над падчерицей? - Почему старуха отправила свою дочь в лес? - Какой волшебный элемент встречается в этой сказке? - Чему же учит нас сказка? - Словарная работа.
Какие слова были непонятны, кроме тех, что написаны на доске? - Мачеха - не родная мать. - Падчерица - не родная дочь. - Затужил, заплакал - опечалился. - Озноб - замерзла до дрожи. - Окостенеть - замерзнуть до смерти. - Сжалился - пожалел. - Короб - круглая коробка, сделанная из бересты. - Рогожа - грубая ткань, сплетенная из лыка. - Заголосила - громко закричала, заплакала. Запомните эти слова. - Работа в группах.
Группа ІІ - «Психологи». Убедить героев, которые встречались в сказки «Морозко», в том, что труд даёт возможность жить честно и хорошо. Группа ІІІ - «Статисты». Какое магическое число, где и сколько раз встречается в сказке? (3) - Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.
Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери? Добрая Ленивая Трудолюбивая Грубая Вежливая Вредная Ласковая Сварливая Терпеливая Злая Почему? Ребята, давайте обобщим, так какая же была падчерица? И что она получила от Морозко? А какая была старухина дочь? И что она получила? - Моделирование сказки с помощью геометрических фигур.
Из зашифрованных фигурок составить алгоритм, который поможет рассказать сюжет сказки.
- мачеха; Алгоритм
- падчерица и родная дочь;
- старик;
- Морозко;
- сундук с подарками;
- сундук с углями. Мы с вами разобрали основной сюжет сказки и даже составили алгоритм сюжета сказки. И подошли к следующей части сказки. Это концовка - Концовка или развязка. Это благополучное решение тяжелой задачи возвращения домой, всегда завершаются шумным пиром, на котором иногда присутствует и сам рассказчик. Просмотрите ещё один фрагмент. На экране концовка сказки из фильма «Морозко». - Итог урока.
- Что мы сегодня делали? - Что запомнилось? - Какие новые слова мы с вами узнали? - Рефлексивно-Оцениваемый этап.
- Что вам понравилось на уроке? Какой вывод сделали после анализа сказок? Если вам понравился урок положите снежинку в золотой сундук. Если урок понравился, но возникли вопросы положите снежинку в серебрянный сундук. Еслиурок не погравился положите снежинку в медный сундук. 10. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки и небольшой рассказ: как вы представляете себе падчерицу и старухину дочь (можно сделать рисунок)……………………………………….